Охарактеризуйте деятельность объединений «Голубая роза» и «Бубновый валет», выявите различия творческих методов их представителей.
Голубая роза
В марте 1907 г. в Москве по инициативе мецената, коллекционера и художника-любителя Николая Павловича Рябушинского (1877—1951) открылась выставка группы живописцев под названием «Голубая роза». Её основные участники — Павел Кузнецов, Сергей Судейкин, Николай Сапунов, Мартирос Сарьян и другие — были выпускниками Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В начале XX в. их объединило глубокое увлечение идеями символизма. Некоторые из них сотрудничали в московских символистских журналах «Весы» и «Золотое руно». Но самым сильным было влияние В. Э. Борисова-Мусатова. Именно отталкиваясь от его живописного стиля, молодые художники-символисты определили главную задачу своего творчества: погружение в мир тончайших, неуловимых чувств, затаённых и сложных внутренних ощущений, которые невозможно объяснить словами.
В отличие от других художественных группировок, для которых первая совместная выставка становилась началом пути, для московских символистов она оказалась итогом: вскоре после этого содружество начало распадаться. Однако стиль «Голубой розы» во многом определил дальнейшее творчество каждого из них.
Среди шестнадцати участников выставки особый интерес вызывает, несомненно, Павел Варфоломеевич Кузнецов (1878—1968). До начала 10-х гг. XX в. творчество художника было близко манере его учителя Борисова-Мусатова и французских символистов группы «Наби». Пейзажи Кузнецова 1904—1905 гг., например «Фонтан», «Утро», выдержаны в холодных тонах: серо-голубом, бледно-сиреневом. Очертания предметов расплывчаты, изображение пространства тяготеет к декоративной условности. Огромное внимание мастер уделял своеобразной передаче света, сообщающего пейзажу ощущение мягкости и одновременно чувство пронзительной грусти. В работах Кузнецова 10-х гг., особенно в так называемой «Восточной серии», уже ясно виден неповторимый творческий почерк зрелого мастера. Картина «Мираж в степи» (1912 г.) на первый взгляд предельно проста по содержанию: степь, одинокие шатры, неспешно идущие или беседующие люди, которые не замечают великолепного сияния, заполнившего небо. Картина опять решена в холодных тонах, а яркие пятна (шатры, человеческие фигуры) только подчёркивают абсолютное господство серо-голубой гаммы. Нежное свечение миража — главное, что притягивает в картине: именно он кажется подлинной реальностью, а люди и их жилища воспринимаются как мираж.
Замечательная страница в истории московского символизма -раннее творчество армянского живописца Мартироса Сергеевича Сарьяна (1880—1972). Он мог прекрасно демонстрировать тонкость ощущений и символистскую недоговорённость, как, например, в работе «Озеро фей» (1906 г.), которая построена на типичной для «Голубой розы» игре холодных тонов. Однако подлинная стихия художника — это мир Востока с его темпераментностью и обжигающей яркостью палитры. В таких картинах, как «Улица. Полдень. Константинополь» (1910 г.), «Финиковая пальма» (1911 г.), художник лепит форму сочными красками и энергичными мазками.
В работах Николая Николаевича Сапунова (1880—1912) переплетаются элементы символизма и примитивизма. Его полотно «Карусель» (1908 г.), казалось бы, типичная примитивистская «ярмарочная картинка». Однако лёгкие короткие мазки, сложные соединения чистых (т. е. не смешанных на палитре) красок заставляют вспомнить утончённую манеру французских мастеров. И это превращает балаганную сценку в символистское «видение».
Немалое значение для Сапунова имели образы ушедших эпох, что сближает его с петербургскими мастерами «Мира искусства». Такова картина «Бал» (1910 г.), воскрешающая в памяти сцену провинциального бала пушкинских времён.
Гораздо сильнее ностальгические настроения чувствуются в творчестве Сергея Юрьевича Судейкина (1882 —1946). Действие картин художника, в частности работы «В парке» (1907 г.), разворачивается, как правило, в английских парках, среди густой листвы и теряющихся в ней лёгких беседок. Уединяющиеся в лодках и в аллеях парка влюблённые пары словно растворяются в нежной воздушной дымке, их крошечные фигурки становятся органичной частью природы. Рассеянный сумрачный свет придаёт этим «сценам времён сентиментализма» ощущение мечтательности и острой тоски по несбыточному.
Выставка «Голубая роза» не привела к созданию прочного художественного объединения московских символистов. Но её название позднее превратилось в метафору, определяющую основные черты их стиля: камерность, тягу к отражению тончайших ощущений, богатство и гибкость цветовой палитры, чуткое внимание к передаче света. Живопись этих художников создала
особый мир мечтаний и видений, пронизанный мягкой, но хрупкой радостью, а порой столь же мягкой ностальгической грустью.
Бубновый валет
«Бубновый валет» — это название выставки, состоявшейся в Москве в марте — апреле 1910 г. и давшей начало одноимённому художественному объединению. Ядро экспозиции составляли работы М. Ф. Ларионова, Н. С. Гончаровой, П. П. Кончаловского, И. И. Машкова, А. В. Лентулова, А. В. Куприна, Р. Р. Фалька — мастеров яркого дарования, чьи творческие позиции далеко не во всём совпадали друг с другом. Выставка имела шумный и скандальный успех: многое в её организации и характере работ шокировало и возмущало как публику, так и критику. Такая реакция была спровоцирована и самими мастерами. По мнению членов «Бубнового валета», представление их работ должно было восприниматься как некое уличное зрелище, пронизанное балаганным духом. Эта атмосфера «площадного живописного действа» вызывалась общим интересом художников к народному искусству -изображениям с провинциальных вывесок и старинных лубков, росписям подносов и игрушек.
Название выставки, предложенное Михаилом Ларионовым, также взято из уличного жаргона: «бубновый валет» означало «мошенник», «плут», «человек, не заслуживающий доверия». Оно вызывало и другие ассоциации: «бубновый туз» — нашивка на одежде арестанта-каторжника, «червонный валет» — «вор». Лентулов вспоминал: «Слишком много в то время и изощрённо придумывали разные претенциозные названия... Поэтому как протест мы решили, чем хуже, тем лучше, да и на самом деле, что может быть нелепее „Бубнового валета"?».
Впоследствии среди участников начались разногласия, Ларионов и Гончарова в 1912 г. вышли из объединения и организовали две самостоятельные выставки: «Ослиный хвост», а через год — «Мишень». Группа «Бубновый валет» просуществовала почти до 1917 г.
Художественный облик «Бубнового валета» в основном определяли живописцы, считавшие себя последователями Поля Сезанна. В картинах французского мастера их привлекала некая глубинная энергия цвета и пространства, чувствующаяся в каждом предмете, изображённом художником. Поэтому центральное место среди произведений членов «Бубнового валета» занимали любимые жанры Сезанна — пейзаж и натюрморт. Помимо этого они интересовались поисками Анри Матисса и его друзей кубистов.
В творчестве Петра Петровича Кончаловского (1876—1956) влияние Сезанна сочеталось с примитивизмом, проявившимся сильнее всего в портретах. В изображении ребёнка («Наташа на стуле», 1910 г.) нарочитая упрощённость рисунка, чуть грубоватое сочетание ярких цветовых пятен делает девочку похожей на куклу. Простота, доведённая почти до гротеска, — главный художественный приём и в другой работе — «Портрете Г. Б. Якулова» (19Ю г.). Герой, сидящий по-турецки на фоне стены, увешанной оружием, напоминает восточного факира; в его лице явно преувеличены «экзотические» черты. Во всём облике героя чувствуется нечто игрушечное, ненастоящее.
Произведения Ильи Ивановича Машкова (1881 — 1944) прекрасно демонстрируют особенности «русского сезаннизма». В натюрморте «Синие сливы>> (1910 г.) художник старался передать как сочную синеву плодов, так и их упругую форму. В другой работе — «Снедь московская. Хлебы» (1924 г.) — мастер, изображая аппетитные булки и калачи, стремился привлечь внимание к красоте самих красок — густых и очень ярких. Именно их насыщенность и плотность создают ощущение изобилия и полноты жизни, приближающее эту картину к знаменитым фламандским натюрмортам XVII в.
Совершенно иные задачи решал в своих работах Аристарх Васильевич Лентулов (1882—1943). Попытавшись представить все предметы реального мира как постоянно движущиеся абстрактные формы, художник показал знаменитые постройки Московского Кремля и Красной площади («Василий Блаженный», 1913 г.; «Звон», 1915 г.) в таком виде, что кажется, будто все части зданий, сдвинувшись со своих мест, кружатся в стремительном танце на глазах у зрителя. Краски положены мелкими, часто точечными мазками, делая масляную живопись
похожей на мозаику. Лентулов старался украсить свои картины как только возможно: он наклеивал на них золочёную гофрированную бумагу, золотые и серебряные звёзды. Несмотря на то что знаменитые храмы легко узнать, картины воспринимаются не как архитектурные пейзажи, а как калейдоскопы сверкающих и переливающихся красочных пятен.
В области пейзажа очень интересны работы Роберта Рафаиловича Фалька (1886—1958), также близкие по стилю Сезанну. В композиции «Старая Руза» (1913 г.) он пытался, подобно французскому живописцу, сделать все элементы картины — дома, землю, небо — предельно близкими друг другу по фактуре, словно все они созданы из одной материи. Как и Машков, Фальк тяготел к густым краскам, которые у него приобретали особенно терпкий оттенок. Однако тональность полотна не столь яркая; даже рыжие и желтые цвета мастер делал приглушёнными, соединяя их с густыми крупными тенями. Это придаёт всему пейзажу ощущение камерности и глубокого внутреннего лиризма.
- Перечислите виды пространственных искусств и проведите их сравнительную характеристику. Приведите примеры памятников искусства.
- Выявите особенности искусства палеолита. Объясните причины и характер изменений, произошедших в искусстве неолита. Приведите примеры памятников искусства.
- Искусство Древнего Царства (XXXII в. — XXIV в. До н. Э.)
- Искусство Среднего Царства (XXI в. — XVIII в. До н. Э.)
- Искусство Нового Царства (XVII в. — XI в. До н. Э.)
- Скульптура Древнего Египта
- Архитектура Среднего царства
- Архитектура Нового царства
- Искусство Эгейской цивилизации
- Кикладское искусство
- Критское искусство
- Ахейское искусство
- Характеристика периодов Эпоха геометрики
- [Править] Поздняя геометрика
- [Править] Архаический период (VII - VI вв. До н.Э.)
- Архаический период (XII до н. Э. До времён Солона (590 до н. Э.))
- Ранне-классический период (590 до н. Э. — 470 до н. Э.)
- Классический период (470 до н. Э. — 338 до н. Э.)
- Период Эллинизма (338 до н. Э. — 180 до н. Э.)
- Раскройте особенности трактовки образа человека в древнегреческом искусстве. Проведите сравнительный анализ древнеегипетской и древнегреческой скульптуры.
- 1. Скульптура эллады
- 2. Скульптура архаического периода (VIII-VI вв. До н. Э.)
- 3. Скульптура классической Греции в V веке до н. Э.
- 4. Скульптура классической Греции в IV веке до н. Э.
- Расскажите как древнегреческое искусство формировало в жителях страны граждан и героев. Докажите на примерах архитектуры, скульптуры и вазописи.
- Чернофигурная вазопись
- [Править] Краснофигурная вазопись
- Искусство
- Архитектура
- Скульптура
- Живопись
- Стенная живопись
- Этапы развития римской архитектуры Первый период
- Второй период
- Третий период
- Четвёртый период
- Расскажите о раннехристианском искусстве как о переходном этапе в истории искусства. Проведите сравнительный анализ античного и средневекового искусства.
- Историко-художественные истоки и религиозные предпосылки византийского искусства
- Периоды истории византийского искусства и их характеристика
- Иконопись
- Характерные черты византийского зодчества
- Эволюция византийской архитектуры
- Архитектурные особенности софии
- Выявите особенности трактовки образа человека в византийском искусстве. Раскройте значение византийского искусства как хранителя наследия античности.
- Докажите наличие влияния византийской культуры на древнерусское искусство. Дайте периодизацию древнерусского искусства. Расскажите об искусстве Киевской Руси.
- Расскажите об искусстве времени феодальной раздробленности. Проведите сравнительный анализ памятников архитектуры Владимиро-Суздальской и Новгородской земель.
- Новгород Великий
- Архитектурные особенности
- Объясните, что такое икона и чем она отличается от картины на библейский сюжет. Расскажите о возникновении высокого иконостаса и опишите его устройство.
- Предпосылки к возникновению
- Характеристика стиля
- [Известные постройки в романском стиле
- Дайте общую характеристику готического искусства. Выявите сходство и различия в планировке, конструкциях, декоре, психологическом воздействии романского и готического храмов.
- Архитектура
- Система аркбутанов и контрфорсов
- Изобразительное искусство
- Скульптура
- Декоративно-прикладное искусство
- Расскажите об особенностях готической живописи. Укажите различия в трактовке образа человека во французской и немецкой готической скульптуре. Приведите примеры памятников искусства. Живопись
- Раскройте причины сложной творческой судьбы в. Баженова. Расскажите о творчестве м. Казакова. Оцените художественные достоинства памятника Петру I э.М.Фальконе.
- Голицынская больница
- Здание сената
- Расскажите о развитии живописи и скульптуры в русском искусстве второй половины XVIII века, назовите ведущих мастеров, дайте краткую характеристику их творчества.
- Павел 1 Екатерина II – законодательница Гордеев ф.Г., (1744-1810), скульп.
- Обоснуйте появление «революционного классицизма» во Франции конца XVIII века. Раскройте особенности творческого метода Давида, расскажите об эволюции его творчества.
- Охарактеризуйте идейные и художественные задачи романтизма.
- Проведите сравнительный анализ творческого метода классицизма и творческого метода романтизма на примере живописных произведений Энгра и Делакруа. Расскажите о творческом пути этих мастеров.
- Орловский, Александр Осипович
- Раскройте особенности синтеза скульптуры и архитектуры в искусстве ампира на примере Адмиралтейства Захарова в Петербурге. Назовите ведущих русских скульпторов периода и их основные работы.
- Адмиралтейство образца 1823 года
- Биография
- Расскажите о сложных поисках русского искусства середины XIX века на примерах творчества а. Иванова и п. Федотова. Сравните творческие методы этих мастеров.
- Художественные принципы
- Исаак Левитан (1860-1900)
- Расскажите о творческих поисках н. Ге. Охарактеризуйте творчество и. Репина и его вклад в развитие русского искусства и культуры. Николай Ге (1831-1894)
- Илья Репин (1844—1930)
- Василий Суриков (1848—1916)
- Виктор Васнецов (1848-1926)
- Охарактеризуйте особенности развития искусства стран Западной
- Эдуард Мане (1832-1883)
- Импрессионализм
- Покажите исторические предпосылки возникновения стиля модерн.
- Общая характеристика
- История развития
- Модерн в России
- Модернизм в изобразительном искусстве
- Футуризм в изобразительном искусстве
- Раскройте многогранную художественную ситуацию в русском
- Сравните творческие методы в. Серова и м. Врубеля.
- Охарактеризуйте деятельность объединений «Голубая роза» и «Бубновый валет», выявите различия творческих методов их представителей.
- Охарактеризуйте развитие советского искусства в 20-30-е годы XX
- Идеология
- Идеология
- Характеристика живописи
- Расскажите о ленинском плане монументальной пропаганды. Обоснуйте появление новых видов изобразительного искусства –агитационного фарфора и агитационного плаката, расскажите об их особенностях.
- Тематика плакатов
- Поясните, в чем заключался новаторский характер советской архитектуры. Назовите основных мастеров. Приведите примеры произведений искусства.
- Охарактеризуйте западную скульптуру и архитектуру первой
- Дайте общую характеристику западного искусства второй половины
- XX века. Расскажите о творчестве ведущих архитекторов, скульпторов, живописцев, графиков.
- Охарактеризуйте советское искусство периода второй мировой войны.
- До последнего патрона!
- В атаку!
- Боец побеждает неприятеля в рукопашном бою
- Расскажите о развитии скульптуры военного и послевоенного времени.
- 81. Дайте характеристику «сурового стиля» в советском искусстве, назовите его основных представителей. Выявите творческий метод
- Попков, Виктор Ефимович Биография
- Произведения
- 95. Охарактеризуйте градостроительство и архитектуру классицизма на
- Раскройте причины распада стиля и зарождения ретроспективных