logo search
2010_k_gosu

Голицынская больница

Внутренняя отделка помещений была очень простой: единственные украшения - значительно вынесенные карнизы и кафельные печи с голубым рисунком.Богато украшена была только церковь, да расположенные вокруг нее палаты.

Для решения композиций всего ансамбля является характерным сочетание здания как с городом так и с природой. В этом отношении одинаково показательны и открытый парадный двор с вытянутыми вдоль магистрали боковыми корпусами и спокойные ниспадающие по рельефу террасы парка, и простой выразительный объем здания. Общая композиция больницы очень проста. Выделяется объемно доминирующий центральный корпус. Он располагается в глубине участка за большим парадным двором и соединяется с флигелями скругленными переходами. Отдельные объемы таким образом связываются в единое целое, решенное в крупных спокойных формах, ясно читающихся с большого расстояния Калужской улицы и Москвы-реки. Главный объем здания подчеркивается тем что второстепенные элементы композиции решены значительно скромнее. Это зрительно усиливает впечатление главного.

Архитектурная обработка всего здания очень проста: стена является основным конструктивным и пластическим элементом. Мощный объем церкви с богатым портиком и сферическим куполом с типичной для Казакова ротондой-беседкой на вершине - композиционный центр всего ансамбля. Огромный сферический купол опирается непосредственно на стены ротонды. В отличие от более ранних построек Казакова, имеющих нарядные люкарны, как например церковь вознесения на Гороховом поле, купол Голицынской больницы прорезан простыми полуциркульными окнами. Этот прием в дальнейшем был развит преемниками Казакова и в эпоху позднего классицизма получил большое распространение.

Центром всей композиции является великолепный интерьер церкви. Существует легенда, что когда архитектор спросил, сколько золота необходимо употребить для позолоты церковного креста, князь просто вручил ему большую горсть червонцев. Это не только храм, но еще и надгробный памятник ее основателю князю Д.И. Голицыну. Император дал разрешение перевести его прах из Вены и в апреле 1802 года его захоронили в склепе больничного храма. Знаменитое надгробие работы скульптора Ф.Гордеева, ныне хранящееся в Донском монастыре, аллегорически изображало Щедрость и Веру - двух главных добродетелей покойного князя. В 1807 году рядом с основателем было положено и тело самого А.М. Голицына. Сохранились сведения о том, что в 1918 году активисты из больничного персонала разорили могилы Голицыных в храмовом склепе и отправили медные гробы на нужды государства. Прах же перезахоронили во дворе больницы, причем место осталось неизвестно.

Прием ротонды в ротонде который был придуман Казаковым когда он проектировал зал сената и применен в церкви Филиппа-митрополита, доведен здесь до предельной простоты. Основная свободно стоящая ионическая колоннада значительно отодвинута от стен, оставляя место для обхода. Стены несущие купол ротонды не имеют пилястр, а прорезаны большими арками. Сравнение проектных чертежей Казакова с размерами здания показывают что Казаков все же отступил от первоначального проекта. На чертежах внутренний купол имеет очертание полусферы.