logo search
Культура Древнего Востока

Тема 4, Скульптура амарнского периода

I. Радикальность религиозно-политических реформ Аменхоте­па IV (Эхнатона).

1. Предпосылки возникновения реформ.

2. Опора Эхнатона на интересы средних слоев населения.

3. Разрыв с фивским жречеством и перенос столицы в го­род Ахетатон («Горизонт Атона»),

4. Попытка введения монотеизма Эхнатоном.

5. Создание философии природы как сотворения света.

6. Восстановление культа Амона в годы правления Тутанхамона.

II. Появление новой тематики в скульптуре амарнского перио­да.

1. Изображение мистического экстаза.

2. Сцены награждения фараоном своих подданных.

3. Природа, красота окружающего мира.

4. Прогулки.

5. Сцены семейной жизни.

Обратить внимание на следующие скульптуры:

Поклонение богу Атону. Рельеф из храма Атона в Ахетатоне. Верхняя часть пограничной стелы «S» в Ахетатоне. Пропись рельефа из гробницы Панехси в Эль-Амарне. Оплакивание умершей принцессы Макетатон. Рельеф из цар­ской гробницы в Эль-Амарне.

Семья фараона Эхнатона. Рельеф домашнего алтаря. Из Амар-ны. Семья фараона Эхнатона. Рельеф из Амарны.

III. Введение новой иконографии фараона и приемов в переда­че его внешнего облика. Создание нового образа фараона-человека с присущими ему чертами.

Обратить внимание на следующие скульптуры:

Колосс Эхнатона из храма Атона в Карнаке. Каир.

а) новаторство в изображении;

б) признаки традиционного канона

одеяние и головной убор;

скрещенные на груди руки с атрибутами власти (плетью и жезлом).

Гипсовый слепок со скульптурной головы Эхнатона. Берлин. Государственный музей. Статуя фараона Эхнатона. Париж. Лувр.

1. Отбор характерного и выразительного во внешнем облике Аменхотепа IV и выработка на этой основе иконо­графических приемов изображения фараона.

2. Отказ от идеализации фараона, верность натуре. Тре­бование правдоподобия в передаче внешнего облика.

3. Преломление индивидуальных черт фараона сквозь призму художественного обобщения.

4. Изменение обычного соотношения отдельных деталей лица.

5. Отпечаток женственности, поэтическая одухотворен­ность.

6. Использование свободной позы.

IV. Женские скульптурные портреты периода Амарны. Изо­бражение царицы Нефертити и ее дочерей. .

Обратить внимание на следующие скульптуры:

Бюст царицы Нефертити в синей короне. Из Амарны. Берлин.

1. История находки статуи.

2. Подлинная жизненность изображения, портретность.

3. Воплощение покоя.

4. Легкая моделировка щек, губ, подбородка.

5. Символика колористической гаммы. Портрет Нефертити из кристаллического песчаника. Берлин.

1. История находки статуи.

2. Отражение в портрете высокого человеческого досто­инства, духовного совершенства, ума и женственности. Статуя обнаженной царицы Нефертити в сандалиях. Берлин.

1. Традиционность изображения:

а) фронтальность позы;

б) использование постамента.

2. Уникальность скульптурного портрета.

3. Отражение в статуе художественных реформ амарн-ского периода:

а) особая правдивость изображения и верность натуре;

б) нюансировка форм, перетекание объемов;

в) поэтическая одухотворенность, Голова царицы Нефертити. Из Амарны. ;Каир. Египетский му­зей.

Женский торс. Из Амарны. Париж. Лувр. Голова принцессы Меритатон. Из Амарны. Берлин. Гоеудар"-ственный музей.

1. Характерная физическая черта - удлиненная форма черепа.

2. Символика удлиненного черепа.

V. Скульптурные изображения царицы Тийи.

Обратить внимание на следующие скульптуры:

Голова царицы Тийи.

1. Передача индивидуального облика модели.

2. Негроидный тип лица.

3. Декоративная трактовка материала.

4. Использование инкрустации. Голова статуи Тийи из храма Серабит эль Хадим. Каир. Царица Тийа. Фрагмент рельефа из гробницы Усерхата. Брюс­сель.

VI. Своеобразие стиля амарнского периода в скульптуре.

1. Отмена традиционной системы стилистических и иконо­графических норм в искусстве скульптуры.

2. Создание нового стиля в скульптуре как наглядное средст­во борьбы с прошлым, разрыв со строгим древним каноном:

а) передача индивидуального облика модели;

б) удлиненные деформированные фигуры;

в) использование преувеличенно изогнутых очертаний тел;

г) подчеркнутая реалистичность, натурализм;

д) склонность к комбинированным скульптурам, выпол­ненным из разных пород материала и учитывание его сим­волики. Использование ярких деталей, инкрустации из многоцветных паст;

е) отсутствие традиционных фронтально ориентированных поз. Постановка фигур. Непринужденность поз;

ж) тяготение к лирической трактовке образов;

з) использование светотени для передачи настроения и чув­ства, мягкость моделировки, соразмерность пропорций в конце амарнского периода.

VII. Мастерская скульптора Тутмеса.

1. Использование в мастерской гипсовых масок на промежуточных стадиях работы.

Рекомендуемая литература:

- Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Искусство

Древнего Востока. - М., 1976.

Бродский Б. С. Романтические ведуты. - М., 1966. С. 17-35. Дмитриева Н. А., Виноградова Н. А. Искусство Древнего

мира.-М., 1986.

Искусство древнего Египта. - М., 1972.

Картер Г. Гробница Тутанхамона. - М., 1959.

Кристиан Жак. Нефертити и Эхижгбн. СолйечйЗдчета. -

М., 1999.

Культура Древнего Египта. - М., 1976.

Матье М. Э. Искусство Древнего Египта.- М.-Л., 1961.

Матье М. Э. Во времена Нефертити. - М.-Л., 1961.

Морэ А. Цари и боги Египта. - М., 2001.

Перепелкин Ю. Я. Кэйе и Семнех-керэ. К исходу солнце-

поклоннического переворота в Египте. - М., 1979.

Перепелкин Ю. Я. Тайны золотого гроба. - М.,1968.

Померанцева Н. А. Искусство Древнего Египта // Искусство Древнего Востока (Малая история искусств).- М., 1976.

Померанцева Н. А. Эстетические основы искусства Древнего Египта. - М.,1985.

Индивидуальные задания к изучению темы

- Превращения богини Хатор.

Священные ритуалы Древнего Египта и отражение их в скульптуре амарнского периода.

За Эхнатона или против?

Человек и окружающий его мир в искусстве эпохи Амар-ны.

- Эстетический смысл египетского орнамента амарнского периода.

Путешествие по Ахетатону. Заочная экскурсия.

Какая тайна вам окаменилась Жестоких уст смеющийся извив? ••. . ;

Так писал об одной египетской статуе Вяч. Иванов. Эти слова могли быть отнесены и к статуе «Царевна из Амарны»;

Никто сегодня не может рассказать о ее судьбе. ' Попробуйте придумать свою версию ее жизни.

Подготовка фрагмента урока «Как жили египтяне в Ахета-тоне».

Подготовка заочной экскурсии в Каирский музей «Сокро­вища гробницы Тутанхамона».

Разработка игры для школьников, изучающих в курсе «МХК» тему «Искусство Амарны».

Один день из жизни Эхнатона.

История костюма Древнего Египта.

Глоссарий

Атеф - царский головной убор.

Калазирис - женская одежда в виде прямой рубашки с одной или двумя бретелями.

Картуш - овальное обрамление имени в египетских иерогли­фических текстах.

Клафт - головной платок египетских фараонов со спускаю­щимися на плечи концами.

Пектораль - нагрудное украшение для мужчин и женщин.

Синдон — часть мужской одежды, представляющий драпиро­ванный или плиссированный кусок тонкой ткани, который обертывали вокруг бедер поверх калазириса.

Систр - трещотка, состоящая из нанизанных на скобу метал­лических пластинок.

Схенти - мужская набедренная повязка-передник.

Сусх - мужская рубашка-калазирис.

Урей - царская эмблема в виде змеи кобры на головных убо­рах богов, фараонов и цариц.

Ускх - широкое круглое ожерелье, которое символизирует солнце.

Знаете ли вы?

Фараоны XVIII династии правили в Египте с 1580 по 1350 год до н. э. Будучи великими завоевателями, они подчини­ли себе Северную Палестину и покорили Сирию. Они завоевали Нубию и завладели золотыми рудниками этой страны. Вави­лоняне и ассирийцы платили в это время Египту дань. *****

Отцом Эхнатона был Аменхотеп III. Матерью — Тия (Тейе), египтянка, одна из выдающихся личностей, обладающая госу­дарственным умом и волей. Она принадлежала к знатной се­мье. Отец ее Юя был начальником колесничих, жрецом бога Мина, начальником стад храма бога Мина. Мать Тии, Туя

(Туйа). Брат Тии - Онен был первым жрецом святилища Ра в Карнаке и вторым жрецом Амона.

'"i У Аменхотепа III было несколько сыновъей и 16 дочерей. Из них Эхнатон и 3 дочери были детьми Тии, остальные дети

Аменхотепа III были от других жен.

Аменхотеп IV - Эхнатон был десятым фараоном XVIII династии царей Древнего Египта. Он царствовал в 1370 -1352 г.г. до н. э, (1372 -1354 г.г. до н. э.). Аменхотеп IV имел несколько тронных имен: «Прекрасны существования Pci», «Единственный принадлежащий Ра».

У Аменхотепа IV и Нефертити было шесть дочерей:

1. Меритатон;

2. Макетатон;

3. Анхесенпаатон;

4. Нефер-Неферу-Атон-Ташерит;

5. Нефер-Неферу-Ра;

6. Сетеп-Ен-Ра.