3.2. Высокая (элитная) культура
Мы уже говорил, что само понятие "культура" появилось в XVIII в., прежде всего, как новое слово для характеристики утонченных манер и вкусов просвещенных европейцев. В этом смысле культура изначально понималась как высокая культура, доступная далеко не всем. Ее характеризует очень богатый выбор произведений (по количеству и по качеству) на самые взыскательные и разнообразные вкусы. А само качество вкуса и суждения вкуса в рамках динамичной эстетической традиции служат основой для оценки искусства и получаемого от него удовольствия. Это обычно высококачественное, профессиональное, сложное и неоднозначное искусство, стремящееся уйти от стереотипов, клише, штампов. Поэтому в нем доминирует авторское начало "от и до", всегда имеет место элемент профессионального неравенства и правового обеспечения авторства. Творческая пропасть между художником и публикой неизмерима. На долю публики остается лишь возвышенное поклонение мастеру (гению, шедевру) и счастье от причастности к великому. Такое отношение лишено прагматизма - это благоговение перед искусством как таковым, искусством ради искусства.
Элита обретает в этом типе культуры особое удовольствие, особое рафинированное переживание, отражающее самоощущение "избранных". Здесь востребованы интеллект, моральная рефлексия, утонченные удовольствия, в которых момент трагического, болезненного осмысления мира и своего места в нем преобладает над легкомысленным "наслаждением" красотой. В отличие от народной культуры, такое общение с искусством - дело очень личное, интимное, индивидуальное, приватное и лишь в некоторой степени зависит от коллективных ритуалов (светских раутов или официальных приемов). Для любого представителя элиты общества общение с традицией высокого искусства означает также символ статуса, социального положения, принадлежности к определенным кругам. Поэтому это в существенной мере культура для богатых, где стоимость произведений напрямую зависит от уровня благосостояния почитателей. Элитная культура доступна не всем и является важным фактором социального неравенства. Высокая культура всегда имеет довольно сложный контекст эстетической традиции, т.е. обоснования высокого и прекрасного, в котором наравне представлены и оценены авангард и классика. У нее бурная, драматическая история, со своими вехами, революциями, гениями и шедеврами. Эта история пишется профессиональными специалистами, которые создают и поддерживают "пантеон" великих творцов. Таким образом, признание и критика являются важнейшими механизмами высокой культуры.
В отношении культур других слоев общества высокая культура относительно открыта. Например, история джаза демонстрирует нам, как народная по своим корням музыка превращается сначала в популярный, а затем и в элитный жанр. Об интересе высокой культуры к народной мы уже говорили выше.
- Раздел 1. Социология культуры в системе научного знания о культуре
- Раздел 2. Основы методологии социологии культуры
- Раздел 3. Социологическое понятие о культуре и типология культур
- 3.1. Народная культура
- 3.2. Высокая (элитная) культура
- 3.3. Популярная культура
- 3.4. Массовая культура
- Раздел 4. Культурные производители: интеллигенция и интеллектуалы
- 4.1. Основные черты интеллигенции
- 4.2. Роль интеллигенции в культуре
- Раздел 5. Культура и социальная структура: формы социальной организации искусства
- 5.1. Патронаж
- 5.2. Искусство и рынок
- 5.3. Формации
- Раздел 6. Поле культурного производства
- Раздел 7. Культурные индустрии
- 7.1. Концепция культуриндустрии в критической теории
- 7.2. Индустрии культуры: современные подходы
- Раздел 8. Богема и феномен богемной девиантности
- 8.1. Феномен богемной девиантности
- 8.2. Социально-исторические трансформации богемы
- Раздел 9. Между автором и публикой: роль посредников в распространении культурной продукции
- 9.1. Художественная критика
- 9.2. Музей как посредник
- 9.3. Рынок произведений искусства
- Раздел 10. Искусство и власть: культурная политика в современных обществах
- 10.1. Становление культурной политики в Европе
- 10.2. Культурная политика и экономическое развитие
- Раздел 11. Культурное планирование и современные стратегии развития городов