3. Литературные роды. Принципы их выделения.
Эпос- литературныйрод, представлен такими жанрами как, сказка, предание, разновидностигероического эпоса, эпопея, эпическая поэма, повесть, рассказ, новелла,очерк.
Лирика-литературный род, в пределах которого мироотношение автора (илиперсонажа) раскрывается как непосредственное выражение, излияние его чувств,мыслей, впечатлений, настроений, желаний.
Драма-литературный род, произведения которого, написаны в диалогической форме ипредназначены к сценическому исполнению.
На природу эпоса, лирики идрамы проливает свет теория речи. Высказывания имеют три аспекта: 1. Сообщениео предмете речи; 2. Экспрессия; 3. Апелляция. В лирических произведенияхорганизующим началом становится речевая экспрессия. Драма акцентирует апеллятивную,собственно действенную строну речи. В эпосе доминирует сообщение о чем-товнешнем говорящему.
Слова «эпическое»(«эпичность»), «драматическое» («драматизм»), «лирическое» («лиризм»)обозначают не только родовые особенности произведений, о которых шла речь, но идругие их свойства. Эпичностью называют величественно-спокойное, неторопливоесозерцание жизни в ее сложности и многоплановости. Эпичность какидейно-эмоциональная настроенность может иметь место во всех литературныхродах. Драматизмом принято называть умонастроение, связанное с напряженнымпереживанием каких-то противоречий, с взволнованностью и тревогой. Лиризм – этовозвышенная эмоциональность, выраженная в речи автора, рассказчика, персонажа.Драматизм и лиризм также могут присутствовать во всех литературных родах.
- 2. Персонаж. Герой. Система персонажей. Характер.
- 3. Литературные роды. Принципы их выделения.
- 4. Поэтика. Ее основные категории.
- 5. Жанр как литературоведческая категория. Носителижанра. Жанровые доминанты.
- 6. Специфика драматического произведения
- 7. Разновидности тонической системы стихосложения.
- 8. Классификация рифмы. Понятие клаузулы
- 11. Художественное пространство и художественноевремя. Понятие хронотопа.
- 12. Системы стихосложения
- 13.Характеристика понятий «фабула» и «сюжет».Неоднозначность их определений в теории литературы.
- 14. Литературное произведение как художественноеединство. Слагаемые литературногопроизведения как системы.
- 16.Стих и проза как формы художественной речи. Ритм встихе и прозе.
- 17. Роль языка в литературно-художественномпроизведении; две его основные сферы:речь автора и речь персонажей. Форма сказа.
- 18.Лирика как литературный род. Формы лирики.
- 19.Эпос как литературный род. Формы эпоса.
- 20.Система изобразительно-выразительных средств(тропы).
- 21.Жанры драмы
- 22. Жанры лирики
- 23. Понятие «мотива» и «лейтмотива»
- 24. Строфа и ее виды. Типы рифмовки
- 26. Сентиментализм как творческий метод. Основныезаконы сентиментализма.
- 27. Романтизм как творческий метод. Романтика какпафос.
- 28. Реализм как творческий метод. Его трансформации
- 29. Специфика искусства.Семиотическая природа литературы. Художественная условность
- 30. Модернизм, его основные течения и представители
- 31. Основные черты постмодернизма.
- 32. Жанровая сущность романа. Разновидности романа.
- 33. Литературоведение как наука. Её связь со смежнымифилологическими науками, состав. Общая характеристика основных разделовлитературоведения.
- 34. Значение термина «композиция». Понятиеархитектоники. Типы композиций: линейная, кольцевая, монтажная.
- 35. Элементы внешней композиции.
- 36. Художественная деталь, ее функции в тексте.
- 37. Художественная система античности
- 38. Художественная система средневековья
- 39. Эпоха Возрождения
- 40. Барокко
- 41. Понятие о художественном мире.
- 42. Понятие о литературном процессе.
- 43. Понятие свободного стиха (верлибр)