3. Скульптура классической Греции в V веке до н. Э.
На смену ранее господствовавшим в скульптуре двум типам фигур - куросу и коре - приходит гораздо большее разнообразие типов; скульптуры стремятся к передаче сложного движения человеческого тела. По скульптурам и рельефам, украшавшим такие сооружения, как сокровищница афинян в Дельфах, храм Афины Афайи на о. Эгина, так называемый храм Е в Селинунте и храм Зевса в Олимпии, можно ясно проследить, как менялись их композиция и стиль в разные периоды - при переходе от архаики к строгому стилю и далее - к высокой классике, что именно характерно для каждого из периодов. Архаическое искусство создало совершенные в своей законченности, но условные произведения искусства. Задачей классики стало изобразить человека в движении. Мастер поры ранней классики сделал первый шаг по пути к большому реализму, к изображению личности, и естественно, что этот процесс начался с решения более легкой задачи - передачи движения человеческого тела. На долю высокой классики выпала следующая, более сложная задача - передать движения души. Утверждение достоинства и величия человека-гражданина становится главной задачей греческой скульптуры эпохи классики. В статуях, отлитых из бронзы или высеченных из мрамора, мастера стремятся передать обобщенный образ человека-героя во всем совершенстве его физической и нравственной красоты. Этот идеал имел большое этическое и общественно-воспитательное значение. Искусство оказывало непосредственное воздействие на чувства и умы современников, воспитывая в них представление о том, каким должен быть человек. В скульптуре искусство высокой классики ассоциируется прежде всего с творчеством Мирона, Фидия и Поликлета. Мирон завершил искания мастеров предшествующего времени, стремившихся передать в скульптуре движение человека. В самом прославленном из его созданий - Дискоболе впервые в греческом искусстве решена задача передачи моментального перехода от одного движения к другому, окончательно преодолена идущая от архаики статичность. Полностью решив задачу передачи движения, Мирон, однако, не смог овладеть искусством выражения возвышенных чувств. Эта задача выпала на долю Фидия - крупнейшего из греческих скульпторов. Фидий прославился своими скульптурными изображениями божеств, особенно Зевса и Афины. Ранние его произведения известны еще мало. В 60-е годы Фидий создает колоссальную статую Афины Промахос, возвышавшуюся в центре Акрополя. Важнейшее место в творчестве Фидия заняло создание скульптур и рельефов для Парфенона. Синтез архитектуры и скульптуры, столь характерный для греческого искусства, находит здесь свое идеальное воплощение. Фидию принадлежала общая идея скульптурного оформления Парфенона и руководство его осуществлением, им же выполнена часть скульптур и рельефов. Художественный идеал торжествующей демократии находит законченное воплощение в величественных произведениях Фидия - бесспорной вершине искусства высокой классики. Но, по мнению самих греков, величайшим творением Фидия была статуя Зевса Олимпийского. Зевс представлен сидящем на троне, в правой руке он держал фигуру богини победы Ники, в левой - символ власти - скипетр. В этой статуе также впервые для греческого искусства Фидий создал образ милостивого бога. Статую Зевса древние считали одним из чудес света. Идеальный гражданин полиса - основная тема творчества другого скульптора этого времени - Поликлета из Аргоса. Он исполнял главным образом статуи атлетов-победителей в спортивных состязаниях. Наиболее известна его статуя Дорифора «Канон Поликлета» (юноши с копьем), которую греки считали образцовым произведением. Дорифор Поликлета - воплощение физически и духовно совершенного человека. В конце V в. в скульптуре начинают проявляться новые черты, получившие развитие в следующем веке. В рельефах балюстрады храма Ники Аптерос (Бескрылой) на Акрополе Афин особенно бросается в глаза динамизм. Те же черты мы видим и в скульптурном изображении Ники, выполненном Пеонием. Стремлением к передаче динамических композиций не исчерпывались искания скульпторов конца века. В искусстве этих десятилетий большое место занимают рельефы на надгробных памятниках. Обычно они создавались по единому типу: умерший в кругу близких. Основная черта этого круга рельефов (наиболее известный - надгробие Гегесо, дочери Проксена) - изображение естественных чувств простых людей. Тем самым в скульптуре решаются те же задачи, что и в литературе (трагедия Еврипида).
- Перечислите виды пространственных искусств и проведите их сравнительную характеристику. Приведите примеры памятников искусства.
- Выявите особенности искусства палеолита. Объясните причины и характер изменений, произошедших в искусстве неолита. Приведите примеры памятников искусства.
- Искусство Древнего Царства (XXXII в. — XXIV в. До н. Э.)
- Искусство Среднего Царства (XXI в. — XVIII в. До н. Э.)
- Искусство Нового Царства (XVII в. — XI в. До н. Э.)
- Скульптура Древнего Египта
- Архитектура Среднего царства
- Архитектура Нового царства
- Искусство Эгейской цивилизации
- Кикладское искусство
- Критское искусство
- Ахейское искусство
- Характеристика периодов Эпоха геометрики
- [Править] Поздняя геометрика
- [Править] Архаический период (VII - VI вв. До н.Э.)
- Архаический период (XII до н. Э. До времён Солона (590 до н. Э.))
- Ранне-классический период (590 до н. Э. — 470 до н. Э.)
- Классический период (470 до н. Э. — 338 до н. Э.)
- Период Эллинизма (338 до н. Э. — 180 до н. Э.)
- Раскройте особенности трактовки образа человека в древнегреческом искусстве. Проведите сравнительный анализ древнеегипетской и древнегреческой скульптуры.
- 1. Скульптура эллады
- 2. Скульптура архаического периода (VIII-VI вв. До н. Э.)
- 3. Скульптура классической Греции в V веке до н. Э.
- 4. Скульптура классической Греции в IV веке до н. Э.
- Расскажите как древнегреческое искусство формировало в жителях страны граждан и героев. Докажите на примерах архитектуры, скульптуры и вазописи.
- Чернофигурная вазопись
- [Править] Краснофигурная вазопись
- Искусство
- Архитектура
- Скульптура
- Живопись
- Стенная живопись
- Этапы развития римской архитектуры Первый период
- Второй период
- Третий период
- Четвёртый период
- Расскажите о раннехристианском искусстве как о переходном этапе в истории искусства. Проведите сравнительный анализ античного и средневекового искусства.
- Историко-художественные истоки и религиозные предпосылки византийского искусства
- Периоды истории византийского искусства и их характеристика
- Иконопись
- Характерные черты византийского зодчества
- Эволюция византийской архитектуры
- Архитектурные особенности софии
- Выявите особенности трактовки образа человека в византийском искусстве. Раскройте значение византийского искусства как хранителя наследия античности.
- Докажите наличие влияния византийской культуры на древнерусское искусство. Дайте периодизацию древнерусского искусства. Расскажите об искусстве Киевской Руси.
- Расскажите об искусстве времени феодальной раздробленности. Проведите сравнительный анализ памятников архитектуры Владимиро-Суздальской и Новгородской земель.
- Новгород Великий
- Архитектурные особенности
- Объясните, что такое икона и чем она отличается от картины на библейский сюжет. Расскажите о возникновении высокого иконостаса и опишите его устройство.
- Предпосылки к возникновению
- Характеристика стиля
- [Известные постройки в романском стиле
- Дайте общую характеристику готического искусства. Выявите сходство и различия в планировке, конструкциях, декоре, психологическом воздействии романского и готического храмов.
- Архитектура
- Система аркбутанов и контрфорсов
- Изобразительное искусство
- Скульптура
- Декоративно-прикладное искусство
- Расскажите об особенностях готической живописи. Укажите различия в трактовке образа человека во французской и немецкой готической скульптуре. Приведите примеры памятников искусства. Живопись
- Раскройте причины сложной творческой судьбы в. Баженова. Расскажите о творчестве м. Казакова. Оцените художественные достоинства памятника Петру I э.М.Фальконе.
- Голицынская больница
- Здание сената
- Расскажите о развитии живописи и скульптуры в русском искусстве второй половины XVIII века, назовите ведущих мастеров, дайте краткую характеристику их творчества.
- Павел 1 Екатерина II – законодательница Гордеев ф.Г., (1744-1810), скульп.
- Обоснуйте появление «революционного классицизма» во Франции конца XVIII века. Раскройте особенности творческого метода Давида, расскажите об эволюции его творчества.
- Охарактеризуйте идейные и художественные задачи романтизма.
- Проведите сравнительный анализ творческого метода классицизма и творческого метода романтизма на примере живописных произведений Энгра и Делакруа. Расскажите о творческом пути этих мастеров.
- Орловский, Александр Осипович
- Раскройте особенности синтеза скульптуры и архитектуры в искусстве ампира на примере Адмиралтейства Захарова в Петербурге. Назовите ведущих русских скульпторов периода и их основные работы.
- Адмиралтейство образца 1823 года
- Биография
- Расскажите о сложных поисках русского искусства середины XIX века на примерах творчества а. Иванова и п. Федотова. Сравните творческие методы этих мастеров.
- Художественные принципы
- Исаак Левитан (1860-1900)
- Расскажите о творческих поисках н. Ге. Охарактеризуйте творчество и. Репина и его вклад в развитие русского искусства и культуры. Николай Ге (1831-1894)
- Илья Репин (1844—1930)
- Василий Суриков (1848—1916)
- Виктор Васнецов (1848-1926)
- Охарактеризуйте особенности развития искусства стран Западной
- Эдуард Мане (1832-1883)
- Импрессионализм
- Покажите исторические предпосылки возникновения стиля модерн.
- Общая характеристика
- История развития
- Модерн в России
- Модернизм в изобразительном искусстве
- Футуризм в изобразительном искусстве
- Раскройте многогранную художественную ситуацию в русском
- Сравните творческие методы в. Серова и м. Врубеля.
- Охарактеризуйте деятельность объединений «Голубая роза» и «Бубновый валет», выявите различия творческих методов их представителей.
- Охарактеризуйте развитие советского искусства в 20-30-е годы XX
- Идеология
- Идеология
- Характеристика живописи
- Расскажите о ленинском плане монументальной пропаганды. Обоснуйте появление новых видов изобразительного искусства –агитационного фарфора и агитационного плаката, расскажите об их особенностях.
- Тематика плакатов
- Поясните, в чем заключался новаторский характер советской архитектуры. Назовите основных мастеров. Приведите примеры произведений искусства.
- Охарактеризуйте западную скульптуру и архитектуру первой
- Дайте общую характеристику западного искусства второй половины
- XX века. Расскажите о творчестве ведущих архитекторов, скульпторов, живописцев, графиков.
- Охарактеризуйте советское искусство периода второй мировой войны.
- До последнего патрона!
- В атаку!
- Боец побеждает неприятеля в рукопашном бою
- Расскажите о развитии скульптуры военного и послевоенного времени.
- 81. Дайте характеристику «сурового стиля» в советском искусстве, назовите его основных представителей. Выявите творческий метод
- Попков, Виктор Ефимович Биография
- Произведения
- 95. Охарактеризуйте градостроительство и архитектуру классицизма на
- Раскройте причины распада стиля и зарождения ретроспективных