logo search
Культурология (конспект)

Арабо-мусульманская культура

Рождение арабской культуры связано с возникновением халифата. В VII -VIII вв. арабы покорили народы Сирии, Месопотамии, Египта и Северной Африки.

Связующей духовной нитью культуры Арабского Востока является исламская религия. Ислам (покорность) возник на рубеже VI - VII вв. Основоположник ислама пророк Мухаммед (570-632гг.). На основе положений ислама и обычного права арабов (адат) сложился свод законов - Шариат («ясный путь, по которому надо следовать»). В развитии культуры заметную роль играют процессы: арабизации (усвоения завоеванными народами языка и культуры арабов) и исламизации (процесс распространения новой религии среди завоеванных народов). Благодаря осуществлению политики арабизации и исламизации достигнуто:

a) социально-политическое сплочение населения всего халифата;

b) распространение единого языка межнационального общения (мусульманин обязан знать арабский, так как что служение Аллаху производится только на священном языке Корана);

c) интеграция арабо - мусульманской культуры.

Изобразительное искусство не выражало идеи Корана, так как только Аллах может создавать живое, установлен запрет на реалистическое творчество. Мусульманские художники изображают стилизованные (условные, не существующие в природе) предметы, либо абстрактные картины в виде орнаментов. Одним из таких видов изобразительного искусства является арабеска - орнамент, включающий композиции переплетений стилизованной растительности, геометрических фигур и элементов искусства каллиграфии (изящных надписей арабской вязью). Арабеска - тонкий растительный или геометрический орнамент, включавший стилизованные надписи.

Появились новые типы монументальных построек: мечети, башни-минареты, медресе, мавзолеи, крытые рынки, караван-сараи. Жаркий климат требовал сооружения открытых и подземных водопроводов, искусственных водоемов, фонтанов. Возникли оригинальные конструкции из глины, кирпича, камня: разнообразные формы арок, системы сводчатых перекрытий.

Ближневосточная традиция крестово-купольных сооружений была использована арабскими зодчими при строительстве медресе (араб, изучать) и мавзолеев. Мавзолеи имеют форму куба, на котором возвышается купол. Вход центрального фасада оформлялся стрельчатой аркой. Мавзолей Тадж-Махал (Индия) - памятник мирового зодчества, построен из белого мрамора шахом Джеханом в XVII в. в память любимой жены. Квадратный в плане, со скошенными углами, он перекрыт пятью куполами. Общая высота мавзолея 75 м.

Мечеть («мастжид» - место поклонения) как основное культовое сооружение возводится с VII -VIII вв. в подражание христианским храмам. Она имеет прямоугольный двор, окруженный галереями, прямоугольное основное здание со сферическим куполом и многоколонным молитвенным залом. Стены мечети служили защитой городу. Стремление к замкнутости пространства здания - одна из главных особенностей арабской средневековой архитектуры. Рядом с мечетью возводится величественный и богато украшенный минарет («манара» - маяк), который имеет форму круглой, квадратной или многоугольной в сечении башни. Его происхождение восходит к ряду прообразов: сторожевой или сигнальной башне, маяку. Практическое назначение минарета связано с публичным призывом правоверных на молитву, который выполняет специальный служащий при мечети - муэдзин.

В области архитектуры ислам выработал систему эстетических категорий, понятия-символы:

· джамал - божественно совершенная красота, которую олицетворяет купол мечети;

· джалал - божественное величие, которое подчеркивается высотой минарета;

· сифат - божественное имя, выраженное красотой арабской письменности, каллиграфии на внешних стенах мечети.

Основная идея всей культовой архитектуры ислама - прославление божественной силы.

Характерная особенность арабского города - компактность застройки, высокие (5-ти, 7-ми, 8-ми, этажные дома).

Литература отличалась жизнерадостным тоном, воспевала воинские подвиги, веселье, любовь, вино. В прозе наиболее популярным был жанр любовно-приключенческих рассказов и анекдотов из быта разных слоев населения. В X -XV вв. сложился сборник сказок «Тысяча и одна ночь», сюжеты которых заимствованы у многих народов.

Сформировались свои литературные языки: арабский, персидский, турецкий. Главным достоинством арабской литературы считали красноречие, персидской - идейное содержание и остроумие, а турецкой - правдивость и искренность.

Арабской литературе характерна: образность языка прозы и поэзии, особые жанры поэзии (касыда, газель, рубай).

a) касыда - небольшая поэма, состоящая из двустиший (бейтов), связанных особой системой рифм - моноримом (стихотворение, все строки которого имеют однозвучную рифму по типу аа, аа и т. д.);

b) газель - лирическое стихотворение из 7 или 14 бейтов (двух-строчий). В первом двустишии, как правило, рифмуются обе строчки (аа), далее следует рифмовка через строку;

c) рубай - стихотворная миниатюра, четверостишие, в котором заключена законченная мысль, максима, мудрость, философский вывод, подтекст, намек или мудрое суждение.

Арабы не восприняли античное литературное наследство (в отличие от науки и философии), но на них большее влияние оказала индийская литература в персидской обработке. К наиболее знаменитым поэтам и прозаикам относятся:

· Рудаки (IХ-Х вв.), прозванный Хорасанским соловьем;

· Фирдоуси (940-1025 гг.) - поэма «Шах-наме» (Книга царей);

· Омар Хайяма (1040-1123 гг.);

· Низами (1141-1211 гг.) – поэма «Хамсе» (пять поэм).

В X в. появляется эпос, в котором мифы и история доарабского Ирана сводятся воедино. «Шах-намэ» состоит из 150 тысяч бейтов, описывает 50 царствований мифических, легендарных и исторических правителей Древнего Ирана. Главная тема - борьба добра и света со злом и тьмой. Носителем добра выступает идеальный герой - богатырь Рустам. Он способен свергнуть любого шаха, но ради благополучия и единства страны не делает этого.

Наука и философия греков дошли до европейцев через мусульманских мыслителей. Многое из того, что традиционно принято считать достижениями европейской культуры, справедливее было бы отнести к достижениям мусульманской. Даже термин «гуманность», «человечность» (адамийиат) впервые появился на мусульманском Востоке. Его автором был персидский поэт Саади (XIII в.), выразивший идею гуманности в стихотворной форме.

До XVI века поток знаний шел прямо от ислама в Европу. Работы мусульманских ученых постоянно переводились на латинский и другие европейские языки, использовались как учебники и практические пособия. Европейские ученые и мыслители постоянно посещали мусульманские научные центры.

Таким образом, арабо-мусульманская культура объединила в единой религиозной системе различные племена. Ислам предложил арабскому миру идею централизации и объединения, новый образ мышления и образ жизни.

Арабо-мусульманской культуре в целом характерна нерасчлененность духовной и практической сфер деятельности человека, неразделенность религиозной и светской власти, слитность законоположений и этики, юриспруденции и праведного образа жизни.