Культура Беларуси в постсоветский период
В связи с начавшимися процессами распада СССР усилилось движение за национально-культурную идентификацию и цивилизационное самоопределение
Укреплению национально-культурных тенденций способствовало принятие 26 января 1990 г. Закона «О языках в Белорусской ССР»,придавшего белорусскому языку статус государственного, а также принятие 20 сентября 1990 г. Государственной программы развития белорусского языка и других национальных языков в Белорусской ССР. В дальнейшем были приняты и другие законы, направленные на развитие культуры, и прежде всего законы«О культуре в Белорусской ССР» (1991) и «Об охране и сбережении историко-культурного наследия» (1992).
Произошедшие перемены позволили белорусской культуре стать более открытой. В новых условиях развивались разные литературные и художественные направления и школы, росло национальное самосознание, происходила демократизация духовной жизни, общество привыкало к свободе творчества.
Развитие гласности и плюрализма мнений стимулировали пересмотр старых стереотипов в оценках исторического развития России и Беларуси, сделали очевидной неоднозначность протекавших в БССР социально-экономических, политических и культурных процессов.
Граждане Беларуси познакомились с ранее запрещенными публикациями отечественных и зарубежных авторов по проблемам истории, философии, социологии, смогли посмотреть так называемые «полочные» кинофильмы режиссеров-новаторов и прочитать образцы «катакомбной» художественной литературы (периода «застоя»), быстро распространившейся в открытой печати. Разительно изменилось отношение к белорусским эмигрантам, некогда огульно объявленным предателями родины. Это позволило познакомиться с разнообразной деятельностью белорусской диаспоры, ее культурными достижениями.
Перестроечные процессы коснулись также отношения к верующим (и к религии в целом). Их перестали преследовать, культовые здания, отнятые у церкви, постепенно возвращали конфессиям. Многие из этих зданий затем были отреставрированы, отдельные храмы, представляющие историческую ценность, были построены заново (костел св. Варвары в Витебске, церковь Марии Магдалины в Минске, Николаевская церковь в Брестской крепости и др.). По существу впервые за многие десятилетия вновь проектировались и возводились храмы и монастыри. Это стало возможно благодаря отказу государства от марксистской догматики вульгарного атеизма.
Итак, несмотря на финансовые трудности, в республике принимались меры по укреплению материально-технической базы культуры, развитию ее приоритетных направлений, расширению услуг для населения в сфере досуга, активизации творческой деятельности молодежи и т.д. Это позволило увеличить число музеев, театров, концертных залов. Одновременно в сфере культурной деятельности наблюдаются негативные тенденции: снижение капиталовложений в культуру, перевод ее в значительной части на коммерческую основу, заметный отход от традиционных моральных и эстетических принципов. В результате закрываются клубы, библиотеки (без адекватной замены, особенно в сельской местности), сократилось число коллективов художественной самодеятельности и их участников, из-за низкой заработной платы работников учреждений культуры обострилась кадровая проблема.
И все-таки в отмеченный период возросли социальная значимость культуры, ее роль в организации жизни населения Беларуси, формировании национального самосознания, воспитании молодого поколения. Хотя культура в перестроечный и постсоветский периоды развивалась сложно и противоречиво, за прошедшие годы усилилось внимание к ее национальному аспекту, повысилась степень свободы и открытости, расширились международные культурные связи. Все эти процессы ознаменовались приходом ярких талантов, созданием новых произведений в области литературы и искусства. Культурно-просветительные центры обратились к национальной культуре, одновременно участвуя в приобщении широких социальных слоев к лучшим достижениям мирового наследия. Появились новые творческие коллективы, частные театры, студии-театры, негосударственные учебные и культурные учреждения. Серьезной реформе подверглась система образования и воспитания. Возродились забытые или появились новые праздники, обряды, ремесла. Сложное финансово-экономическое положение республики не позволило в полной мере за короткий срок решить все важные проблемы. В направлении формирования нового качества общенациональной культуры многое еще предстоит сделать.
Таким образом, вся история белорусской культуры свидетельствует о том, что с самого начала она развивалась в тесной связи и взаимодействии с культурами России, Украины, Средней и Западной Европы. На каждом историческом этапе белорусская земля взращивала крупных деятелей отечественной культуры европейского и мирового масштаба. Это позволило поднять авторитет белорусского народа, а мастерам искусства достойно представлять национальную культуру на различных международных форумах, фестивалях, конкурсах и выставках.
На долю белорусской культуры выпало немало тяжелых испытаний (войны, пожары, разграбление культурных ценностей завоевателями), но каждый раз она с честью выходила из кризиса. В особенно трудные периоды культурное развитие замедлялось, но никогда не останавливалось.
Благоприятные условия для расцвета и возрождения отечественной культуры сложились в республике после провозглашения Беларусью суверенитета и обретения независимости в связи с распадом СССР. Процесс социально-культурных преобразований проходит достаточно сложно. С одной стороны, усиливается внимание к национальной культуре, разнообразнее становятся формы и методы культурно-массовой работы, создаются памятники, строятся учреждения культуры; развиваются новые и восстанавливаются традиционные формы образования; верующим возвращаются культовые здания, возрождаются национальные традиции и обряды; значительно окрепли международные культурные связи Беларуси; на многих музыкальных конкурсах и художественных выставках яркие творческие личности, представляющие Республику Беларусь, становятся победителями или дипломантами.
С другой стороны, на развитии культуры отрицательно сказываются сложное финансово-экономическое положение страны, усиливающаяся коммерциализация, закрытие ряда культурно-просветительных учреждений, особенно в сельской местности, невысокий морально-художественный уровень ряда телепрограмм, распространение видеофильмов сомнительного качества, падение престижа профессий преподавателя, работника культуры. По сравнению с серединой 1990-х гг. сузилась сфера употребления белорусского языка, снизился интерес к чтению книг.
Преодоление названных и им подобных отрицательных явлений требует объединения созидательных усилий институтов государства и организаций гражданского общества для проведения целенаправленной национально-культурной политики.
- Глава 13. Культура восточных славян
- Языческая культура восточных славян
- 13.2. Христианизация восточных славян
- 13.3. Развитие художественной культуры Киевской Руси
- 13.4. Культура периода золотоордынского ига
- Глава 14. Русская культура
- 14.1. Культура Московского государства
- 14.2. Культура Петербургского периода
- 14.3. Золотой век русской культуры
- Глава 15. Идеи философии культуры в русской традиции
- 15.1. Философия культуры славянофилов и западников
- 15.2. Почвенники о создании собственной культуры
- 15.3. Николай Данилевский: теория культурно-исторических типов
- 15.4. Владимир Соловьев: метафизика всеединства
- 15.5. Философия культуры Павла Флоренского
- 15.6. Религиозно-философский Ренессанс Серебряного века
- Глава 16. Особенности БелорусскОй культурЫ
- Особенности формирования культуры Беларуси. Христианизация белорусской культуры
- 16.2. Культура Беларуси эпохи Возрождения и Просвещения (XVI – XVIII вв.)
- 16.3. Белорусская культура х1х- нач. Хх вв.
- Глава 17. Культура советского периода
- Особенности советской культуры
- 2. Культура послереволюционной России
- 17.3. Советская культура военного и послевоенного периодов
- 17.4. «Официальная» и «неофициальная» культура 70‑80-х годов XX века
- 17.5. Культурное развитие Беларуси в советский и постсоветский периоды
- Культура Беларуси в постсоветский период
- Глава 18. Развитие современной белорусской культуры. Основные тенденции развития славянской культуры
- 18.1. Парадигма развития белорусской культуры
- 18.2. Образование в системе современной белорусской культуры
- 18.3. Тенденции развития славянской культуры. Взаимодействие и диалог культур