logo
Лазуко

В. Д. Поленов (1848–1927)

Крупнейший русский художник В. Д. Поленов входит в круг тех мастеров (Н. Н. Ге, И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. М. Васнецов), которые определили направление и значимость художественного процесса второй половины XIX века.

Краткая биография. Родился в 1848 году в Петербурге в просвещенной дворянской семье с большими культурными традициями (прадед — первый дипломированный в России юрист, обучавшийся во времена М. В. Ломоносова в Европе; дед по материнской линии — выдающийся архитектор русского классицизма Н. А. Львов); после получения Большой золотой медали Поленов, как и его однокашник Репин, три года в качестве пенсионера Академии художеств совершенствовался в Париже; в 1882 году Поленов стал во главе пейзажного класса в МУЖВиЗ, впервые познакомив воспитанников (И. И. Левитан, А. К. Коровин и др.) с новациями французского импрессионизма.

Назвать представленные в зале работы, исполненные в Париже, — «Арест гугенотки» (1876) и пейзаж «В парке», которые свидетельствуют, что Поленов как художник в Париже творчески вполне самоопределился (историк и пейзажист).

Сообщить, что как пейзажист Поленов значимо заявил о себе сразу после возвращения из Европы, написав «Московский дворик» (1878) и «Бабушкин сад» (1879), хранящиеся сегодня в Третьяковской галерее.

Центральное место в творческом пути Поленова занимают работы на евангельские мотивы. Более двадцати лет трудился Поленов над воплощением большого замысла «Христос и грешница» (первый набросок композиции помечен 1867 г.).

«Христос и грешница». 1888

Объяснить слушателям сюжет из Евангелия от Иоанна: к Христу, проповедующему у стен храма, ведут грешную жену, которую, по древним понятиям, нужно побить камнями. Христос на обращенный к нему вопрос шумной толпы дает ответ: «Кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень».

Как подобает художнику-реалисту, стремящемуся к достоверной точности места действия, типов лиц, одежд и т. п., он совершил путешествие в Палестину, Египет, Грецию, где тщательно присматривался к типам людей, изучал архитектурно-природную среду. Художник нашел развалины древнего храма времен царя Ирода.

Древневосточный храм, который мог быть свидетелем великих событий священной истории, Поленов сделал композиционным центром своей картины «Христос и грешница», задуманной как народная сцена на площади перед храмом. Христос с учениками — слева от лестницы храма; толпа, с криками ведущая грешницу к Христу, — справа.

Своим ответом Христос, обратившись к совести каждого, этически пересоздал толпу. Сначала, как поведано в Евангелии, ушли старшие, затем и молодые. Женщина осталась жива. По мысли Поленова, Христос явил людям — и это главная идея его картины — новый закон жизни, где превалируют любовь, милосердие и прощение, а не месть и преследование человека.

Согласно представлениям Поленова о евангельских событиях, Христос проповедовал посреди привычного течения жизни восточного города, где люди входят или выходят их храма, беседуют, едут по делам и т. д. Всю сцену охватывает живое движение света и воздуха. Стены храма согреты чуть угасающим к вечеру, но все еще ярким светом, сиреневатые тени ползут по земле, легкая дымка окутывает гористые дали.

Подчеркнуть, что на полотне светлое торжество этики Христа совершается в гармоничной целостности мастерски написанной в пленэре природно-архитектурной среды. Поэтическое начало в пейзаже помогает художнику придать сцене возвышенность и человечность.

Сообщить далее, что 1890–1900-е годы Поленов ещё раз обратился к евангельской теме, создав серию «Из жизни Христа» (несколько десятков картин небольшого формата). В собрании Русского музея хранится шесть произведений этой серии. Обратить внимание зрителей на картины Поленова из этого ряда: «Мечты (На горе)», «Марфа приняла Его в дом свой», «Возвратился в Галилею в силе духа», «И был там» и др., — если они присутствуют в экспозиции.