logo search
мастацтва

21. Арльский период творчества Ван Гога.

Период работы на юге Франции был самым плодотворным. Слова художника "жизнь искать в цвете" стали лейтмотивом его творчества. Полный радостного цветения предстает природа Прованса в написанных в светлой гамме методом "алла прима" полотнах "Цветущая слива" (1887, Музей Ван Гога) и "Ветка цветущего миндаля в стакане" (1888, там же). Трактованный с высоты птичьего полета, как в японских гравюрах, вид равнинного Прованса и зеленых холмов Монтмажура в пейзаже "Долина Ла Кро" (1888, Музей Ван Гога) написан энергичными пастозными движениями кисти, свидетельствующими уже об отходе от импрессионистической техники и обретении собственной живописной манеры. Ван Гог ищет эмоционально сильные сочетания цветов - желтого (в серии натюрмортов "Подсолнухи") и красного ("Красные виноградники в Арле", 1888, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва), наделяя их особой пластической выразительностью цвета. Загадочны и полны тревожного предчувствия красно-желтая и сине-желтая гаммы полотен с видами ночного Арля ("Ночное кафе", 1888, Художественная галерея Йельского университета, Нью Хейвен; "Терраса кафе ночью", 1888, Музей Креллер-Мюллер, Оттерло).

О произошедшем в Арле трагическом разрыве между художниками повествует полотно "Кресло Гогена" (1888, Музей Ван Гога) и "Стул Ван Гога" (1888, Галерея Тейт, Лондон). В концентрированной форме они выражают умение художника синтезировать натуру.

Серия автопортретов. Меняется внешний облик, меняется манера письма.

Его называют «начальником экспрессивного стиля». Выражение в драматической форме своего внутреннего «я». Главное – наиболее полно выразить себя.

Картина «Башмаки».

Картина «Женщина, которая вяжет сноп», «Жнец» (картины голландского цикла)

Картина «Подсолнухи». Выразил свое неспокойное «Я». Судя по композиции, цвету.

Показывает некоторые ветки вывалившимися или упавшими из вазы.

Самая неспокойная работа – «Ночное кафе». Ощущение неспокойности, безнадежности, крика. С одной стороны, есть в кафе посетители, а с другой – оно абсолютно безлюдно, пустое. Глухой, красный насыщенный цвет стен, зеленый потолок, желтый цвет, свисающие лампы – все говорит о состоянии надрыва.

Проводит много времени в больнице для душевнобольных Сен Лери.

Автопортрет с трубкой. Никакой символики, только экспрессия цвета, выражения лица.

Часто показывает солнце в картинах «артского периода». Солнце напряженное, нервное.

«Портрет доктора/папаши Гаши».

«Поле под грозовым небом» - последняя работа. Примерно в таком же поле Ван Гог выстрелил потом в себя.

С Ван Гогом завершается история импрессионизма.