Н. Н. Ге (1831–1894)
Краткая биография. Обучение в Петербургской Академии художеств и одновременно на философском факультете Петербургского университета; получение Большой золотой медали (программа — «Саул у Аэндорской волшебницы») в 1857 году и долгое пребывание в Италии; в 1870 году стал одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок в Петербурге; знакомство и близкое общение с Л. Н. Толстым.
«Саул у Аэндорской волшебницы». 1857
Заданный советом Академии сюжет — традиционно библейский. Отметить, что, исполняя свою дипломную работу, Ге в целом придерживался правил академического искусства: выделение главного героя светом и цветом; линейная четкость контуров, скульптурность объемов; передача чувств героев усиленной мимикой, условная патетика жестов и др. Вместе с тем, будучи человеком романтически-философского склада, подчеркивает в событии элементы необычного: ночь, пещера, грозное привидение, потрясение Саула, страх спутников… В толковании библейской легенды художник пытается рассказать о столкновении человека и рока, о торжестве высших, карающих человека сил.
Сообщить далее, что, пребывая в Италии, где живописец продолжил свое художественное образование, Ге посчастливилось увидеть великую картину Александра Иванова «Явление Христа народу». Испытанное потрясение побудило Ге к написанию картины «Тайная вечеря».
«Тайная вечеря». 1863
Отметив, что много раз использованный художниками всех эпох евангельский сюжет о последней встрече Христа с учениками обретает у Ге своеобразное и новое толкование.
Художник, тяготевший к образам высокого нравственного начала, размышлял: «Попытался я взять человека… Я увидел, что это мелочь. Кто из живших, живущих может быть всем, полным идеалом?»
Воссоздавая образ Христа, Ге исходит из традиционного для тогдашней либерально-философской мысли взгляда на него как на образец нравственного человеческого совершенства и осознает, в соответствии со словами Ф. М. Достоевского, как явление «нравственно недостижимое». Вместе с тем, полулежащий на ложе Христос (лицо его написано с фотографии А. И. Герцена) представлен на полотне как человек среди людей, он тяжело страдает, переживая измену, олицетворяя собой, по замыслу Ге, любовь и осознанное самопожертвование. Изображенного справа, против света, Иуду художник представляет не мелким предателем — наоборот, это сильный противник (поначалу картину предполагалось назвать «Отшествие Иуды»), и он в бескомпромиссном идейном противостоянии Христу.
В ходе знакомства зрителей с картиной подчеркнуть главную ее тему — столкновение двух мировоззрений, верность идеалам и отказ от них, разрыв бывших единомышленников. Постигая уроки Александра Иванова, Ге трактует тему раскола как реальную жизненную драму, основанную на психологической правде поведения персонажей. В этой связи выделить образы апостолов Иоанна (у ног Христа) и Петра (рядом с отступником Иудой, фигура которого композиционно противопоставлена группе учеников Христа). Воссозданный в картине конфликт проявляется в световом построении, в драматизме контрастов света и тени, акцентируя поднимаемые художником вековечные вопросы «добра» и «зла».
Следует также отметить особенности нового, отличного от академического творческого метода работы над картиной на религиозную тему: это психологизм образов, естественность душевных движений изображенных, портретность некоторых персонажей (написаны с конкретных людей).
Особо выделить то, что впервые в русской исторической живописи картина идейно соотнесена с реалиями самой действительности. Всемирность нравственных проблем (как говорил Ге — «разрыв, измена… Из века в век»), столкновений мировоззрений, поднятых в картине «Тайная вечеря», в России 1860-х годов конкретно соотносились с различными коллизиями в жизни общества (отмена крепостного права в 1861 году и восстания не принявших реформу крестьян; идейный раскол в журнале «Современник» и уход из его редакции И. С. Тургенева; сложные духовные отношения А. И. Герцена и Т. Н. Грановского и др.). Кроме того, как философ и гражданин, Ге разглядел набиравший силу в Европе культ индивидуализма и поднимаемую в то время на щит так называемую «наполеоновскую» идею «малого зла» ради «большого добра». Подчеркнуть, что в картине живописца Н. Н. Ге «Тайная вечеря», равно как и в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», содержится убедительное художественное разоблачение пропаганды «права сильного», что всегда было неприемлемо для русского сознания.
Напомнить слушателям, что по возвращении из Италии Ге вместе с Крамским в 1870 году встал во главе Товарищества передвижников и некоторое время был его активным деятелем. На первой передвижной выставке 1871 года Ге показал свою картину «Петр I допрашивает царевича Алексея в Монплезире», которая, наряду с пейзажем А. К. Саврасова «Грачи прилетели», стала центральным событием этой выставки.
«Петр I допрашивает царевича Алексея в Монплезире». 1871
В Русском музее хранится авторское повторение 1872 года по заказу императора Александра II.
Методическая рекомендация: учитывая состав группы, можно дать краткую историческую справку о деятельности Петра I, о его реформах, сказать о заговоре боярства против Петра с привлечением сына императора.
Эту картину Ге следует охарактеризовать как истинное произведение реалистического искусства, начинающего новый этап в исторической живописи России. На полотне воссоздано конкретное историческое событие (спор о том, нужны ли были петровские преобразования в России, происходил и в семье самого императора); в картине изображены подлинные исторические деятели с точным портретным сходством и правдой характеров; наконец, событие (допрос царевича) воссоздано в исторически достоверном интерьере Монплезира, любимого дворца Петра I.
Сообщить слушателям, что поначалу Ге видел в Петре человека высоких нравственных достоинств, но, по мере изучения документов, пришел к выводу, что «симпатий не может быть к Петру». Перед художником вдруг стала сложная задача объективно трезвого анализа исторического факта.
Подобно предшествующей работе, но уже на конкретном материале, Ге трактует разговор отца и сына как глубокую психологическую драму, как столкновение характеров. Ге представляет на своем холсте Петра I как человека огромной (и это объективно верно) воли, внутренней силы и энергии, уверенным в своей правоте. Царь еле сдерживается, в гневе ухватившись за кресло. При этом, однако, и царевич Алексей в трактовке Ге вовсе не отрицательный персонаж. Хотя по силе и мощи характера он уступает отцу, но у него есть свои убеждения, его облик интеллектуален, царевич не вызывает у нас отрицательных эмоций. Перед нами субъективно-объективная драма противостояния отца и сына, в которой проступает столкновение двух мировоззрений, борьба нового (реформы Петра) со старым (консервативное боярство).
Заметим, что в картине «Петр I допрашивает царевича Алексея в Монплезире» Ге опять поднимает близкие ему и современному обществу вопросы морали, совести, людских взаимоотношений. Новизна работы Ге в том, что теперь он обратился к этим проблемам на основе конкретных исторических фактов и с опорой на прижизненные портреты реальных лиц русской истории. Потому картина Ге имела грандиозный успех, а ее первый вариант купил П. М. Третьяков.
Сообщить слушателям, что со временем погружение в достоверное, трезво-аналитическое воссоздание исторического события в соответствии с программными установками передвижнического реализма, начало тяготить Ге, художника философского миросозерцания, о котором Г. Г. Мясоедов сказал знаменательные слова: «…искание истины было в его природе». Дело дошло до глубокого духовного кризиса: Ге разрывает с передвижниками и уезжает из Петербурга на свой черниговский хутор, где полностью меняет образ жизни, начинает заниматься хлебопашеством. Познакомившись в 1882 году с Л. Н. Толстым, Ге становится последователем его нравственно-философского учения.
Показать портрет великого писателя Толстого, который художник Ге написал в 1884 году (в Русском музее — второй вариант портрета), когда писатель работал над статьей «В чем моя вера».
Сказать далее, что, духовно воспрянув в общении с Толстым, Ге вновь возвращается к живописной работе над «самым задушевным, — как он сам определил, — самым дорогим — своим и всемирным», то есть — к «исканию истины», к евангельскому учению.
Методический совет. Если в экспозиции присутствует картина «Выход Христа с учениками в Гефсиманский сад» (1887), то представить ее зрителям, отметив, что тревога лунного освещения, охватившего землю, словно аккомпанирует душевным страданиям Христа о неотвратимости грядущего события — своей крестной смерти ради спасения людей. Назвать картины нового евангельского цикла Ге, находящееся в Третьяковской галерее («Что есть истина? Христос и Пилат», «Голгофа» и др.)
В заключение разговора о творчестве великого мастера, обратиться к позднему произведению Ге — портрету Е. И. Ге, и, сравнив с полотном «Саул у Аэндорской волшебницы», сказать о масштабной эволюции живописной манеры художника. Этот портрет начала 1890-х годов экспонировался на выставке «Русский импрессионизм».
Напомнить слушателям, что в русле общих идейных установок русского реализма второй половины XIX века развивается также бытовая картина, портрет, историческая картина, пейзаж. По своей специфике пейзаж хотя и не мог впрямую отвечать просветительской программе передвижников, но в главном — воспроизведении реально увиденной родной природы, зачастую с включениями в нее сцен из деревенской жизни — пейзажная живопись соответствовала общим тенденциям в искусстве того времени.
- Министерство культуры Российской Федерации
- К. Д. Флавицкий. «Христианские мученики в Колизее». 1852
- В. С. Смирнов. «Смерть Нерона». 1888
- Г. И. Семирадский. «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине». 1889
- В. Г. Шварц (1838–1869)
- В. Г. Перов (1834–1882)
- И. Н. Крамской (1837–1887)
- Н. Н. Ге (1831–1894)
- И. И. Шишкин (1832–1898)
- А. К. Саврасов (1830–1891)
- Ф. А. Васильев (1850–1873)
- А. И. Куинджи (1842–1910)
- В. В. Верещагин (1842–1904)
- Жанристы 1870-х — 1880-х годов
- В. Д. Поленов (1848–1927)
- М. М. Антокольский (1842–1902)
- К. Е. Маковский (1839–1915)
- И. Е. Репин (1844–1930)
- В. И. Суриков (1846–1915)
- В. М. Васнецов (1848–1926)
- Список рекомендуемой литературы