logo
Лазуко

А. К. Саврасов (1830–1891)

Сказать слушателям, что Саврасову принадлежит особая и ведущая роль в создании русской пейзажной школы живописи. В силу того, что творческий путь Саврасова начинался в 1850-е годы, он первым из своих коллег-передвижников отказался от условных академических канонов, по которым предписывалось «сочинять» эффектные виды парков, горных мест, водопадов и т. п. Саврасов первым утвердил, облегчая работу другим, новый метод работы художника-пейзажиста — воспроизведение увиденного в натуре реального и обыденного мотива со всеми особенностями местности. Назвать раннюю картину Саврасова «Степь днем», написанную в 1852 году. Почти через двадцать лет Саврасов, в неустанной работе с натуры, пришел к своей великой картине 1871 года о русской снежной весне «Грачи прилетели» (в Третьяковской галерее). Это создание Саврасова, где нашел свое поэтическое воплощение неброский и простой сельский мотив, не только стало вехой в творчестве самого художника, но и явилось поворотным событием в русской пейзажной школе живописи. Саврасов обладал редчайшим даром чувствовать состояние природы, улавливать настроения, близкие к душевным переживаниям человека.

Краткая биография. Родился в 1830 году в семье московского купца среднего достатка; с 1844 года (с перерывом) учился в МУЖВ в пейзажном и перспективном классе, возглавляемом К. И. Рабусом; 1849 год — поездка на Украину, по впечатлениям которой пишет первые одобренные критиками работы; в 1850 году присвоено звание художника, с 1857 года руководитель пейзажного класса МУЖВ; в 1871 году представляет на I передвижной выставке Товарищества передвижников картину «Грачи прилетели»; в 1870-е годы учениками Саврасова в МУЖВ были И. И. Левитан, К. А. Коровин и другие.

Много работая в Подмосковье и на Волге, Саврасов создал множество пейзажей, в которых звучит проникновенная любовь к родной земле, к ее скромным, овеянным тонкой поэзией мотивам.

Отметив, что открытый Саврасовым в 1860-е годы мотив ранней снежной весны претворился не только в картине «Грачи прилетели», но и главной магистралью прошел через все его творчество, уместно комплексно показать картины на эту тему в зале Саврасова: «Березы. Половодье» (1860), «Разлив Волги под Ярославлем» (1874), «Весенний вечер. Ольха цветет» (1885). В этих пейзажах художник передал самое начало грядущего обновления, тонко ощутил тончайшие приметы весны, словно «шум» невидимых токов пробуждающейся, но еще скованной льдом и снегами природы.

Привести слова известного художественного критика А. Н. Бенуа о том, что Саврасов обладал «священным даром внимать таинственным голосам в природе, до него еще никем из русских живописцев не расслышанным».

«Оттепель. Ярославль». 1874

Картина входит в ряд многочисленных волжских пейзажей Саврасова, которого современники называли «певцом Волги-матушки».

Отметить сложность светового мотива и пространственного построения: день на исходе, сумерки; на первом плане — еще замерзшая Волга с рыхлым подтаявшим снегом; возы саней, направляющиеся через Волгу по дороге, ведущей к холму на другом берегу, где высится старинный монастырь.

Вся эта панорама показана живописцем в переходном освещении вечернего заката, объединяющем неэффектный вид первого плана и выразительную архитектуру церквей. Небо Саврасов пишет цветно, сочетая оранжеватые тона облаков с голубыми, еще хранящими дневной свет. Изменчивое состояние погоды и освещения, наступающую тьму художник мастерски передает тонким взаимопроникновением теплых и холодных цветов.

Подчеркнуть, что пейзаж Саврасова «Оттепель. Ярославль» очень многомерен по своему содержанию. Так, лирически волнующим для человека является сам мотив оттепели как знак скорого прихода весны. Кроме того, пейзаж навевает тревожные чувства, охватывающие человека на исходе дня, в надвигающихся сумерках. Наконец, в картине звучит и торжественно-приподнятая нота, привносимая созерцанием памятника древнерусского зодчества с его роскошной архитектурой.

Наряду с А. К. Саврасовым, заметная роль в становлении русского реалистического пейзажа лирического направления принадлежит Ф. А. Васильеву.