logo
мастацтва

19. Идея синтетизма в творчестве Поля Гогена.

Как почти все постимпрессионисты, Гоген начал с импрессионизма, но вскоре от него отошел. В поисках собственного стиля он ориентировался на «таинственный центр мысли» (в то время как импрессионисты творили «в сфере, доступной глазу»). Это не значит, что Гоген отрекался от созерцания натуры, но он не хотел подчинить ей свою мысль: он натуры надлежало брать только доминирующие элементы и пользоваться ими самовластно, синтезируя, упрощая или преувеличивая в соответствии с идеей художника. Именно так поступали, по мысли Гогена, древние египтяне, так делают японцы и «примитивы».

Гоген сознательно стремился к выработке живописной системы, основанной на гармонии чистых цветов. Система получила название – синтетизм. К этому новому методу художник пришел, работая во второй половине 80-х гг. в бретонском местечке Понт-Авен. Здесь у него образовался кружок последователей: синтетисты, они же Понт-Авенская школа, они же будущие «набиды». Гоген учил их писать большими цветовыми плоскостями, интенсивно окрашенными, как цельные куски цветного стекла, с ясно выраженными ритмическими силуэтами. Декоративная организация полотна призвана стать символом переживания художника, пластическим эквивалентом этого переживания, языком Идеи («Видение после проповеди», 1888).

Путешествия Гогена на острова Полинезии и жизнь среди туземных племен окружили его имя легендой. Гоген полностью погрузился в этот неведомый внеевропейский мир, разделяя его образ жизни и отчасти усваивая творческие принципы «примитивов». Он был очарован вольной простотой жизни маори, «одновременно животной и человеческой», их бескорыстием и доверчивостью, естественной величавой грацией мужчин и женщин. Таитянские циклы - вершина творчества художника; в них он воплотил свою мечту об идеальном совершенном мире.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4