logo search
Культура Древнего Востока

Тема 5. Культура древних шумеров

1. Шумерские города-государства: Эреду (Эриду), Ниппур, Ур, Урук, Лагаш, Адаб, Умма и т. д.

2. Материальная культура древних шумеров.

3. Религия шумеров и основные культы.

4. Шумерская мифология и ее основные циклы:

а) мифы о сотворении мира и людей;

б) миф о всемирном потопе;

в) миф об умирающем и воскресающем божестве.

5. Основные боги шумерской мифологии,

6. Письменность древних шумеров: пиктография и клино­пись.

7. Шумерский язык и его роль в истории культуры древне­го Востока.

8. Своеобразие монументального зодчества Шумера:

а) храмовое зодчество и инженерные открытия шумеров;

б) архитектура дворцовых построек;

в) тип шумерского храма-святилища;

г) зиккурат - тип культовых шумерских построек;

д) жилищное строительство.

9. Скульптура древних шумеров и ее своеобразие. Искусство рельефа.

10. Керамика Шумера.

11. Создание музыкальных инструментов (арфа, бубен, сви­рель, флейта).

12. Резьба по камню.

13. Литература древних шумеров (поэмы, лирика, легенды, гимны, пословицы, плачи и т. д.). Этапы развития.

Рекомендуемая литература

1. Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Искусства древнего Востока. - М., 19756.

2. Белицкий М. Шумеры. Забытый мир. - М., 2000.

3. Бикерман Э. Хронология древнего мира. - М., 1975.

4. Всеобщая история архитектуры. М., 1970-1975. - М., 2000.

5. Всеобщая история искусств. - М., 1956. Т. 1.

6. Вулли Л. Ур халдеев. - М., 1961.

7. Добльхофер Э. Знаки и чудеса. - М., 1963.

8. Дьяконов И. М- Шумер. Общественный и государствен­ный строй древнего Двуречья. - М., 1959.

9. Керам К. Боги, гробницы, ученые. - М., 1960.

10. Крамер С. Н. Две шумерские элегии. - М., 1960.

11. Крамер С. Н. История начинается в Шумере.-М., 1965.

12. Любимов Л. Д. История древнего мира. - М., 1971.

13. Оппенхейм А. Л. Древняя Месопотамия.- М., 1980.

14. Поэзия и проза древнего Востока. - М., 1973. Т. 1.

15. Редер Д. Г. Мифы и легенды древнего Двуречья.- М., 1965.

16. Шумер: города Эдема. (Энциклопедия «Исчезнувшие ци­вилизации»).- М.,1997.

17. Эпос о Гильгамеше («О все видавшем»).

Индивидуальные задания к изучению темы

1. Загадка происхождения шумеров. 20

2. Как возникла шумерская цивилизация? (пресс-конференция).

3. Откройте для себя забытый мир шумеров (сценарий рек­ламного ролика).

4. На раскопках в Уруке.

5. Археологические находки Леонарда Вулли.

6. Пантеон шумерских богов.

7. Священные ритуалы шумерских культов.

8. Жертвоприношение как важнейший культ шумер.

9. Обряд погребения в Шумерах.

10. Загадки шумерских могильников. М. Сокровища из царских гробниц Ура.

12. Штандарт из Ура.

13. Шумерская письменность. Пиктография и клинописью

14. Ирригационное земледелие в Шумерах.

15. Один день из жизни правителя Гудеа.

16. Храмовые комплексы Шумер.

17. Храм в Эль-Обейде.

18. «Белый Храм» в Эане (Уруке).

19. «Красное здание» в Уруке.

20. Зиккураты Шумер.

21. Зиккурат в Эриду.

22. Статуя сановника Эбих-Иля из Мари.;

23. Стела Эаннатума («Стела коршунов»).

24. Стела Нарам-Сина.

25. Идолы, горельефы, барельефы древних Щумер.

26. Скульптурный портрет Саргона Великого.

27. Голова богини Инанны из «Белого Храма» в Уруке.

28. Статуи Гудеа, правителя Лагаша.

29. Статуи Гудеа их собрания Лувра.

30. Шумерские статуи из собрания Государственного музея Берлина.

31. Анималистическое искусство Шумер.

32. Металлопластика Шумер.

33. Ювелирные украшения Шумер.

34. Памятники глиптики Шумер (печати - цилиндры и амуле­ты). 35^ «Парчовый стиль» в глиптике Шумер.

Глоссарий

Адорант - статуя молящегося, которую дарили храму. В ан­тичном и раннехристианском искусстве это фигура (преиму­щественно женщины), выражающая образ просящего. Глиптика - резьба по драгоценному и полудрагоценному камню, один из видов декоративно-прикладного искусства. Зиккурат - многоярусное здание из сырцового кирпича с храмом главного божества наверху. Инкрустация - украшение поверхности кусочками мрамора, керамики, металла, перламутра, отличающихся по цвету. Инталия — резной камень с углубленным изображением. Пандуе — наклоненная плоскость для подъема к расположен­ному над цоколем парадному входу в здание.