logo search
Культура Древнего Востока

25. Палетка фараона Нармера

  1. Первоначальное назначение палеток. Появление «звериных палеток».

  2. Палетка фараона Нармера как выдающийся памятник малой формы.

    1. Изображение двух противоборствующих сил.

    2. Сакральный смысл композиции:

      1. повторяемость изображений;

      2. условность, стилизация, фантастичность изображений;

      3. компоновка фигур;

      4. разнообразиепоз врагов.

    3. Отражение в палетке системы древнеегипетского канона:

      1. передача фигуры на плоскости;

      2. сочетание в одном изображении фасных и профильных элементов;

      3. разномасштабность фигур;

      4. пропорциональная соразмерность и замкнутость композиционных построений;

      5. фризообразность композиции: расположение сцен по регистрам.

Рекомендуемая литература

  1. Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Малая история искусств. Искусство древнего Востока. М., 1976. С. 207-213.

  2. Вачьянц А.М. «Вариации прекрасного». Мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Учебное пособие. М., 2000. С.64-65.

26. Сокровища Тутанхамона

27. Эстетические представления древних египтян

Рекомендуемая литература

Померанцева Н.А. Эстетические основы искусства Древнего Египта. М., 1985.

28. Символика цвета в культуре Древнего Египта

29. Своеобразие круглой скульптуры Древнего Египта

30. Взаимосвязь пиктографической, иероглифической письменности и изобразительного искусства

31. Многообразие жанров в литературе Древнего Египта: гимны, поучения, рассказы, религиозная и философская поэзия, описание путешествий

Рекомендуемая литература

Померанцева Н.А. Эстетические основы искусства Древнего Египта. М., 1985.

32. Образ божественного фараона в культуре Древнего Египта

Рекомендуемая литература

  1. Платонова Э.Е. Конспект лекций по культурологии. М., 2003.

  2. Сапронов П.А. Культурология. Курс лекций по теории и истории культуры. СПб., 2001.

33. Язык древнеегипетского искусства (изобразительное искусство, скульптура) и его связь с системой знаний о мире

Рекомендуемая литература

  1. Атлас по истории культуры и искусства Древнего Востока. Л.-М., 1940.

  2. Искусство Древнего Египта: живопись, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство. М., 1972.

  3. Матье М.Э. Древний Египет: Искусство Нового царства. М., 1947.

  4. Матье М.Э. Древний Египет: Искусство Среднего царства. М., 1947.

  5. Померанцева Н.А. Эстетические основы искусства Древнего Египта. М., 1985.

34. Живопись и рельефы Древнего Египта

  1. Цель живописи и рельефа в Древнем Египте.

  2. Тематика живописи и рельефа.

  3. правила в изображении человеческой фигуры в живописи и рельефе Древнего Египта.

  4. Композиционное своеобразие произведений живописи и рельефов в древнем Египте.

  5. Символика в применении цвета.

Рекомендуемая литература

История искусства. Первые цивилизации. М., 1998. С. 106 – 115.

35. Фаюмский портрет в культуре Древнего Египта

  1. Время появления фаюмского портрета.

  2. Фаюмский портрет как разновидность живописного портрета в Древнем Египте.

  3. Виды фаюмских портретов.

  4. Техника создания фаюмского портрета.

Рекомендуемая литература

  1. Стрелков А. Фаюмский портрет. М.-Л., 1936.

  2. Чубова А.П., Касперавичюс М.М., Саверкина И.И., Сидорова Н.А. Искусство Восточного Средиземноморья I – IV вв. М., 1985.

36. Декоративные виды искусства Древнего Египта

  1. Отношение древних египтян к декоративным видам искусства.

  2. Ювелирные украшения. Техника обработки металлов.

  3. Керамика и стекло.

  4. Предметы мебели.

Рекомендуемая литература

История искусства. Первые цивилизации. М., 1998.

37. Эволюция живописи и рельефа в культуре Древнего Египта

Рекомендуемая литература

История искусства. Первые цивилизации. М., 1998. С. 115 – 128.

38. Социокультурный смысл реформ Эхнатона

  1. Предпосылки возникновения реформ.

  2. Опора Эхнатона на интересы средних слоев населения.

  3. Разрыв с фивским жречеством и перенос столицы в город Ахетатон.

  4. Стремление к полной централизации власти.

  5. Тенденция к монотеизму в религиозных преобразованиях.

  6. Попытка соединения официальной идеологии и оппозиционной.

  7. Создание философии природы как сотворения света.

  8. Игнорирование осирической идеи о посмертном воздаянии.

  9. Восстановление культа Амона в годы правления Тутанхамона.

Рекомендуемая литература

  1. Кристиан Жан. Нефертити и Эхнатон. Солнечная чета. М., 1999.

  2. Матье М.Э. Во времена Нефертити. М.; Л., 1961.

  3. Морэ А. Цари и боги Египта. М., 2001.

  4. Перепелкин Ю.Я. Кэйе и Семнех-керэ. К исходу солнцепоклоннического переворота в Египте. М., 1979.

  5. Перепелкин Ю.Я. Тайны золотого гроба. М., 1968.