И. Е. Репин (1844–1930)
Творчество Репина — самое полновесное и яркое достижение русского реализма второй половины XIX века. Его искусству присуща поразительная широта охвата жизненных явлений. Художник создал жанровые и исторические композиции, написал множество портретов современников, в его наследии есть пейзажи и натюрморты. Помимо живописи, Репин оставил большое количество графических работ. Все произведения мастера отличает не только высокая художественная культура; в них явственно проступает талант Репина — человека и гуманиста, порой опечаленного событиями времени, но в то же время страстно влюбленного в «животрепещущую» действительность.
Краткая биография. Художник родился в 1844 году в г. Чугуеве Харьковской губернии в семье зажиточного военного поселенца; с 1864 по 1871 год обучался в Петербургской Академии художеств, одновременно посещая Рисовальную школу Общества поощрения художников, где преподавал И. Н. Крамской; во многом взгляды Репина на назначение искусства формировались в артели Крамского (в своих воспоминаниях Репин уважительно назвал Крамского «учитель»). Ранние небольшие жанровые картины Репина («Приготовление к экзаменам» (1865) и др.) исполнены в русле новых устремлений художников-шестидесятников. По окончании Академии Репин получил Большую золотую медаль с правом поездки в Европу для усовершенствования мастерства; с 1873 по 1876 год Репин проживал в Париже, где исполнил, в числе других, картину «Садко в подводном царстве» (1876), за которую получил звание академика. Через год Репин стал членом Товарищества передвижных художественных выставок.
Уже при жизни Репин обрел всемирную славу. Правительство Франции 1901 году наградило его Орденом почетного легиона — высшим отличием страны.
«Воскрешение дочери Иаира». 1871
Сообщить, что эту картину на заданный Академией художеств евангельский сюжет Репин писал как конкурсную программу на Большую золотую медаль.
Поясняя сюжет, сказать, что художник воссоздает кульминационный момент события, когда стоящий у изголовья умершей девочки Христос, взяв ее за руку, как поведано в Евангелии, произносит: «Девица, тебе говорю, встань!» В правой части холста Репин изобразил мать девочки и ее отца — священника Иаира.
Согласно традиции, идущей в русской живописи от А. А. Иванова и Н. Н. Ге, Репин, еще учащийся Академии, стремится внести психологические оттенки в характеристику персонажей. В частности, ему удается передать сложность чувств и силу переживаний старца Иаира. Следует заметить, что в основе поисков образного строя полотна в том числе и личные переживания Репиным конкретного трагического события в детстве (смерть сестры Усти).
В результате серьезной и кропотливой работы Репину удалось воссоздать на полотне величественную сцену воскрешения, активно используя при этом световой компонент. Свет постепенно усиливается в движении от правой части холста к лежащей девочке, ярким пламенем разгораясь у ее изголовья. Сказать слушателям, что за эту композицию совет Академии художеств присудил конкурсанту Репину Большую золотую медаль.
«Бурлаки на Волге». 1873
После завершения образования в Академии художеств Репин в своем творчестве обращался преимущественно к жизненным явлениям, воспроизводил и исследовал многоликую и бесконечно ему интересную реальность.
Рассказать историю создания картины «Бурлаки на Волге». Поездка по Неве на пароходе в 1868 году и возникновение замысла; поездки на Волгу (1870, 1872); общение с бурлаками — будущими героями картины, создание натурных этюдов, эскизов.
Обращаясь к картине, отметить, что Репин наделил индивидуальными портретными чертами изображенных бурлаков, указал на приметы их социально прошлого (крестьяне, бывший матрос, солдат и др.).
Выделить образ бурлака Канина, поразившего Репина философским складом ума и доброй незлобивостью; показать эмоционально яркого бывшего матроса Ильку и нижегородского силача-бойца. Они идут в первой шеренге и задают ритм движения остальным. Эта тройка вожаков, крепких, не сломленных тяжким, почти «скотским» трудом, олицетворяет стойкость, жизненную силу и богатство натуры народа. Подчеркнуть, что в картине Репина зазвучала новая интонация в показе образа народа: не только страдающий, но и полный жизненных сил народ, не потерявший человеческого достоинства, находясь даже на нижайшей социальной ступеньке.
Привлечь внимание слушателей к пейзажу, сказать о его роли в раскрытии содержания полотна Репина, который использует смысловой контраст: погожий солнечный день, золотистый песок, волжский синий простор и оборванная ватага бурлаков. Отметить также, что вытянутый по горизонтали холст способствует созданию впечатления трудного, замедленного движения людей. Завершая разговор о картине, подчеркнуть, что картин подобного содержательного строя и образного решения еще не было в нашей живописи. «Бурлаки на Волге» Репина — этапное произведение русского реализма, представляющее образы положительных героев. Данная картина поставила Репина в число ведущих художников России.
Обратив внимание зрителей еще на одну бытовую картину Репина «Проводы новобранца» (1879), которой художник откликнулся на события Русско-турецкой войны 1877–1878 годов, подойти к историческому полотну Репина «Запорожцы».
«Запорожцы». 1891
Рассказать, что сюжетом для картины послужил исторический эпизод из жизни Запорожской сечи XVII века. В 1675 году турецкий султан Магомет IV прислал казакам, жившим за днепровскими порогами, грамоту, с требованием перейти на турецкую службу. Репин в картине воссоздал момент, когда казаки Запорожской вольницы, сплотившиеся в патриотически монолитную группу вокруг атамана Ивана Серко, реагируют смехом на острое и, судя по письму, дерзкое словечко сидящего слева полуобнаженного по пояс запорожца. Смеются все, но по-разному. Репин, признанный портретист-психолог, решает сложнейшую задачу: через манеру смеяться он раскрывает индивидуальные характеры своих героев, выразительность типов (сказать об умной и тонкой улыбке атамана, усмешке писаря, о громком раскатистом хохоте запорожца в белой мохнатой шапке и др.).
Отметить, что общей жизнерадостности «смеховой» картины соответствует яркая колоритность персонажей, а также насыщенность цветовой композиции, где красные тона и их оттенки проведены по всему периметру сцены.
Сообщить, что прототипами созданных Репиным полнокровных образов стали потомки запорожцев, с которыми художник повстречался во время поездки на Украину, на землю Запорожской сечи для изучения местности, подробностей быта казаков и т. п. Живущие в тех местах люди, восхитившие художника, сохранили в себе и пронесли в поколениях черты народа свободолюбивого, веселого и независимого, что и стало главным камертоном в создании образа мужской запорожской вольницы в картине, над которой Репин работал более десяти лет.
Подчеркнуть еще раз, что художественное дарование Репина было настолько мощным и органичным, что он с равным совершенством работал в области жанровой, исторической и портретной живописи. Репина отличает высокая гражданская позиция восприятия и оценки человека, сочетающаяся с объективным и непосредственным к нему интересом.
Репин создал целую галерею портретов своих современников, прежде всего «людей», как определял сам художник, «дорогих нации» — общественных деятелей, представителей науки, медицины, литературы, музыки, искусства, утверждая и прославляя положительные начала человеческой деятельности. Портреты Репина отличает живость и острота характеристик, глубина психологического анализа. Продолжая традиции психологического портрета И. Н. Крамского и В. Г. Перова, Репин стал ведущим мастером в портретном жанре своего времени.
Предлагается назвать несколько портретов, находящихся в залах, и два-три из них представить более подробно.
«Портрет В. В. Стасова». 1883
Подчеркнуть, что это один из портретов Стасова кисти Репина, несколько раз изображавшего известного художественного критика, общественного деятеля, страстного борца за реализм и личного друга. Портрет был создан в Дрездене за один день во время совместного путешествия Репина и Стасова по Европе.
Репин, всегда увлекавшийся незаурядными, талантливыми людьми, стремился, портретируя их, почувствовать и передать особую «осанку» одаренности, душевную приподнятость. Создавая портрет друга, художник подчеркивает страстный темперамент критика, наполненность внутренней энергией, оптимизм, фиксирует красоту лица, осанки, благородство и артистизм во всем облике Стасова. Репин вспоминал, что во время позирования Стасова они увлеченно беседовали, и в лице критика отразилось удовольствие от непосредственного творческого общения с любимым художником, что он и запечатлел в портрете.
Свою долю в раскрытии духовной силы и таланта изображаемого, взятого композиционно крупно, во весь холст, вносит артистично- живописная манера Репина. Он пишет портрет широкой, подвижной кистью, вдохновенно и легко, в благородной серо-серебристой гамме с зеленоватыми оттенками.
Методическое замечание. Если в экспозиции временно отсутствует портрет Стасова, то можно показать, к примеру, портреты Л. Н. Толстого или А. К. Глазунова.
Портрет «Л. Н. Толстой босой». 1902
Рассказать зрителям, что летом 1891 года Репин гостил в имении Л. Н. Толстого в Ясной поляне под Тулой, где и начал писать этот портрет.
Вот как Репин вспоминал о создании портрета: «Место в лесу, где стоит он, есть любимое место Льва Николаевича… И я попросить написать с него. Лев Николаевич любезно согласился и позировал мне много раз для большого холста». Однако спустя лишь десять лет художник смог закончить портрет по созданному тогда большому этюду.
Представляя портрет зрителям, сказать о том, что в знак протеста против социальной несправедливости и желая привлечь внимание общества к проблемам крестьянства, граф Толстой стал носить крестьянскую одежду, ходить, подобно деревенским мужикам, босым, пахать землю плугом в своем имении.
Мужицкая холщовая рубаха писателя («толстовка») с карманом, набитым, как подметил художник, записными книжками, своеобразно оттеняет мощь духовного мира великого человека России, его величавую простоту и мудрость.
Напомнив зрителям о еще одном портрете Л. Н. Толстого кисти Репина в Третьяковской галерее, представить далее вершину позднего портретного творчества мастера — большой парадный портрет «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения».
«Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения». 1901–1903.
Сообщить слушателям, что история мирового группового портрета не знает до Репина подобного размаха. На полотне, написанном по заказу правительства с помощью двух учеников — Н. С. Куликова и Б. М. Кустодиева, изображен 81 человек. В процессе создания картины Репин посещал здание Госсовета в Мариинском дворце, написал эскиз (показать его, если он есть в экспозиции зала) с заседающими сановниками, делал этюды-портреты большинства участников торжества.
Репин, как отмечают исследователи, блистательно разрешил вставшие перед ним композиционные проблемы, прежде всего — расположения такого количества персонажей на плоскости холста. Художник отказался от единой перспективы, выстроив несколько; взял высокую точку зрения, чтобы все были видны; кроме того, живописец изобразил фигуры первого плана больше натуральной величины, что позволило видеть императора Николая II и великих князей Романовых на дальнем плане.
Высшие сановники России представлены в красивых парадных, шитых золотом мундирах с орденами высшего отличия: голубая лента — орден св. Андрея Первозванного, а красная лента — орден св. Александра Невского. Подобную, можно сказать, «заданную» цветовую гамму Репин талантливо легко переплавил в единую, нарядную и торжественную систему гармоничных отношений ярких красных, желтых, белых, голубых цветов и их оттенков.
Заметить, что пышная нарядная обстановка торжественного события вовсе не помешала — напротив, кажется, вдохновила Репина на создание глубоких и точных по характеристике портретов, ставших вершиной не только его творчества, но и всей русской живописи того времени.
Представить зрителям некоторые этюды-портреты к картине как пример блестящего портретного мастерства Репина, умеющим в этюде обозначить все особенности натуры с глубоким проникновением в характер. Комплексно показать несколько изображений (от этюда — к картине), к примеру: П. П. Семенова-Тян-Шанского; статс-секретаря Госсовета А. А. Бобринского, раздающего медали по случаю столетнего юбилея; расположенного по правую руку императора его брата Михаила Александровича, в пользу которого было отречение Николая II от престола в 1917 году; сидящего рядом с ним великого князя Владимира Александровича, бывшего президентом Академии художеств.
Более подробно рассмотреть этюдный портрет К. П. Победоносцева, ревностного защитника самодержавия, о котором А. А. Блок в поэме «Возмездие» сказал: «Победоносцев над Россией // Простер совиные крыла». Печать подобных настроений части российской интеллигенции заметна и в репинском отношении к сановнику. В исполнении Репина этюдный портрет обер-прокурора Святейшего Синода отличает предельная простота фронтального построения и почти монохромный колорит. Черный непарадный мундир оттеняет бледное лицо в состоянии некой «застылости» и неподвижности, либо — большого внутреннего напряжения; характеристику дополняет, как определяли раньше некоторые исследователи, «ханжеское» движение рук. Восхищает поразительно свободная манера исполнения, артистизм живописного мастерства Репина, прошедшего большую художественную эволюцию.
Таким образом, этюды к «Государственному совету», созданные через тридцать лет после картины «Бурлаки на Волге», по выразительной законченности образов и живописному мастерству свидетельствуют о мощной силе многогранного репинского таланта, и в начале XX века дарившего современникам великие художественные откровения.
Методическая рекомендация. Завершая разговор о творчестве И. Е. Репина в экспозиции Русского музея, сообщить, что в нашем собрании лучше всего представлены начальный и поздний периоды деятельности художника. Для полноты осознания масштаба творчества главного художника русского реализма предлагается назвать ключевые произведения Репина, хранящиеся в Третьяковской галерее в Москве: «Протодьякон» (1877), «Крестный ход в Курской губернии» (1880–1883), «Не ждали» (1884–1888), «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года» (1885), «Портрет М. П. Мусоргского» (1881), «Портрет Л. Н. Толстого» (1887).
- Министерство культуры Российской Федерации
- К. Д. Флавицкий. «Христианские мученики в Колизее». 1852
- В. С. Смирнов. «Смерть Нерона». 1888
- Г. И. Семирадский. «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине». 1889
- В. Г. Шварц (1838–1869)
- В. Г. Перов (1834–1882)
- И. Н. Крамской (1837–1887)
- Н. Н. Ге (1831–1894)
- И. И. Шишкин (1832–1898)
- А. К. Саврасов (1830–1891)
- Ф. А. Васильев (1850–1873)
- А. И. Куинджи (1842–1910)
- В. В. Верещагин (1842–1904)
- Жанристы 1870-х — 1880-х годов
- В. Д. Поленов (1848–1927)
- М. М. Антокольский (1842–1902)
- К. Е. Маковский (1839–1915)
- И. Е. Репин (1844–1930)
- В. И. Суриков (1846–1915)
- В. М. Васнецов (1848–1926)
- Список рекомендуемой литературы