logo
Лазуко

К. Е. Маковский (1839–1915)

Методическое указание. Следует акцентировать, что в экспозиции Русского музея впервые отдельный зал отведен творчеству видного русского художника второй половины XIX века К. Е. Маковского.

Сообщить зрителям, что К. Е. Маковский — самый талантливый представитель московской художественной семьи Маковских. Зачинатель династии — Е. И. Маковский, человек разносторонних творческих интересов, а его дом в 1830-е — 1850-е годы — знаменитая культурная ячейка Москвы, где бывали Н. В. Гоголь, М. И. Глинка, Н. А. Островский, В. А. Тропинин, К. П. Брюллов и др. Е. И. Маковский стоял у истоков основания Московского училища живописи и ваяния (МУЖВ) (1843), в котором учились его ставшие знаменитыми сыновья-живописцы Константин и Владимир, работы которых имеются в экспозиции Русского музея. Другие дети Маковского (всего их было пятеро) тоже посвятили себя искусству.

У старшего из братьев-художников К. Е. Маковского, разносторонне талантливого, «баловня судьбы», как говорили современники, самое большое творческое наследие, разбросанное по всему миру. К. Маковского отличает непростой художнический путь, сильно отличающийся от тех мастеров, с кем он начинал свою жизнь в искусстве.

К. Маковский закончил МУЖВ, а время его обучения в Петербургской Академии художеств совпало с утверждением реалистической эстетики и идей Н. Г. Чернышевского. Вдохновившись новыми веяниями, К. Маковский стал участником «бунта 14-ти» и членом артели — коммуны И. Н. Крамского. В 1870 году К. Маковский еще в авангарде противников академических канонов в искусстве. Он один из основателей Товарищества передвижных художественных выставок, однако годом ранее, в 1869 году он становится профессором Академии художеств, против которой «бунтовал» в 1863 году.

Из раннего творчества К. Маковского в зале представлена картина «Селедочница» (1867), типичная для творчества коллег-шестидесятников своим устремлением к повседневности, вниманием к типам жизни «маленьких людей», точной фиксацией всех особенностей натуры. Вместе с тем нельзя не отметить выбор художником, может быть, излишне приятной и миловидной и модели.

Методическое пожелание. Если в экспозиции будет картина 1869 года «Балаганы на Адмиралтейской площади», то ее следует разобрать как пример бытовой картины раннего периода («мозаика» сценок, масса персонажей (в основном бедных людей), не связанных между собой, тщательность написания («списывание» с натуры) одежд, предметов быта, архитектуры и др.). Особо отметить, что на этом большом полотне К. Маковского — праздничное гуляние, но не изображение тягот жизни.

В дальнейшем К. Маковский все заметнее станет отходить от социальной тематики, от установок искусства 1860-х годов.

Сообщить, что в 1873–1874 годах совместно с братом Владимиром (последний закончил к этому времени МУЖВ и в Академии художеств получил золотую медаль) Константин Маковский совершил творческую поездку в Египет.

«Перенесение священного ковра в Каире». 1876

К. Маковский, увлеченный шумной жизнью многолюдной столицы Египта, писал одном из писем: «В Каире вечный праздник». Перенесение священного ковра в Каире — тоже праздник, воссозданный К. Маковским в своем холсте.

Торжественно движется процессия паломников по главной улице столицы. Шествие возглавляет дервиш с кривой саблей в руках, за ним ступает главный мулла, несут знамя и символ власти — бунчук (конный хвост, насаженный на древко). В центре погонщики ведут верблюда, на спине которого в бархатном паланкине с золотой и серебряной вышивкой лежит священный ковер с письменами из Корана. По древнему преданию, он дарует верующим счастье.

Художник запечатлел эту пеструю красочную толпу, непосредственно увидев старинный обряд на улице Каира с нарядными полосатыми стенами домов, залитых южным солнечным светом. Картина написана К. Маковским в 1876 году, и, подчеркнем, в русской живописи не было в это время еще интереса к передаче естественного освещения, внимания к движению воздуха, скрадывающему дали, подобного использования ярких красок, «очищающих» палитру от темных тонов.

В подтверждение того, что К. Маковский одним из первых обратился в России к практическому освоению особенностей пленэрной живописи, назвать картину «В саду» (1870-е).

Начиная с 1860-х гг., К. Маковский написал большое число портретов своих современников, которые стали существенной частью его творческого наследия. Указав на исполненный в 1871 году портрет оперного артиста О. А. Петрова (авторское повторение портрета 1870 года, хранящегося в Третьяковской галерее), обратить внимание зрителей к портрету известного историка Н. И. Костомарова (1883), близкого К. Маковскому своими историческими воззрениями.

«Портрет историка Н. И. Костомарова». 1883

Труд Н. И. Костомарова «Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI–XVII столетиях» живо интересовал К. Маковского. Художнику были близки взгляды ученого, полагавшего, что история народа — это история народных представлений, запечатленных в быту и культуре.

В русле реалистической портретной традиции 1870-х — 1880-х годов К. Маковский представляет знаменитого историка жизненно правдиво, со всеми особенностями его внешнего и внутреннего облика. Костомаров изображен сидящим в старинном резном кресле, перед ним — раскрытый древний фолиант. Ученый в состоянии глубокого и светлого раздумья, вызванного прочитанным о давно минувшем.

Подобно Костомарову, К. Маковский, страстный собиратель предметов старины, был увлечен декоративно-бытовой стороной русской истории XVI–XVIII веков, о чем свидетельствуют его многочисленные исторические полотна, воссоздающие события отечественной истории, но, к сожалению, не представленные в экспозиции.

Отметив разностороннее дарование К. Маковского, продолжить разговор о его портретном творчестве. Уже в 1860-е годы художник, натура артистически увлекающаяся, жаждущая успеха, начал писать заказные и эффектные портреты, что давало ему значительные денежные средства. В дальнейшем К. Маковский стал любимым портретистом императора Александра II и русской аристократии, выделяясь среди салонных художников высоким живописным мастерством. Правда, этот раздел творчества Маковского стал для некоторых исследователей поводом упрекать его в отходе от реализма к салону, к предпочтению внешнего, пустой красивости.

«Портрет жены». 1881

На холсте изображена Юлия Павловна Леткова, жена художника. К. Маковский встретил ее на балу в Морском корпусе в Петербурге, куда молоденькая красавица приехала учиться петь в Консерваторию. Очарованный юной певицей, художник, несмотря на почти двадцатилетнюю разницу в возрасте, вскоре на ней женился.

Легко и вдохновенно, кажется, без всяких усилий, пластически красиво расположил художник фигуру женщины на вертикальном по формату холсте. Чуть снизу взятая точка зрения позволила художнику заполнить почти всю высоту узкого полотна бархатным платьем красно-бордового цвета. Бархат платья, мягко облегая фигуру гибкой стройной женщины, эффектно ниспадает вниз клубящимся воланом, словно исполняя гимн женской красоте.

Однако звонкий цвет платья и темно-зеленое кресло с металлическим декором, золото браслетов и цветастый занавес фона — всего лишь обрамление прекрасного лица Юлии Павловны Маковской. Молодая женщина мечтательно подняла глаза от книги, грациозно, словно в неге, приподняла руку и о чем-то словно задумалась. Притягивает пластика движений, пленителен взгляд ее светло-карих блестящих глаз, неотразимо обаяние лица с правильными чертами. С удивительным артистизмом и мастерством Маковский передал все радостное очарование петербургской красавицы.

Портрет Юлии Павловны Маковской, исполненный в 1881 году, произвел сенсацию в художественной жизни того времени. Константин Маковский в этом портрете одним из первых являл поворот от «тяжелого» к лирическому, «отрадному» началу в русской живописи.

«Семейный портрет». 1882

На этом холсте любимая модель художника — жена Ю. П. Маковская изображена в обстановке мастерской вместе с детьми. Начиная с ранних картин, К. Маковский любил писать детей, что выделяло его среди живописцев-современников.

Окружающий семью художника антураж — это часть коллекций, которые художник собирал всю жизнь. «Свой заработок, — сообщал один из современников, — Маковский употреблял на убранство своей квартиры, которая представляет собой некоторый музей мебели, ковров, бронзы, парчи и прочего». Бархат и атлас одежд детей, пышные кружева, оттеняющие белизну и нежность кожи красавицы-жены, мерцающий жемчуг ее ожерелья, драгоценный мех и носок черной лаковой туфельки сына на роскошном бархатном ковре, тяжелая бархатная портьера, антикварный столик и фарфоровая ваза — все это написано со вкусом, собрано в общую колористическую гармонию. Художник не просто любил роскошь, красоту предметного мира, он еще умел артистически легко и любовно, в совершенстве мастерства представить это на своих холстах, где будто «сами собой смешиваются на палитре краски» и «кисти по холсту порхают».

Такая любовь к написанию предметной роскоши иногда смещала акценты и порой превалировала, уводила на второй план изображение человеческих лиц, чего, однако, не скажешь об этом семейном портрете, где с такой трепетной нежностью художник написал свою семью. Сын Сергей станет известным в России критиком, поэтом, издателем, а затем — крупным деятелем послереволюционной русской эмиграции в Париже. Дочь Елена — в будущем художник и скульптор, последние свои годы жившая в Гамбурге.

Еще раз отметив мастерство К. Маковского в создании зрелищных и эффектных портретов с роскошным антуражем, сообщить слушателям, что в 1880-е гг. Маковский порвал с передвижниками, устраивал собственные выставки, в 1890-е гг. обзавелся собственной мастерской в Париже.

И все же на склоне лет что-то подвигнуло этого блистательного мастера задуматься о своем творчестве и сказать следующие слова: «Я не зарыл своего Богом данного мне таланта в землю, но и не использовал в той мере, в какой мог бы».