logo search
2010_k_gosu

Раскройте причины сложной творческой судьбы в. Баженова. Расскажите о творчестве м. Казакова. Оцените художественные достоинства памятника Петру I э.М.Фальконе.

Васи́лий Ива́нович Баже́нов (1 (12) марта 1737 или 1738, 2 (13) августа 1799) — российский архитектор, художник, теоретик архитектуры и педагог; представитель классицизма. Член Российской академии (1784).

Архитектурный стиль - классицизм, псевдоготика

Важнейшие постройки - дом Пашкова (Московский румянцевский музей), Царицынский дворцово-парковый ансамбль, проект Михайловского замка, Владимирская церковь в Быково .

Сын дьячка одной из придворных кремлевских церквей Ивана Федоровича Баженова (1711—-1774). Обнаружил природный талант к искусству ещё в детстве, срисовывая всякого рода здания в древней столице. Эта страсть к рисованию обратила на Баженова внимание архитектора Димитрия Ухтомского, принявшего его в свою школу. Из школы Ухтомского Баженов перешёл в Академию художеств. Здесь он показал свои способности к архитектуре в такой степени, что преподаватель архитектуры С. И. Чевакинский сделал талантливого молодого человека своим помощником при постройке Никольского морского собора. В сентябре 1759 года Баженов был направлен для развития своего таланта в Париж, став первым пенсионером Академии художеств, отправленным за границу.

Поступив в ученики к профессору Дювалю, Баженов занялся изготовлением моделей архитектурных частей из дерева и пробки и выполнил несколько моделей знаменитых зданий. В Париже он сделал, со строгой пропорциональностью частей, модель Луврской галереи, а в Риме — модель Собора св. Петра.

По возвращении в Россию, живя в Москве, Баженов составил полный перевод всех 10-ти книг архитектуры Витрувия. Баженов был одним из лучших практиков-строителей своего времени, отличаясь столько же искусством планировки, сколько и изяществом формы проектируемых зданий, что показал при самом возвращении своем в отечество. Ему принадлежала декорация главного фасада здания с Невы. Проект здания нынешнего дворца в Екатерингофском парке, с оранжереями, зверинцем, каруселями и прочими затеями роскоши того времени, сочинен был Баженовым по академической программе, на степень профессора. Эта несправедливость заставила Баженова взять увольнение от академической службы, и князь Г. Г. Орлов определил его в свое артиллерийское ведомство главным архитектором, с чином капитана. Пашков дом

Михайловский замок в Санкт-Петербурге

Большой мост через овраг в Царицыне

Дворец Нечаевых в усадьбе Полибино (Липецкая область)

В этой должности Баженов построил в Петербурге здание арсенала на Литейной ул. (теперь здание судебных учреждений), и в Москве, в Кремле, здание арсенала и сената по Знаменке, дом Пашкова (Московский румянцевский музей), а в окрестностях столицы — дворцовый комплекс в Царицыне и Петровский дворец, построенный Казаковым, — его помощником. В Кремле, вместо стен, служащих оградой святынь и дворцов, Баженов проектировал сплошной ряд зданий, которым была сделана торжественная закладка, по воле Екатерины II, на самом деле, однако, и не думавшей осуществлять затею искусного зодчего. Императрице в конце Турецкой войны нужно было дать пищу для толков о затрате десятка миллионов на грандиозный дворец, и художнику дана тема, которая на модели была им разработана с большим талантом. Эффект получился надлежащий, но сооружение отложено и потом оставлено совсем. Такая же судьба постигла Царицынский ансамбль Баженова. Екатерина, летом 1785 года, приехала на три дня в древнюю столицу, посетила работы по сооружению дворца в Царицыне и, найдя его мрачным, повелела перестроить дворцы. Архитектор от осуществления проекта был отстранён.

Эскиз театральной декорации в классическом стиле

Баженов не получил другого назначения, и, оставшись без всяких средств к существованию, открыл художественное заведение и занялся частными постройками. Перемена в его служебной карьере и немилость Екатерины объясняется его сношениями с кружком Новикова, который поручил ему доложить наследнику цесаревичу о выборе его московскими масонами в верховные мастера. В этих сношениях с цесаревичем Екатерина подозревала политические цели, и гнев её на Баженова обрушился раньше, чем на других, но дальше исключения из службы дело не пошло, а в 1792 г. он был принят вновь на службу по адмиралтейств-коллегии и перенёс свою деятельность в Петербург. Баженов строил на Каменном острове дворец и церковь наследнику и проектировал разные специальные постройки для флота в Кронштадте. По вступлении на престол, Павел I назначил его вице-президентом Академии художеств и поручил ему составить проект Михайловского замка, приготовить собрание чертежей русских зданий для исторического исследования отечественной архитектуры и, наконец, представить объяснение по вопросу: что следовало бы сделать, чтобы сообщить надлежащий ход развитию талантов русских художников в Академии художеств. Баженов с жаром принялся выполнять милостивые поручения монарха, покровителя отечественного искусства, и многое бы, без сомнения, мог сделать, если бы смерть совершенно неожиданно не пресекла его жизнь.

Матве́й Фёдорович Казако́в (1738, Москва — 1812, Рязань) — российский зодчий, представитель стиля классицизм, работал также в стиле псевдоготики.

Важнейшие постройки - Сенатский дворец в Кремле, Петровский путевой дворец, Большой Царицынский дворец

Матвей Казаков родился в 1738 в Москве, в семье мелкого чиновника. С 1751 по 1760 учился в архитектурной школе Д. В. Ухтомского. С 1768 работал под руководством В. И. Баженова в Экспедиции кремлёвского строения, в частности с 1768 по 1773 участвовал в создании Большого Кремлёвского дворца, а в 1775 — в оформлении праздничных увеселительных павильонов на Ходынском поле.

конец XVIII-начало XIX века - это эпоха, где "влавствовали" два имени - Баженов и Казаков. Они оба сыграли наиважнейшую роль. Но Баженова нельзя назвать чисто русским, тем более московским архитектором. Всю свою жизнь он провел за границей, а в Россию приехал уже взрослым и сложившимся архитектором. Все свои идеи он привез из-за границы. Казаков же, хоть и изучал французские альбомы и гравюры, много взял от Баженова, но весь его талант, все его традиции выросли из русской национальной культуры. За границу он никогда не выезжал. И еще один аспект. Сейчас осталось всего два здания, авторство Баженова в которых подтверждено. Это Царицыно и церковь Всех Скорбящих. Не так давно в архивах найден документ, подтверждающий, что авторство Пашкова Дома принадлежит Легранту. Рассматривать эпоху классицизма, начиная от позднего барокко, заканчивая началом ампира сквозь призму всего двух построек просто невозможно. Творчество Казакова дает широкие возможности для этого. Первые его постройки затрагивают еще позднее барокко, а последние - начало ампира. Учитывая, что у Казакова была своя школа, то есть много учеников и последователей, можно проследить, как на его традициях и приемах, уже после смерти архитектора, восстанавливалась Москва после пожара 1812 года. Об этом рассказывается в первой, вводной части экскурсии, посвященной самому Матвею Федоровичу Казакову.

Дом "Благородного Собрания на Большой Дмитровке, Дом Союзов

В 1784 году Казаков начинает постройку большого общественного зала для московского дворянства, так называемое "благородное собрание". При планировке этого зала перед Казаковым стояла достаточно сложная задача: с одной стороны, ему надо было построить зал, предназначавшийся для официальных собраний московского дворянства. А это значит, что архитектура должна была быть строгой; и обычная для того времени лепнина в виде венков, гирлянд и подобных деталей мало подходила бы как решение. С другой же стороны, в этом зале должны были происходить балы, что, естественно, обусловливало более нарядный и праздничный характер архитектуры. Казаков вышел из положения, предложив украсить прямоугольный в плане зал одними лишь колоннами. Их торжественный хоровод создавал ощущение необходимой здесь строгости. В тоже время примененный коринфский ордер и роспись потолка, которая после пожара 1812 года так и не была восстановлена вносили ту торжественность которая была обязательна для бального зала. Внутренние помещения Колонного зал позволяют судить о Казакове, не только, как об архитекторе, но и как о превосходном художнике внутреннего убранства.