3.1. Народная культура
Обычно о народной культуре говорят как о культуре необразованных сельских слоев, которая существует исключительно для нужд местного коллективного образа жизни. Оно никак не связано ни с какой эстетической традицией (требованиями вкуса, определениями прекрасного) и представляет собой наивный способ выражения коллективных настроений. В народном искусстве доминирует момент коллективного поведения и выражения коллективной души, поэтому индивидуальное творчество подчинено ритуальной стороне общинного единения. Поэтому здесь практически отсутствует разделение на производителей и потребителей культуры. А это значит, что 1) нет и не может быть элемента профессионализма в творчестве; 2) народная культура доступна абсолютно для всех. Это похоже на исполнение песен под гитару в компании, где все и слушатели, и певцы. Отсюда важная черта народной культуры - анонимность творчества. Здесь нет нужды знать автора песни, орнамента или сказки. Авторы конечно были, но в признании их авторства нет необходимости (справедливости ради следует сказать, что порой этнографам не так уж трудно установить и автора, и период, и место происхождения произведений народной культуры). Передача культурной традиции происходит в последовательных актах творчества от представителей одного поколения представителям другого, в результате у народной культуры не может быть истории - это вневременная традиция.
Нередко подчеркивается, что народное творчество - это проявление чистого и простого, глубинного, инстинктивного, подлинного естественного духовного порыва, не скованного никакой традицией и суждениями вкуса. Именно поэтому такое искусство производит эффект открытой, живой, если угодно, истинной коммуникации между людьми.
Народная культура оказывала и оказывает серьезное влияние на высокую и популярную культуру. Великие композиторы - Моцарт, Гайдн, Бетховен - с удовольствием использовали мотивы народной музыки в своих произведениях. Имеет место и обратный процесс, когда народная культура заимствует элементы высокой культуры, делая их частью народной традиции.
К сожалению, XX в. стал временем катастрофического разрушения народной культуры. Вместе с процессами урбанизации, упразднением традиционного сельского уклада народная культура все более замещается формами коммерческой популярной культуры, доминирующей в современных городах.
- Раздел 1. Социология культуры в системе научного знания о культуре
- Раздел 2. Основы методологии социологии культуры
- Раздел 3. Социологическое понятие о культуре и типология культур
- 3.1. Народная культура
- 3.2. Высокая (элитная) культура
- 3.3. Популярная культура
- 3.4. Массовая культура
- Раздел 4. Культурные производители: интеллигенция и интеллектуалы
- 4.1. Основные черты интеллигенции
- 4.2. Роль интеллигенции в культуре
- Раздел 5. Культура и социальная структура: формы социальной организации искусства
- 5.1. Патронаж
- 5.2. Искусство и рынок
- 5.3. Формации
- Раздел 6. Поле культурного производства
- Раздел 7. Культурные индустрии
- 7.1. Концепция культуриндустрии в критической теории
- 7.2. Индустрии культуры: современные подходы
- Раздел 8. Богема и феномен богемной девиантности
- 8.1. Феномен богемной девиантности
- 8.2. Социально-исторические трансформации богемы
- Раздел 9. Между автором и публикой: роль посредников в распространении культурной продукции
- 9.1. Художественная критика
- 9.2. Музей как посредник
- 9.3. Рынок произведений искусства
- Раздел 10. Искусство и власть: культурная политика в современных обществах
- 10.1. Становление культурной политики в Европе
- 10.2. Культурная политика и экономическое развитие
- Раздел 11. Культурное планирование и современные стратегии развития городов