logo
Лазуко

В. В. Верещагин (1842–1904)

Краткая биография. Обучение в Морском кадетском корпусе; служба в Военном ведомстве; посещение вечерних классов Петербургской Академии художеств; участие в туркестанских войнах 1860-х гг.; участие в Русско-турецкой войне 1877–1878 гг.; путешествие в Европу, на Кавказ, Индию и др.; гибель художника во время русско-японской войны в 1904 году на флагманском броненосце «Петропавловск» в Цусимском проливе.

«У дверей мечети». 1873

Сообщить, что, будучи в чине прапорщика в русской армии, боровшейся в конце 1860-х гг. с Бухарским эмиратом, Верещагин, помимо батальных сцен («туркестанская» серия картин), с интересом запечатлевал ряд архитектурных памятников и достопримечательностей Средней Азии.

Рассказать, что в одной из средневековых мечетей живописца восхитили старинные двери совершенством художественной отделки. Затейливые узоры резьбы, точная выверенность ритма, роскошная пышность всей композиции свидетельствовали о высоком развитии искусства в древних ханствах. Однако богатство некогда процветавших областей сменилось упадком и заброшенностью, о чем говорит введенный художником в картину контраст — великолепие дверей и рядом нищие в рваных одеждах. Небезынтересно, что картину «У дверей мечети» Верещагин исполнил в Мюнхене, где специально снял мастерскую для работы над «туркестанской» серией, посвященной периоду войн 1860-х годов.

«Скобелев под Шипкой-Шейново». 1878–1879

Рассказать кратко сюжет. Генерал Скобелев проводит смотр войск после победы над армией Весселя-Паши под Шипкой-Шейново в Болгарии во время Русско-турецкой войны 1877–1878 годов за освобождение балканских стран от турецкого владычества; в свите генерала Скобелева в белой куртке сам художник Верещагин, служивший в чине адъютанта главнокомандующего Дунайской армией.

Отметить, что войска, приветствующие генерала, изображены на дальнем плане, у подножия Шипки, на ближнем же плане — поле боя с трупами как русских, так и турецких воинов. Художник был великим противником войны, он как человек сам скорбит о погибших и призывает всех задуматься, давая «обществу картины настоящей, неподдельной войны».

Война стала для художника личным врагом, и он боролся с ней своими картинами. Верещагин говорил: «Передо мною, как перед художником, война, и я ее бью, сколько у меня есть сил… бью с размаху и без пощады». Напомним, в Балканской войне отважный художник Верещагин получил ранение, а в Японской войне 1904–1905 годов погиб в морском бою.

В заключение следует сказать, что крупнейший русский баталист В. В. Верещагин, вопреки академической традиции, изображал войну не как парадное триумфальное шествие, но во всей жестокой и тяжелой правде. Хоть Верещагин не входил организационно в Товарищество передвижников, но подобная позиция реалиста сближала его с программой искусства передвижников.