logo search
билеты 3-10г

6.3 Федор Шехтель: особнякРябушинского.

Старая Москва

Участок, на котором возводился особняк был небольшим, кроме того, он не был угловым как сейчас, а был вписан в единую линию улицы. Будущий хозяин особняка Степан Рябушинский пожелал, чтобы особняк не примыкал плотно к улице и тогда Шехтель вынес парадное крыльцо на красную линию, а сам особняк отодвинул вглубь, окружив его небольшим садом. Таким образом, между линией улицы и домом возникло воздушное пространство, которое в дальнейшем стало своеобразным естественным обрамлением всего архитектурного ансамбля.

Особняк Рябушинского на Малой Никитской улице (начало ХХ века)

Для такой работы нужен был немалый опыт зодчего, чтобы расположить на ограниченном участке пространства целую усадьбу с главным домом, большим внутренним двором и службами. Эта сложная задача была вполне под силу Федору Осиповичу Шехтелю – замечательному русскому архитектору, живописцу, графику и сценографу, одному из наиболее ярких представителей стиля «модерн» в русском и европейском зодчестве. Федор Шехтель построил сотни зданий в разных уголках России. Он строил храмы, часовни, театры, гостиницы, банки, вокзалы, особняки и даже общественные бани, создавал уникальные интерьеры и театральные декорации, он даже иллюстрировал книги. Каждый новый его проект раскрывал все новые и новые грани его таланта, который был так безупречно отточен, что никому в голову не могло прийти, что Шехтель почти самоучка, не имеющий специального образования! Да, систематического образования Федор Шехтель не получил, особых способностей к наукам не обнаружил и ничем в годы учебы кроме рисования и черчения не увлекался, но овладевал этим мастерством у старичка учителя Андрея Година, учившего самого Врубеля. В дальнейшем Шехтелю посчастливилось поучиться в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, но недолго, его с третьего курса отчислили за плохую посещаемость. Так гениальный Шехтель остался без диплома и без права на самостоятельную архитектурно-строительную деятельность. Здесь следует сказать, что не леность, а нужда не давала возможности учиться в полную силу. «Не птица Божия – кормиться надо», – объяснял свое положение Шехтель. Ему приходилось заботиться о близких и содержать себя, чтобы как-то сводить концы с концами он перебивался случайными заработками — иллюстрировал книги, журналы, театральные афиши, ресторанные меню, заслужив репутацию «виртуоза карандаша», рисовал виньетки, в том числе и для книг. Работоспособность его была удивительной, он умел делать очень много и может быть потому что не получил строгого академического образования смело работал в разных стилях, легко переходя от одного к другому, как это требовала мода того времени. Достаточно непринужденно Шехтель работал на заказ, делая все так безупречно изысканно и красиво, что даже самые именитые и капризные заказчики оставались довольны его трудом.

Федор Осипович Шехтель

У Шехтеля был замечательный вкус и врожденное художественное чутье, которое высоко ценил Антон Павлович Чехов, с которым его связывали долгие годы дружбы. Чехов постоянно делал Шехтелю протекцию в кругу литераторов, представляя его как прекрасного рисовальщика виньетиста, называя Шехтеля «талантливейшим из всех архитекторов мира». По эскизам Федора Осиповича был оформлен сборник А.П.Чехова «Пёстрые рассказы», обложка которого особенно нравилась писателю. Федор Осипович Шехтель внес огромный вклад в оформление здания Московского Художественного театра в Камергерском переулке и даже разработал эскиз легендарной чайки, ставшей его символом. Здания работы Шехтеля есть в разных городах России, но главным городом в творчестве Шехтеля всегда была Москва, где он построил более 50 замечательных зданий, большая часть из которых великолепно сохранилась и по-прежнему украшает столицу. Причина необыкновенного творческого успеха Федора Шехтеля в удивительной красоте его творений, построенных в очень модном стиле того времени – «модерн».

Особняк Рябушинского

Особняк Рябушинского на Малой Никитской – это уже работа зрелого мастера, его можно считать философски осмысленной декларацией модерна, которая открывает нам «нового» Шехтеля, представившего архитектурную композицию, созданную на основе мира природы. Природные мотивы как символы жизни и вечного движения в убранстве дома повсюду – в рисунке паркета столовой и холла, в лепном волнообразном орнаменте, в многоцветных стеклянных витражах и покрытых благородной патиной бронзе дверных ручек. Вся структура дома подчинена символам мироустройства и символизирует иерархию ценностей на всем жизненном пути человека, от рождения и до смерти, за которой открывается вечность.

Особняк Рябушинского, май 2014г.

Идейно-композиционным центром особняка является парадная лестница «Волна» — символ постоянного движения человека, она напоминает, что жизнь вышла из воды на землю, чтобы потом возвести человека на небеса к Богу. Величественная лестница из зеленовато-серого мрамора пенным кружевом разворачивается в виде спирали – символа бесконечности развития. Ее резной парапет передает упругую энергию морских волн постепенно уходящий в сине-голубую бездну лестничного витража символизирующего начало воздушной стихии.

Парадная лестница «Волна»

Парадная лестница «Волна»

Лестница как символ восхождения ведет на второй этаж в домовой храм – старообрядческую молельню. В нее можно попасть со второго этажа по другой скрытой маленькой лестнице, символизирующей тайный путь к истине. На этом пути взору открывается большая мраморная колонна с цветками лилий и фигурками саламандр на капители. Такое сочетание символизирует вечную борьбу добра и зла. Лилия – символ чистоты, а ящерицы – прообраз библейского змия. Старообрядческая молельня, устроенная наверху – это главная цель восхождения – это символ вечности и смысл человеческой жизни.

В этом доме все органично и взаимосвязано, здесь невозможно отделить конструкцию от декора, все – единое целое. Это и перила парадной лестницы напоминающее застывшую волну или тело гигантского морского животного, и лепнина потолка в гостиной особняка, поражающая своей органичностью, даже кажется, что крупные соцветия белой сирени свободным полукругом, лежащие на поверхности потолка так и манят своим тонким ароматом бабочек и улиток. В интерьерах особняка живо ощущается взаимосвязь отдельных помещений. Все они в чем-то разные, но в чем-то одинаковые как разные мазки, сделанные одной кистью.

Фрагменты декора потолка

Причудливый рисунок окон

Особняк Рябушинского насыщенный контрастными решениями и обилием противоположностей выраженных огромными окнами, повторяющими очертание диковинных цветов и деревьев, арки крыльца, похожие на рожки улиток, изящные цветочные мотивы и волны в рисунках паркета холла и столовой – все это фирменный стиль самого Шехтеля. Основные черты этого стиля, который стал символом московского модерна окончательно сформировались именно в ходе работы над особняком Рябушинского, ставшего своеобразной визитной карточкой архитектора Федора Шехтеля.

Создав великолепный образец московского модерна Шехтель, решил не только творческую задачу, но и угодил заказчику. Будущий хозяин особняка Степан Рябушинский, увидев его, долго разглядывал каждую деталь, а потом восторженно и несколько недоуменно произнес: А любопытно таки получилось…Полагаю, в Европе ничего подобного и не видывали…

Федор Шехтель: превратности судьбыТворческая и человеческая судьба Федора Шехтеля была сложной, он много работал и создал удивительную архитектурную коллекцию неповторимых по своей красоте сооружений самого разного назначения, его лучшие работы – это здания, построенные в начале ХХ века: • Особняк Рябушинского на Малой Никитской • Особняк Дерожинской в Штатном переулке • Московский Художественный театр • Типография Левенсона в Трехпрудном переулке • Комплекс павильонов русского отдела на Международной выставке в Глазго (1901), за который Шехтель был удостоен звания академика • Ярославский вокзал • Собственная дача в Кунцево • Дача Левенсона • Проект Народного дома и др.

Шехтель всю свою жизнь строил роскошные дома, но по злой иронии судьбы в конце жизни оказался фактически бездомным. Его великолепному творчеству не нашлось места в суровой революционной эпохе, которой потребовалась новая архитектура красного конструктивизма. Шехтель с его изящными зданиями и продуманными до мелочей интерьерами этой новой реальности не соответствовал. Его выселили из собственного дома и он – Почетный член Общества британских архитекторов, архитектурных обществ Рима, Вены, Глазго, Парижа доживал свой век в нищете. В одном из писем он с горечью пишет о том, что строил всем Морозовым, Рябушинским, фон Дервизам, а сам остался нищим…

Умер Шехтель в Москве 7 июля 1926 года и, несмотря на широкую известность его архитектурного наследия в Москве, где он так много построил, нет его мемориального музея, как и впрочем, музея, посвященного московскому модерну. Эту идею очень долго, но безрезультатно вынашивал внук архитектора – артист эстрады Вадим Тонков, создавший комедийный образ старушки Вероники Маврикиевны.

Однако в отличие от своего создателя, многим зданиям, построенных Шехтелем повезло, они сохранились в прекрасном состоянии, так как их передали дипломатическим ведомствам и посольствам. А шехтелевский шедевр – особняк Рябушинского стал музеем Алексея Максимовича Горького и в него можно попасть совершенно свободно. Красота творений Шехтеля – их «охранная грамота».

Рисунок знаменитых витражей

и ограды особняка Рябушинского

Литература1. Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830-1910-х годов. Москва «Искусство», 1978. С.399. 2. Лебедева Е. Преображавший мир красотой. 150-летию со дня рождения архитектора Федора Осиповича Шехтеля.http://www.pravoslavie.ru/jurnal/31977.htm.3. Пэнэжко Н.Л., Демкина С.М. Малая Никитская,6. К 100-летию особняка С.П.Рябушинского. Институт мировой литературы им. А.М.Горького РАН, 2003. 4.http://pomnipro.ru/memorypage14320/biography5.http://www.5arts.info/