logo search
экзерсис у станка

Ансамбль народного танца Грузии

Содержание

Вступление

История создания ансамбля народного танца Грузии

Грузинский национальный балет

Ансамбль народного танца Грузии на современном этапе

Ансамбль народной песни и танца Грузии «ЭРИССИОНИ»

Вывод

Список литературы

Вступление

Ансамбль народного танца Грузии — хореографический коллектив в Грузинской ССР и позднее в Грузии. Ансамбль был организован в Тбилиси в 1945 году. Первыми руководителями ансамбля и его солистами стали народные артисты СССР Нина Рамишвили и Илья Сухишвили.

В репертуаре ансамбля — народные танцы различных районов Грузии, а также театрализованные сюжетные постановки с музыкальным сопровождением на грузинских народных инструментах.

В ансамбле работали заслуженные артисты Грузинской ССР М. Мхеидзе, В. Купарадзе, Г. Сурвиладзе, Н. Лордкипанидзе, Ш. Барамидзе, В. Каландадзе, И. Такайшвили.

В репертуаре ансамбля танцы «картули», женский танец «самая» и многие другие номера.

Ансамбль много гастролировал по городам СССР, а также выезжал на гастроли в Польшу, Румынию, США, Финляндию, Францию, Чехословакию, Австрию, Болгарию, Венгрию, Данию, Италию, Венесуэлу, Колумбию, Кубу.

Первые выезд на гастроли состоялся в 1948 году. В 1967 году довелось выступать на сене театра «Ла Скала» в Милане. Газеты писали об этом выступлении:

«Грузинские артисты балета — само совершенство. Это не танец, это — полет. Буря на сцене! Их танец бросает вызов законам гравитации. Союз мужской бравады и женской грациозности. Феерия танцоров, взлетающих в воздух с калейдоскопической геометрией и военной четкостью».

В 1954 году Тенгиз Абуладзе снял фильм «Государственный ансамбль народного танца Грузии».

В настоящее время ансамблем руководит Тенгиз Сухишвили.

История создания ансамбля народного танца Грузии

Об основателях ансамбля грузинского танца Илико Сухишвили и его жене Нино Рамишвили сохранилось много легенд. Берия представил Сталину грузинских танцоров, назвав их меньшевиками, и советовал расстрелять всех, кто носит фамилию Рамишвили. Однако после аудиенции у Сталина коллектив был организован и вскоре прославился на весь мир.

Казалось, в далеком 1937 году после опасной рекомендации Берии хореографу стоило приготовится с худшему. Но Илико так страстно исполнил все свои танцы в кабинете ЦК партии, что просто очаровал вождя. На предложение Иосифа Виссарионовича "проси чего хочешь", сметливый хореограф ответил: "вашу фотографию с автографом". В тот же день Илико получил фотоснимок и разрешение на создание ансамбля грузинского народного танца.

Основателей коллектива давно нет в живых. Сухишвили скончался в 1985 году, жена пережила его на 15 лет. Ансамбль стал семейным предприятием: им руководит сын Илико и Нино Тенгиз Сухишвили, его жена Инга Тевзадзе работает репетитором, новые программы ставит внук — Илико Сухишвили-младший, а костюмы придумывает внучка — Нино Сухишвили

В знаменитой тифлисской балетной студии Перини, которую окончили основатели балета, в свое время занимался танцем и Сулико Вирсаладзе, будущий главный художник Кировского театра, а впоследствии наставник и соавтор Юрия Григоровича. В 1945 году, сразу по окончании войны, Сухишвили и Рамишвили начали возрождать грузинский танцевальный фольклор в старой нетопленой филармонии. Вирсаладзе помогал им, лично расписывая костюмы из дешевой бязевой ткани. Костюмы бережно хранятся до сих пор и по-прежнему используются в концертах.

Уже в 1948 году ансамбль выпустили на гастроли в Европу. Концерты прошли с оглушительным успехом, и приглашения посыпались со всех сторон: артисты выступали и в Америке, и в Австралии. "Сухишвили" стал первым ансамблем народного танца, который выступил на сцене знаменитого оперного театра «Ла Скала» в Милане и установил своеобразный рекорд: после концерта занавес поднимался 14 раз. Тем самым грузинские танцоры перещеголяли самого знаменитого итальянского тенора всех времен Энрико Карузо, после выступления которого занавес поднимался лишь 11 раз.

Теперь всемирно известным ансамблем, получившим статус «национального балета Грузии», руководит уже третье поколение династии Сухишвили - Рамишвили. На сей раз в их программе не только фирменные старинные танцы, но и современные номера, поставленные на основе фольклора. За верность традициям отвечает Тенгиз Сухишвили, сын основателей ансамбля, а новые танцы ставит молодой Илико Сухишвили, внук основателей. Его новации не у всех встречают одобрение, но отец защищает сына: «Главное - он развил роль женщины в грузинском танце, ведь раньше она была пассивной. Появились плавные, скользящие движения. Он немножко сократил юбку, и стали видны ноги, стало видно, как женщины-горцы ступают укороченными шажками».

Грузинский национальный балет

Муза танца оказалась неимоверно щедрой к грузинам. На редкость разнообразный и богатый танцевальными приемами грузинский танец достоин насчитывать столько веков, сколько эта нация хранит в своей коллективной памяти.

Со своей стороны в грузинском танце явно отражается национальный характер, образ мышления, многовековой, тяжелейший исторический опыт народа, проживающего на рубеже Европы и Азии. В каждой цивилизации существуют разные культурные слои, которые отличаются друг от друга социальным, психическим или историческим происхождением, но их общности взаимоспособствуют созданию новой структуры. С этой точки зрения танец "Хевсурули" можно считать как раз таким синтетическим феноменом, тем более, что этот своеобразный танец соответствует полифонической природе душевного склада грузин. Сегодня ни для кого не секрет, что главным поводом трагической истории Грузии считается ее специфическое геополитическое расположение. Выжить и противостоять грозным противникам малочисленный народ мог, лишь владея высоким военным искусством и особой психикой. Первая прекрасно выражается в тех многих военных приемах, которые в стилизованном виде встречаются в таких танцах, как "Мтиулури" (Горский),"Ханджурули" (танец с кинжалами),"Мхедрули" (танец наездников),можно сказать что язык танцевальной пластики фактически является единственным источником, иначе говоря, единственным "текстом", где возможно вычитать контуры грузинского боевого искусства.

Артистизм характерен многим народам, но трудно найти кого-либо, кроме грузин, у которых эта характерная черта была вознесена в ранг мировоззрения или жизненной позиции. Этот своеобразный механизм прекрасно просматривается в одном из наиболее изысканных, классическом грузинском танце "Картули". Грузинский писатель и мыслитель Григол Робакидзе сравнил мужчину, исполняющего "Картули" с "тигром, смотрящимся в зеркало". Но к чему тигру смотреться в зеркало? Созерцание собственного отражения- это ведь свойство артиста, актера, который играет роль тигра.

Что касается грузинского танца (пластический "текст" которого сохранил отражение душевных катаклизмов грузинского народа),то он пережил невиданную эволюцию и достиг мирового признания во второй половине двадцатого века, в условиях жесточайшего тоталитарного режима. Хотя для этого на горизонте грузинской культуры должны были появиться две монументальные фигуры -Илико Сухишвили и Нино Рамишвили, которые вместе с великолепным театральным художником Симоном Вирсаладзе создали "Государственный Академический Ансамбль Народного Танца Грузии", воспитали прекрасное поколение танцоров и вселили новый дух в почти забытое грузинское танцевальное искусство.

Многократное увеличение числа исполнителей, ускорение темпа, постоянная смена ритма, совершенствование грузинских приемов с упором на классическую танцевальную технику и их свободное комбинирование, линейная расстановка танцевальной массы на сцене и полностью рассчитанный, хорошо сбалансированный общий рисунок танца, четкое разделение солистов и массовки по балетному принципу- вот неполный перечень задуманных Сухишвили и Рамишвили новация, которые в будущем принесли их ансамблю мировую славу.

Таинственный язык танца, как известно, таит в себе то, что временами сознательно "забывает" или в круговоротах истории теряет сознание народа. Сохранившиеся в недрах народного танца скрытые указания на душевный строй грузин, катаклизмы, происшедшие в недрах коллективной души и специфические особенности восприятия мира, прекрасно были "вычитаны", расширены и рельефно обострены в балете Сухишвили и Рамишвили. Все это воочию видно как в созданных им танцевальных миниатюрах, так и в интерпретациях традиционных грузинских танцев.

Примечтально, что проведенная И.Сухишвили и Н.Рмишвили реформа грузинского танца- утонченный танец массовки ,трансформация народных танцевальных приемов, обдуманное единство мимики, жеста и движения, особенности сотрудничества с художником и музыкантами и т.д., своим духом близка к пяти известным принципам М.Фокина -теоретика нового балета, которые лежат в основе так называемого "балета-модерна".

Их называют "восьмым чудом света", "чарующим зрелищем", "ураганом на сцене", "драгоценным фольклорным камнем в классической огранке". В 1990 году был признан лучшим шоу года на Бродвее.

Как видно, в танцах воспроизводится не только мировоззрение и определенное убеждение, а психологический настрой, те глубочайшие пласты коллективного духа, которые глубоко осели в подсознании. С этой точки зрения двухчасовая программа "Грузинского Национального Балета Сухишвили-Рамишвили" представляется как один непрерывный, волнующий рассказ о подвигах грузинского народа, о сдвигах, происходящих в его недрах. Именно в безднах коллективного духа лежит тайна единства аджарских и хевсурских, воинственных и любовных, старых и новых танцев.

Представленная Сухишвили и Рамишвили 50 лет назад программа претерпела существенные изменения. Надо сказать, что вектор всех изменений, был и есть, направлен к внутренней целостности. И по сей день продолжается повседневный творческий поиск и на наших глазах происходит эволюция танца от иллюстративности к универсальности, от секретности к общности. Проходит время, меняются поколения виртуозных танцоров, изменяется рисунок и характер отдельных танцев, но рассказанная Илико Сухишвили, Нино Рамишвили и Солико Вирсаладзе история грузинского народа вновь наполняет волнением сердца зрителей, приносит весть о талантливом народе, наполненном артистизмом, юмором и темпераментом.

Танец стал жизнью Илико и Нино. В этом словосочетании есть сила и гарантия успеха "Грузинского Национального Балета".

Ансамбль народного танца Грузии на современном этапе

Ансамбль Народного Танца Грузии выступил в США столько раз с шестидесятых годов, что можно задать вопрос: что еще может добавить этот ослепительный ансамбль к бряцанию оружием, к бросанию кинжалов, к мужскому танцу на цыпочках и к спокойным, плавным танцам, которые мы видели в их спектаклях в прошлых поездках?

Ответ на этот вопрос можно получить в City Center (131 W. 55 th St.), где премьера двухнедельного сезона ансамбля народного танца Грузии состоялась во вторник вечером, премьеру можно было описать двумя словами: прямо потрясающая.

В отличие от других ансамблей, Ансамбль Народного Танца Грузии напоминает, что высокое искусство тоже имеет свое место в национальных традициях. У ансамбля есть привкус классицизма и ощущение порядка и гармонии. Даже его бравурные военные танцы передают ощущение законов поведения, которые господствовали на поле битвы.

Нина Рамишвили и ее муж, который скончался в 1985 году, были артистами балета. Как и Игорь Мойсеев, они основали ансамбль, который публика ошибочно восприняла как фольклорный ансамбль, но который на самом деле требует артистов с профессиональной подготовкой.

Хореография и балетные стороны спектакля более остро ощущаются в этой программе, чем в прошлых программах этого ансамбля, просто потому что некоторые из самых свирепых артистов, с безумными взорами, которые раньше танцевали, кажется ушли на пенсию. Теперешняя группа – младше, выглядит более шлифованной и удивительно свежей.

Тенгиз Сухишвили, сын основателей, сейчас является художественным руководителем и в конце спектакля он вышел на сцену на поклоны вместе со своей матерью, которая все еще является главным хореографом и директором ансамбля.

К счастью, их национальная традиция включает не только деревенские праздники, а также красивые, формальные придворные танцы гордого царства, в котором часто господствовали такие легендарные женщины как Царица Тамара.

Есть поразительное разнообразие в видимом монотонности плавных узоров создающихся движением красивых женщин. Мужчины, которые ухаживают за этими женщинами, держат свои тела прямо и горда и работа ног состоит из маленьких шагов и ускоренных ритмических взрывов па который называется «гасма» - встречается везде.

Творческая сила тут важнее подлинности. В одном новом произведении видно вдохновение изобразительного искусства. Рисунок придворных восемнадцатого века оживляется эффектно и изящно в древнем придворном танце «Садарбазо». Также, в другом танце который черпает вдохновение во фреске, три женщины оживляются подобным образом держа свечи в руках. Живой городской танец «Кинтаури» тоже впечатляет. Его название обозначает традиционный жонглер и шут на свадьбах прежних времен.

Игра прекрасных Грузинских музыкантов в оркестровой яме напоминает музыку малой Азии. Военный танец сопровождается барабанами.

Грузия, конечно, в данный момент переживает национальное возрождение. Но еще одно новое произведение показывает ритуал, который существует во всех странах – это танец оружия, «Мтиулури», горный танец.

Секрет этих грузинских артистов это их способность передать национальную специфику, которая существует в рамках всемирного искусства.

NEW YORK POST

Критик – Клайв Барнс

По крайней мере, я никогда не был виновен в том, что не до оценил ценнейший Государственный Ансамбль Народного Танца Грузии, который за последнее время регулярно приезжает в Нью-Йорк и принят с огромным успехом у зрителей. На этот раз особенно артисты выглядят прекрасно и захватывают зрителя как никогда.

Ансамбль был основан в 30-ых годах Ниной Рамишвили, которая остается главным хореографом и художественным руководителем, и ее мужем, покойным Илико Сухишвили. Это труппа из 70 танцоров представляет стилизованную, практически балетную версию грузинского народного танца, со всем его изяществом и мощью воплощенные в театральную форму.

Второй самый знаменитый грузин в истории Георгий Баланчини (я полагаю, что, к сожалению, первое место занимает Иосиф Сталин), всегда утверждал, что «балет это женщины». Но с государственным ансамблем народного танца Грузии это совсем не так – здесь мужчины, эти свирепые хореографические войны со сверкающими искрами исходящие из звенящих саблей, изгибаясь в воздухе, кружась на цыпочках или просто прихорашиваясь с гордостью павлина; они, прежде всего выдающиеся и великолепны.

Смотрите, Баланчини вовсе не ошибался. Мои самые заветные воспоминания о Тбилиси, столица Грузии и город в который я влюбился с первой прогулки, были об улицах полных самыми красивыми женщинами в мире, все – не взирая на возраст или величину – выглядели сдержанно-страстными, а мужчины выглядели закаленными, но обыкновенными.

Так что вообразите себе, какими дивными выглядят женщины танцовщицы; к счастью Вам не нужно себе вообразить этого, потому что ансамбль выступает в театре Сити Центр в течение следующей недели. Чудесно одетыми выдающимся художником Грузии, покойным Симоном Вирсаладзе, эти чарующие и изящные женщины воплощение прекрасного Байронского образа: «Идет она во всей своей красе, как безоблачная и звездная ночь».

«Нью Йорк Ньюсдай»

Репортер – Джанис Бэрман

«В шаг с Грузинской Труппой»

Самая явная разница между Грузинским Ансамблем и другими фольклорными труппами, которые мы видим здесь в Нью-Йорке, есть то, что мужчины танцуют на носках в течение неимоверно продолжительного времени, а также прелестное кажущееся безразличие, граничащее с пассивностью, обволакивает женщин сногсшибательной красоты.

Грузинский ансамбль, труппа из шестидесяти танцоров и шести музыкантов, был основан в 30-х годах покойным Илико Сухишвили и Ниной Рамишвили, это самая сплаченная единица танцоров.

Западный мир считает, что на носках лишь только женщины могут танцевать, но грузинские мужчины пользуются этим, как частью своего арсенала трюков. Не увидев великолепного грузинского арабеска и пируэта в гладких кожаных сапогах до колен, человек не может сказать, что он все увидел в жизни. Бывают моменты, когда танцоры прыгают через сцену выгибая спину на лету, падая на колени (с высоты пяти футов), совершают несколько пируэтов. Один из юношей танцоров охватывает всю сцену пируэтами на коленях.

Музыканты, особенно барабанщики, подчеркивают оживленность движений в танцах и костюмы и головные уборы – особенно женские многочисленные косы до талии – все замечательно.

Радио станция WQXR (96.3 FM)

Программа – «Мир Танца»

Государственный Ансамбль Народного Танца Грузии выступает в театре Сити Центр до следующего воскресенья. Это самое живое, семейное развлечение, которое мы видели со времен Баланчина и его постановки балета «Щелкунчик». В этом ансамбле из Грузии действие танца переходит границы фольклорности; в нем контроль и дисциплина, как в самой прекрасной балетной труппе. Напоминает творчество Баланчина, вероятно это грузинская кровь проявлялась в его мастерстве.

В этом ансамбле хореографы Нина Рамишвили и Илико Сухишвили следят строго за формой и идеальным исполнением движении, невзирая на быстроту. Мужчины превосходны, рослые как баскетболисты и быстрые как кошки. Искры летят с их сабель, кинжалы их пронзают пол с неимоверной точностью.

Попытаетесь прыгнуть в воздухе подгибая колени под себя. Потом упадите на колени на пол и вскочите вновь, чтобы снова упасть и продолжать! А потом покрутитесь на пальцах в мягких сапогах с такой быстротой, чтобы никто не распознал вашего собственного лица. А после покрутитесь вокруг сцены на коленях. Очаруйте прекрасных дам, которые наблюдают спокойно и игриво за вашим смелым танцем, который старается завоевать их благосклонность.

В Государственном Ансамбле Народного Танца Грузии, как ни в каком другом ансамбле сливаются фольклорность и традиции в одухотворенное искусство. Ни в коем случае не пропустите их выступления.

Ансамбль народной песни и танца Грузии «ЭРИССИОНИ»

Государственный академический ансамбль народной песни и танца Грузии «ЭРИССИОНИ». В сопровождении собственного оркестра и хора! ЛЕГЕНДАРНОЕ ГРУЗИНСКОЕ ШОУ! Если вы любите грузинскую культуру, если вы фанатеете от зажигательных ритмов и сумасшедшей мужской энергии и энергетики грузинских танцоров, если вы не пропускаете ни одних гастролей из Грузии, но вы не видели ансамбль «Эриссиони» - то вы не видели НИЧЕГО! Ибо считается, что грузинский ансамбль «Эриссиони» известен не только на земле, но и за ее пределами. В 1976 г. американское космическое агентство NASA, начав глобальное исследование «Вояджер», отправило в космос песню «Чакруло» в исполнении «Эриссиони» как образец музыкальных способностей человечества!

Беспрецедентный случай - «Эриссиони» вошел в золотой диск мировых знаменитостей (Франция, 2002 г.) и находятся в нем на 2-м месте! Первое - заняла композиция «Барселона» Кабалье и Меркури. Ну, а после «Эриссиони» - Паваротти, Каррерас, Доминго... Не удивительно, ведь шоу "Эриссиони" - действие завораживающее, чарующее, динамичное и ни в чем не уступающее по драматургии и размаху, а во многом даже превосходящее знаменитые танцевальные «этно-шоу» "Riverdance"и "Lord of the Dance". «Эриссиони» глобальный международный проект высокопрофессиональных артистов, который стал феноменальным культурным явлением, вместившим в себя 15-вековую историю развития музыкального искусства Кавказа. У ансамбля тысячи поклонников - на концертах «Эриссиони» только в Европе побывало более 150 тысяч зрителей. Участники легендарного ансамбля "Эриссиони"под руководством режиссера Джемала Чкуазели и балетмейстера Реваза Чохонелидзе, совершили настоящее чудо, создав на сцене действо, каждая секунда которого наполнена любовью к Грузии.

Грузинские полифонические мелодии в исполнении «Эриссиони» считаются образцом даже в такой «поющей» стране, как Грузия. История ансамбля берет начало в 1885 г., когда Ладо Агниашвили, грузинский писатель и публицист великий политик, князь Илья Чавчавадзе и чешский композитор Иосиф Извратил основали грузинский хор, в дальнейшем к нему примкнула труппа народного танца. Сегодня «Эриссиони» -123 года! Только в 2002 г. «Эриссиони» дал 21 концерт с аншлагами во Дворце Конгресса в Париже! В Москве концерты «Эриссиони» прошли с аншлагом в Кремлевском дворце. Ансамбль успешно выступал во всех республиках и больших городах бывшего СССР.

Коллектив восторженно встречали: во Франции (8 раз), в США (5 раз), Канаде (3 раза), Германии (3 раза), Португалии, Венгрии, Перу, Мексике, Нидерландах, Индии, во Вьетнаме, Сингапуре, Швеции, Испании, Швейцарии, Бельгии, Китае, Турции и т. д. Западная пресса назвала творчество «Эриссиони» «живым музеем фольклора» и шедевром! Представление «Эриссиони», которое Украина увидит в ноябре, - стало одним из самых крупнобюджетных музыкально-хореографических зрелищ в истории шоу-бизнеса, реализованных с использованием ультрасовременных технологий. Мастерское переплетение сюжетов из национальной истории, воплощенных талантом более 100 артистов (!!!!) в восхитительных танцах, музыке и песнях, дополняемых потрясающими костюмами, декорациями, фантастическим светом и великолепным звуком, превращают шоу в триумф кавказской культуры на мировой сцене.

Вывод

«Грузинский национальный балет - это уникальный феномен, который хотя бы раз нужно увидеть собственными глазами»

“Le Figaro”

«Их танец бросает вызов законам гравитации. Они делают двойные пируэты с колен, а головокружительно-скоростные вращения

завершают с невероятной меткостью»

“The Washington Post”

«Грузинские артисты балета - само совершенство. Это даже не танец, это - полет.

Шторм прямо на сцене!»

“Daily Mirror”

«Во всем мире не найти лучшего ансамбля народного танца»

“The Washington Post”

По мнению зарубежных критиков, Ансамбль народного танца Грузии по своей силе танца и выработке адреналина намного превосходит известное фолк-шоу Lord Of The Dance.

Легендарный коллектив, названный The Washington Post лучшим в мире ансамблем народного танца, был признан лучшим шоу года на Бродвее. Еще в 1935 году в Англии королева Елизавета (Королева-мать), восхищенная сольным номером в исполнении основателя ансамбля Илико Сухишвили, передала золотую медаль жюри фестиваля патриарху грузинской хореографии. Он был действительно сильнейшим танцором: делая движения, от страсти он весь обливался кровью, каждый раз танцевал он, как последний...Его энергия и страсть передавалась всем, кто находился рядом…

«Их танец бросает вызов законам гравитации, - восхищается The Washington Post. - Они делают двойные пируэты с колен, а головокружительно-скоростные вращения завершают с невероятной меткостью». <BR

«Грузинский национальный балет - это уникальный феномен, который хотя бы раз нужно увидеть собственными глазами», - пишет Le Figaro.

Балет «Сухишвили» стал первым ансамблем народного танца, который выступил на подмостках знаменитого миланского оперного театра «Ла Скала». После выступления там грузинского коллектива занавес театра поднимался 14 раз - рекорд знаменитого тенора Энрике Карузо был побит (при нем занавес поднимался одиннадцать раз). Такого оглушительного успеха никто не мог и предвидеть.

Более двухсот турне, более, чем 1700 городов, 88 стран и более 50-ти миллионов зрителей - таков послужной список грузинской балетной труппы. Потрясающая легкость, высочайшая техническая точность, яркие великолепные костюмы в национальном стиле, 70 высокопрофессиональных артистов, собственный оркестр с классическими кавказскими инструментами...

Везде кроме Индии их выступления сопровождались оглушительными рукоплесканиями. В этом сказочном месте зрителям пришлось держать сцену на руках, чтобы не рухнули внезапно сломавшиеся опоры и артисты смогли закончить выступление.

Список литературы

  1. Официальный саит Грузии - www.all.ge “Культура Грузии”

  2. Журнал «Вся Грузия» - Опубликованная «09.16.2001.» г. Тбилиси.

  3. Первый Тбилисский канал. Программа - «Великие люди Грузии» «03.23.2002.» Тема: «Нина Чавчавадзе».

  4. Информация полученная от “Посольства Грузии в Россииской Федераций.”

  5. Журнал “ХХ Саукуне” издатель “Лаша Табукашвили” Тбилиси 1997г.

Министерство образования и науки Украины

Запорожский государственный университет

РЕФЕРАТ

по этнологии

на тему:

Этнографическая характеристика

грузинского народа

Запорожье, 2003

ПЛАН

I. Вступление

II. Основная часть:

1. Жилище

2. Земледельческая техника

3. Одежда

4. Кулинария

5. Развитие духовной культуры и обрядность

III. Заключение

IV. Список использованной литературы

Вступление

Украина - это полиэтническое государство: неукраинцы составляют в ней более четверти всего населения. Эти народы прошли сложный и неоднозначный путь своего исторического развития. История доказала, что их судьба тесно связана с судьбой украинского народа. Периоды угнетения украинского этноса болезненно отражались на их жизни, а национальное возрождение украинцев способствовало возрождению всех национальностей, которые проживают в Украине. Это наглядно подтвердили и годы государственной независимости суверенной Украинской державы. Законом «О национальных меньшинствах», другими нормативными документами удалось создать необходимые условия для гармонизации жизни всех национальностей и групп. Именно в этот период в Украине было создано 314 организаций национальных меньшинств тридцати восьми народов. Будучи органичной частью украинского народа, этнически-национальные группы остаются своеобразными образованиями с присущим им этническим самосознанием и самобытной культурой.

Рассмотрим в рамках этого реферата основные черты быта и обычаи грузинского народа

Грузины (самоназвание - картвелы) - народ, в наше время основное население Грузии. Относятся к южной ветви европеоидной расы. Грузинский язык входит в картвельскую языковую семью.

Грузины эмигрировали на Украину в XVIII ст., спасаясь от турецкого преследования. Выезжали князи и дворяне. С грузинских беглецов была создана сначала рота, а потом полк. В 1738 г. всем, кто служил в грузинском полку, была дана земля в «пристойных местах» на вечное наследственное владение. Князь получал 30, а дворянин-десять дворов. Это были земли Полтавского, Миргородского, Лубенского и Прилуцкого полков. Грузины-переселенцы образовали также типовые военные поселения на юге Украины. Всего на Полтавщину с Москвы царское правительство отправило 5 тыс. грузин и около 2 тыс. армян, греков, волохов с Крыма на Приазовские земли.

За участие в борьбе Шамиля против царских завоевателей часть грузин также была переселена на Украину. По указу 1837 г. о выселении грузин в южные районы Российской империи большинство из них оседало в городах. Рожик М.Є. Iнші народи України //Етнографія України. -Л.,1994

Сейчас на Украине нет районов компактного проживания грузин. Они живут в разных районах республики. Создана в конце 80-х годов ассоциация украинско-грузинских связей им. Давида Гурамишвили взяла обязательства способствовать развитию духовной жизни грузин на территории Украины.

Жилище

Традиционные поселения грузин разнообразны. Проживая на Украине, часть грузинского этноса устраивалась в селениях, оставшихся от населения, жившего в этих местах раннее и в силу разных причин покинувших эти районы, либо же строили свои жилища по образцу украинских. В то же время, этнические связи грузин со своей родиной проявлялись и в постройке поселений, типичных для Грузии. Поэтому коротко остановимся на типовых жилищах, характерных для грузинских земель.

В равнинно-предгорной зоне Восточной Грузии преобладали в основном скученные, реже-разбросанные или вытянутые вдоль дорог, довольно крупные по размерам; в горах-небольшие, скученные, располагавшиеся уступами по склонам гор. В Западной Грузии селения имели свободную планировку и тянулись обычно на много километров. В более позднее советское время некоторые грузинские села перестраивались по специально разработанным проектам. Иногда вблизи старого села в более удобном месте-ближе к дороге, к водным источникам-строили новый населенный пункт. В западной Грузии традиции свободной планировки сохраняются. Традиционные виды усадеб различались в вертикальном плане. В равнинно-предгорной зоне Восточной Грузии часть хозяйственных помещений, например, марани (винохранилище), размещалась рядом с домом, часть-отдельно и даже вне села. В Западной Грузии усадьбы были большие и в них свободно располагались жилые и хозяйственные строения. По зонам прослеживались значительные различия и в типах жилищ. В горах это были каменные дома-крепости (цихе сахли) с оборонительными башнями, каменные жилища в 2-4 этажа (чардахиани сахли, калоиани сахли, кор); одноэтажные каменные дома (квиткири) с плоской земляной крышей. В равнинно-предгорной зоне Восточной Грузии были распространены дарбази-каменное жилище со ступенчато-венцеобразным перекрытием (гвиргвини), имевшим светодымовое отверстие (эрдо). В центре дарбази находился чаг, по обе стороны которого-два деревянных орнаментированных резьбой опорных столба (дедабодзи). Строились также каменные полуподземные жилища с плоской земляной крышей (мицурис сахли). В Западной Грузии возводили 1- и 2-этажные деревянные дома (саджалабо сахли, ода сахли, джаргвали, пацха) с двух- и четырехскатной крышей из дранки, осоки, соломы, без окон, с двумя дверьми, устроенными друг против друга. Со второй половины 19 в. начали появляться дома нового типа: двухэтажные, каменные, с окнами, деревянными полами, в несколько комнат, с каминами вместо открытых очагов. Этот тип жилища, более усовершенствованный, распространен в современной Грузии. Важнейшей частью традиционного грузинского жилища был открытый очаг кера, игравший важнейшую роль в культе предков, олицетворявший единство семьи. У очага выполнялись некоторые ритуалы во время свадьбы, примирения кровников. Были распространены также пристенный камин (бухари), специальные печи для выпечки хлеба-тонэ, пурнэ, гумели.

Сейчас глубокие народные традиции строительства используются и совершенствуются в новых колхозных поселках и в городах.

Земледельческая техника

Земледельческая техника, как и другие орудия труда, относясь к средствам производства, определяет развитие производительных сил и производственных отношений. Культура і побут населення України.-К.,1993.-С.269 Грузинский народ издавна достиг высокого уровня социально-экономического и хозяйственно-культурного развития. Основа хозяйства грузин-земледелие. Земледельческая техника грузин до недавнего времени оставалась на сравнительно низком уровне. Это объясняется тем тяжелым материальным положением, в котором находилось грузинское крестьянство до революции. Долго держались переложная система. Сохранялись старинные формы земледельческих орудий. Грузинский плуг известен в двух основных формах: легкий деревянный плуг (ачача или кави), сходный с абхазским или черкесским. Другой вид плуга- тяжелый колесный (анеулис гутани), односторонний и однолемешный, с отвалом. Орудиями уборки служили простые косы и серпы. Молотьба производилась при помощи молотильных досок (кеври) со вставленными камнями.

Издревле широко использовались грузинами земледельческие орудия-как для ручной работы, так и для использования тягловой силы, начиная от простых и заканчивая сложными формами. Разнообразие мотыг и мотыгообразных орудий, сводящихся к трем основным типам-киркообразным, широколезвийным и комбинированным, объясняется многообразием процессов земледельческого хозяйства. Этими орудиями расчищались подсечные участки, пропалывались хлебные злаки, обрабатывались почвы под посев по склонам высоких гор (заменяя пахотные орудия там, где последние не могли работать). Кроме подсечной, в земледелии были известны также системы залежная, переложная, паровая и глубокая распашка. Каждой из систем соответствовали особые пахотные орудия, разнообразие которых по конструкции, назначению и происхождению очень велико. Наряду с завозными русскими и иноземными фабричными плугами во второй половине XIX века продолжали употреблять местные пахотные орудия. Эти средства труда делятся на несколько групп, каждая из которых выполняет определенные функции при обработке почвы. Например, пахотные яремные орудия кавцера (сацера) и ачача. Кавцера состояла из длинного, доходящего до ярма дышла, штыря, резака и рукоятки. В него впрягали пару волов. Другое орудие-грядильное пахотное орудие орхела. Оно состоит из короткого, недостающего до ярма, дышля-грядиля, деревянного крюка, двойной рукоятки, лемеха. Среди прочих пахотных земледельческих орудий, которые были распространены среди грузинского населения, можно назвать передковое пахотное орудие джилга гогора, передковое с отвалом пахотное орудие-озимый плуг (анеулис гутани).

Современная сельскохозяйственная техника повсеместно заменила традиционные орудия, хотя в некоторых ее элементах в определенной мере сохраняются черты, которые отражают традиционный хозяйственный уклад грузин. В настоящее время социально-экономический прогресс привел к тому, что на полях грузины трудятся, используя новейшую агротехнику, осушаются и осваиваются новые области, выводятся новые культуры.

Одежда

Традиционная одежда-важный источник изучения этнической истории каждого народа. У грузин сочетались два основных типа костюма: общекавказский и иранско-турецкий. Преобладал первый. Традиционная одежда грузин разных зон однотипна. Типичный мужской костюм характерен тем, что он узкий, длинный. Мужской костюм включал рубаху (перанги), штаны (нипхави, шарвали), верхнюю одежду-чоха (подобие черкески) и короткий ахалухи (тип бешмета), надевавшийся под чоху, пояс (шерстяной, шелковый, кожаный). Зимой носили тулуп (ткави), бурку (набади). Головным убором служили войлочные шапки (набдис куди), меховые папахи, башлыки. На ноги надевали вязаные носки (циндеби). Вязаные или кожаные ноговицы (пачичеби), каламани-самодельную обувь из сыромятной кожи в виде лаптей, в горах носили вязаные сапоги (читеби); социальная верхушка- кожаные сапожки на каблуке.

Грузины носили чоху различной длины, сшитую из местной темно-синей или привозной кустарной ткани. Она спадала ниже середины голени. Скроенная из одного полотнища, чоха имеет сильно скошенный к спине бочок и полностью отрезную спинку. Спереди чоха не сходилась во всю длину, оставляя открытым архалук. Архалук надевали под чоху и шили обычно из черного ластика или сатина. Штаны шили также из ластика, причем каждая штанина имела вид очень широкого прямоугольника, со скошенным углом.

Женский костюм состоял из рубахи (перанги), длинных штанов (шейдиши), длинного платья (картули каба-«грузинское платье») с нагрудной вставкой (гулиспири), платье подпоясывали длинным матерчатым поясом (сарткели), концы которого спускались почти до подола. Обычно платье шили из одноцветной шелковой или шерстяной ткани. Излюбленными цветами для молодых были белый, розовый, голубой. Более пожилые носили цвета темных оттенков. Народы Кавказа (под ред. Б.А. Гардинова).-М.,1962.-Т.2.-С.300 Поверх платья состоятельные грузинки надевали катиби-распашную бархатную одежду на меху. Головной убор состоял из вуали (лечаки), картонного ободка, обшитого бархатом (чихта), тонкого валика, обшитого шелком, и головной повязки (тавсакрави) обычно из бархата. Выходя на улицу, грузинки обязательно накидывали платок (багдади). На ногах носили башмаки на каблуках без задников (коши), мягкую обувь из сафьяна без каблуков (типа тапочек-плости), сафьяновые полусапожки (цуга), каламани. Народы мира (историко-этнографический справочник).-М.,1988.-С.142

Грузинки постоянно носили украшения. Местные златокузнецы, обладавшие большим мастерством. Снабжали женское население деревни недорогими кольцами, браслетами, серьгами, поясами, ожерельями, застежками и т. д.

В некоторых районах женщины не носили катиби, иным был головной убор. Покроем, цветовой гаммой, способами украшения (тесьма, аппликация, вышивка шерстью и бисером) отличался костюм хевсуров, представлявший яркую гамму красного, оранжевого, синего, голубого, желтого цветов. Костюм тушин был темных, в основном черных, тонов. Для женской одежды было характерно обилие серебряных украшений в виде цепочек.

Традиционный костюм грузин сменился одеждой городского типа. Сохранили значение цветовая гамма, войлочные головные уборы, отдельные элементы в профессиональной одежде чабанов и пастухов (бурка, каламани). Сейчас национальный костюм сохранился только частично. Однако его употребляют во время различных праздников при исполнении народных песен и танцев.