В. В. Верещагин (1842–1904)
Краткая биография. Обучение в Морском кадетском корпусе; служба в Военном ведомстве; посещение вечерних классов Петербургской Академии художеств; участие в туркестанских войнах 1860-х гг.; участие в Русско-турецкой войне 1877–1878 гг.; путешествие в Европу, на Кавказ, Индию и др.; гибель художника во время русско-японской войны в 1904 году на флагманском броненосце «Петропавловск» в Цусимском проливе.
«У дверей мечети». 1873
Сообщить, что, будучи в чине прапорщика в русской армии, боровшейся в конце 1860-х гг. с Бухарским эмиратом, Верещагин, помимо батальных сцен («туркестанская» серия картин), с интересом запечатлевал ряд архитектурных памятников и достопримечательностей Средней Азии.
Рассказать, что в одной из средневековых мечетей живописца восхитили старинные двери совершенством художественной отделки. Затейливые узоры резьбы, точная выверенность ритма, роскошная пышность всей композиции свидетельствовали о высоком развитии искусства в древних ханствах. Однако богатство некогда процветавших областей сменилось упадком и заброшенностью, о чем говорит введенный художником в картину контраст — великолепие дверей и рядом нищие в рваных одеждах. Небезынтересно, что картину «У дверей мечети» Верещагин исполнил в Мюнхене, где специально снял мастерскую для работы над «туркестанской» серией, посвященной периоду войн 1860-х годов.
«Скобелев под Шипкой-Шейново». 1878–1879
Рассказать кратко сюжет. Генерал Скобелев проводит смотр войск после победы над армией Весселя-Паши под Шипкой-Шейново в Болгарии во время Русско-турецкой войны 1877–1878 годов за освобождение балканских стран от турецкого владычества; в свите генерала Скобелева в белой куртке сам художник Верещагин, служивший в чине адъютанта главнокомандующего Дунайской армией.
Отметить, что войска, приветствующие генерала, изображены на дальнем плане, у подножия Шипки, на ближнем же плане — поле боя с трупами как русских, так и турецких воинов. Художник был великим противником войны, он как человек сам скорбит о погибших и призывает всех задуматься, давая «обществу картины настоящей, неподдельной войны».
Война стала для художника личным врагом, и он боролся с ней своими картинами. Верещагин говорил: «Передо мною, как перед художником, война, и я ее бью, сколько у меня есть сил… бью с размаху и без пощады». Напомним, в Балканской войне отважный художник Верещагин получил ранение, а в Японской войне 1904–1905 годов погиб в морском бою.
В заключение следует сказать, что крупнейший русский баталист В. В. Верещагин, вопреки академической традиции, изображал войну не как парадное триумфальное шествие, но во всей жестокой и тяжелой правде. Хоть Верещагин не входил организационно в Товарищество передвижников, но подобная позиция реалиста сближала его с программой искусства передвижников.
- Министерство культуры Российской Федерации
- К. Д. Флавицкий. «Христианские мученики в Колизее». 1852
- В. С. Смирнов. «Смерть Нерона». 1888
- Г. И. Семирадский. «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине». 1889
- В. Г. Шварц (1838–1869)
- В. Г. Перов (1834–1882)
- И. Н. Крамской (1837–1887)
- Н. Н. Ге (1831–1894)
- И. И. Шишкин (1832–1898)
- А. К. Саврасов (1830–1891)
- Ф. А. Васильев (1850–1873)
- А. И. Куинджи (1842–1910)
- В. В. Верещагин (1842–1904)
- Жанристы 1870-х — 1880-х годов
- В. Д. Поленов (1848–1927)
- М. М. Антокольский (1842–1902)
- К. Е. Маковский (1839–1915)
- И. Е. Репин (1844–1930)
- В. И. Суриков (1846–1915)
- В. М. Васнецов (1848–1926)
- Список рекомендуемой литературы