И. И. Шишкин (1832–1898)
Краткая биография. Родился в купеческой семье в г. Елабуге и детство провел посреди просторов могучих лесов Камского края; обучение в МУЖВиЗ и в Петербургской Академии художеств.
Методическая рекомендация. Сначала предлагается комплексно охарактеризовать следующие пейзажи — «Лесная глушь» (1872), «Дубы» (1887) и «Корабельная роща» (1898), убедительно свидетельствующие, что Шишкин-художник воспринимает лесную природу как мощную и ясную силу, как явление величественное и знаковое. При этом, представляя на своих холстах леса в зените летнего цветения, в красе спокойного и уверенного предстояния, Шишкин, благодаря особым приемам построения, умеет также вести предметно подробный, тщательный рассказ обо всех деталях изображаемого ландшафта.
«Лесная глушь». 1872
Обращаясь к этой ранней картине Шишкина, напомнить слушателям, что художник является одним пионеров нашей пейзажной живописи, поэтому он начинает свою работу пейзажиста с подробного изучения всего увиденного, сближаясь в какой-то мере с подходом ученого-естествоиспытателя к изучению явлений природы. Всматривание во все подробности натуры и воспроизведение на полотне не только больших деревьев, но и всех кустиков, травинок, мха во всей четкости форм и очертаний — таковы главные особенности творческого метода пейзажиста Шишкина. Привести слова Крамского, что Шишкин — «единственный у нас человек, который знает природу ученым образом».
«Дубы». 1887
Сказать, что это один из лучших пейзажей зрелого творчества мастера. Огромные, по-могучему крепко стоящие на земле дубы, их широко раскинутые зеленые кроны, равно как и малые веточки и тоненькие травинки — все олицетворяет летнюю красу родного края.
В этом пейзаже, по сравнению с «Лесной глушью», портретная доскональность изображения не столь нарочита, благодаря большей мягкости в прорисовке форм, меньшей дробности живописного рассказа, что придает всем частям картины гармоничное единство, пленяя слитностью малого и большого.
«Корабельная роща». 1898
Картина завершена в год кончины И. И. Шишкина, она — своего рода итог 40-летней художественной работы пейзажиста.
Рассказать, что Шишкин изобразил на холсте рощу купца Афанасьева близ Елабуги на Каме, напомнив этим, что лесные просторы Камского края лежат в основе его ранних художественных впечатлений.
При панорамности построения (горизонтальная удлиненность и незамкнутость), Шишкин верен своим ранее найденным приемам композиции: близкая точка зрения, вершины деревьев срезаны верхней линией холста, что позволяет художнику обстоятельно «портретировать» корабельные сосны. Освещенные солнцем красавицы-сосны предстоят на холсте спокойно и величаво, их стволы, кое-где сучковатые, завершаются наверху пушистой зеленью ветвей. Кисти художника по-прежнему присущ крепкий точный рисунок — мазок, выявляющий ясную пластику форм деревьев. Столь же подробно прописан художником первый план картины с прозрачной речушкой, камешками на ее дне и бабочками над водой. Отмечены в пейзаже и следы присутствия человека: это построенная им ограда частной рощи, срубленная березка, брошенное в речку бревнышко и др. Созданию жизнеутверждающего, отрадного образа родной земли помогает избранная художником целостная гамма зеленых, дополненная коричневато-золотистыми тонами.
Методическая рекомендация. При наличии специальных групп (несколько занятий) или ведении цикловых занятий предлагается объединить в рамках одной экскурсии рассказ о творчестве всех ведущих пейзажистов второй половины XIX века (И. И. Шишкин, А. К. Саврасов, Ф. А. Васильев, А. И. Куинджи).
- Министерство культуры Российской Федерации
- К. Д. Флавицкий. «Христианские мученики в Колизее». 1852
- В. С. Смирнов. «Смерть Нерона». 1888
- Г. И. Семирадский. «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине». 1889
- В. Г. Шварц (1838–1869)
- В. Г. Перов (1834–1882)
- И. Н. Крамской (1837–1887)
- Н. Н. Ге (1831–1894)
- И. И. Шишкин (1832–1898)
- А. К. Саврасов (1830–1891)
- Ф. А. Васильев (1850–1873)
- А. И. Куинджи (1842–1910)
- В. В. Верещагин (1842–1904)
- Жанристы 1870-х — 1880-х годов
- В. Д. Поленов (1848–1927)
- М. М. Антокольский (1842–1902)
- К. Е. Маковский (1839–1915)
- И. Е. Репин (1844–1930)
- В. И. Суриков (1846–1915)
- В. М. Васнецов (1848–1926)
- Список рекомендуемой литературы