28. Реализм как творческий метод. Его трансформации
В стремленииосмыслить идейно-художественную адекватность реалистической
парадигмы в современной литературе наука и критика переоценивает не только
явления соцреалистической литературы, но и основы классического реализма XIX
века. Ядром реалистической эстетики традиционно считалась обусловленность
характеров социальными обстоятельствами – «правдивое воспроизведение типичных
характеров в типичных обстоятельствах». В рамках конкретно-исторической
модели действительности индивидуальная судьба человека была связана с судьбой
общества или всего человечества. Мотивация характера в реализме сочетает
психологические и социально-исторические детерминанты и основывается на
типизации как главном принципе художественного обобщения.
В науке олитературе и критике рубежа веков проблема определения и
дифференцирования современной реалистической литературы остается нерешенной.
Сложность характеристики реалистической системы объясняется многообразием ее
стилевых течений и феноменов. «Реализм» выступает в виде индивидуальных
художественных решений. Причем к авторам реалистического толка часто относят
писателей, находящихся в стилевом отношении на крайних полюсах литературной
среды.
В современной реалистической прозе обновляется концепция личности, возникает
новый тип психологизма, связанный с закрытостью современного человека,
попытками переоценить традиционные духовные категории. Жанровые новообразования
свидетельствуют о специфическом художественном мышлении авторов. Формируется новая
модель повествования с нарушением пространственно-временных связей, усилением
символических, знаковых элементов, ассоциативных цепочек и аллюзий.
- 2. Персонаж. Герой. Система персонажей. Характер.
- 3. Литературные роды. Принципы их выделения.
- 4. Поэтика. Ее основные категории.
- 5. Жанр как литературоведческая категория. Носителижанра. Жанровые доминанты.
- 6. Специфика драматического произведения
- 7. Разновидности тонической системы стихосложения.
- 8. Классификация рифмы. Понятие клаузулы
- 11. Художественное пространство и художественноевремя. Понятие хронотопа.
- 12. Системы стихосложения
- 13.Характеристика понятий «фабула» и «сюжет».Неоднозначность их определений в теории литературы.
- 14. Литературное произведение как художественноеединство. Слагаемые литературногопроизведения как системы.
- 16.Стих и проза как формы художественной речи. Ритм встихе и прозе.
- 17. Роль языка в литературно-художественномпроизведении; две его основные сферы:речь автора и речь персонажей. Форма сказа.
- 18.Лирика как литературный род. Формы лирики.
- 19.Эпос как литературный род. Формы эпоса.
- 20.Система изобразительно-выразительных средств(тропы).
- 21.Жанры драмы
- 22. Жанры лирики
- 23. Понятие «мотива» и «лейтмотива»
- 24. Строфа и ее виды. Типы рифмовки
- 26. Сентиментализм как творческий метод. Основныезаконы сентиментализма.
- 27. Романтизм как творческий метод. Романтика какпафос.
- 28. Реализм как творческий метод. Его трансформации
- 29. Специфика искусства.Семиотическая природа литературы. Художественная условность
- 30. Модернизм, его основные течения и представители
- 31. Основные черты постмодернизма.
- 32. Жанровая сущность романа. Разновидности романа.
- 33. Литературоведение как наука. Её связь со смежнымифилологическими науками, состав. Общая характеристика основных разделовлитературоведения.
- 34. Значение термина «композиция». Понятиеархитектоники. Типы композиций: линейная, кольцевая, монтажная.
- 35. Элементы внешней композиции.
- 36. Художественная деталь, ее функции в тексте.
- 37. Художественная система античности
- 38. Художественная система средневековья
- 39. Эпоха Возрождения
- 40. Барокко
- 41. Понятие о художественном мире.
- 42. Понятие о литературном процессе.
- 43. Понятие свободного стиха (верлибр)