logo
Лазуко

В. Г. Перов (1834–1882)

Основополагающая роль в исследовании искусством действительности в 1860-е годы принадлежит В. Г. Перову. Именно Перов решил задачу, выдвинутую временем перед искусством, — создавать произведения, имевшие, по словам Чернышевского, «значение приговора о явлениях жизни».

Краткая биография (обучение в Арзамасской художественной школе, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества; конкурсант на Большую золотую медаль в Петербургской Академии художеств («Проповедь в селе» (1862)); пребывание в качестве пенсионера Академии в Париже (1863–1864).

Назвать картины Перова конца 1850-х — 1860-х годов из собрания Третьяковской галереи: «Приезд станового на следствие» (1857), «Чаепитие в Мытищах» (1861), «Сельский крестный ход на пасху» (1861), «Проводы покойника» (1865) и др.

Сказать, что полотно Перова «Монастырская трапеза» было завершено в 1876 году, но задумана картина гораздо раньше, в 1865 году, что позволяет ее рассматривать в ряду антиклерикальных, обличающих духовенство произведений художника.

Пояснить картину, рассказать сюжет. Подчеркнуть, что открытая сатира на церковников выражается средствами, типичными для ранних «критических» картин Перова: заострение характеристик персонажей, усиление отрицательного через мимику лица, жесты, использование «говорящих» предметов (лампады, иконостас, пустые бутылки и др.), а также акцентирование смысловых контрастов (крест с распятым Христом и чревоугодничающие церковники; нищая крестьянка с детьми и богатая равнодушная барыня и др.

Пояснить далее, что у большого русского художника Перова повествование о действительности — емкое и многостороннее, что ему присуще не только обличительное начало, но и сочувственная нота к «маленьким» людям, сострадание к «униженным и оскорбленным». Показать эскиз к картине 1866 года «Тройка», работы «Дети-сироты», «Парижские тряпичники», исполненные в Париже, и небольшую картину «Гитарист-бобыль».

Сообщив зрителям, что В. Г. Перов — один из организаторов возникшего в 1870 году Товарищества передвижных художественных выставок, объединившего художников реалистических устремлений из Москвы и Петербурга, показать картину Перова «Охотники на привале», представленную на I Передвижной выставке 1871 года.

«Охотники на привале». 1871

В Русском музее хранится авторское повторение 1877 года. Заметить, что картина свидетельствует о новых началах творческих исканий Перова. Чутко улавливая тенденции художественного процесса, живописец начинает отходить от резкой критики и обращается к некоторым положительным сторонам жизни людей. В холсте «Охотники на привале» он показывает — правда, не без элементов иронии — «малые радости» «маленьких» людей.

Находящиеся в экспозиции полотно «Пугачев» (1879) с героями из русской истории, а также малоизвестная картина «Первые христиане в Киеве» (1880) намечают новые пути в его творчестве, к сожалению, не получившие дальнейшего развития.

Сообщить далее слушателям, что создатель Третьяковской галереи в Москве П. М. Третьяков, задумав собирать портреты современников — «дорогих нации» людей, заказал в начале 1870-х годов Перову портреты писателей Ф. М. Достоевского и И. С. Тургенева. Оба портрета были исполнены Перовым в 1872 году.

«Портрет И. С. Тургенева». 1872

Методическое указание. Поскольку портрет Тургенева кисти Перова совсем недавно появился в экспозиции и мало известен зрителям, это произведение, являющееся большой ценностью в собрании Русского музея, предлагается проанализировать наиболее полно.

Необходимо напомнить слушателям, что ко времени создания портрета (1872 год) писатель Иван Сергеевич Тургенев, уже опубликовавший «Записки охотника», романы «Дворянское гнездо», «Рудин» и «Отцы и дети», был знаменит и широко известен в России.

Рассказывая о портрете, обратить внимание на композицию. Кресло, в котором сидит великий писатель, живописец Перов максимально приблизил к первому плану, что позволило изобразить литератора крупно, весомо, «взяв» в красивом профильном развороте. В осанке Тургенева художник подчеркнул основательность, спокойное достоинство, свойственную ему особую барственность. На темно-зеленом фоне выделены светом лицо писателя и рука на книге в кожаном переплете. Стремясь передать на холсте точное сходство, художник по-барельефному четко очерчивает выразительный профиль Тургенева с высоким лбом, обрамленным ровными прядями седых волос. Лицо писателя словно освещено мыслью, овеяно мудростью прожитых лет. Литератор не смотрит на зрителя, он поглощен своими думами, глубоко сосредоточен и замкнут.

Портретист Перов сумел почувствовать и передать значимость, масштабность размышлений Тургенева, огромность его внутреннего мира. Душевному величию маститого писателя отвечает пластическое сопоставление на полотне крупных цветовых и световых зон.

Подчеркнуть, что портрет И. С. Тургенева кисти В. Г. Перова убеждает, что писатель именно такой высоты и силы интеллекта мог стать властителем дум, мог отразить в своих произведениях духовное состояние русского общества 1850-х — 1870-х годов.

Напомнив слушателям еще раз, что Перов, наряду с Г. Г. Мясоедовым и Н. Н. Ге, принимал самое активное участие в создании Товарищества передвижных художественных выставок (1870), перейти к рассказе о художественной деятельности И. Н. Крамского — идейного руководителя Товарищества передвижников с 1870 по 1887 год.