logo
социология культуры

Раздел 2. Основы методологии социологии культуры

Чтобы основательно понять специфику социологии культуры, необходимо рассмотреть особенности методологии социологических исследований в этой сфере.

Итак, мы исходим из того, что процесс культурного производства и результаты этого процесса - сами произведения искусства и культуры - определяются социальным контекстом. Поэтому для социологического анализа культуры в этом контексте необходимо, как считал К. Манхейм [2], приближение уровня понятий социологии к исследованию феноменов культуры. Среди этих понятий следует, прежде всего, выделить такие базовые категории, как социальная структура, социализация, социальное взаимодействие, группа, социальная стратификация, девиантное поведение. Далее мы несколько подробнее рассмотрим эти понятия и попытаемся приблизить их к явлениям культуры [3].

Социальная структура предполагает изучение социальных институтов, т.е. формального и организованного поведения людей, ориентированного на удовлетворение потребностей общества. Так, за воспроизводство общества отвечают институты семьи и образования, за безопасность - армия, полиция и так далее вплоть до железных дверей и ворот; за снабжение всем необходимым для жизни - экономическая система и так далее. Поскольку институт есть формально организованное поведение, постольку принято говорить о статусах и ролях, характеризующих особенности этой организации (например, статусы преподавателя и студента в университете, которые в конкретном вузе получают конкретные индивиды). К примеру, режиссер кино - это статус (набор обязанностей и возможностей) и роль (ожидаемое поведение в этом статусе) в структуре киноиндустрии вне зависимости от того, кто конкретно является режиссером.

В сфере культуры искусство как институт может функционировать в рамках рыночных институтов или в рамках особого института патронажа. Для сферы культуры характерны собственные внутренние механизмы создания и поддержания статусов, в частности через определенные механизмы признания. В мире искусства существует особая связь между личностью, конкретным "гением" и его статусом. Без социальной структуры талант не состоится, но она ему всегда тесна и лишь ограничивает масштаб личности. Однако важно то, что благодаря институционализации искусство включается в более общую систему социальных институтов и общественную жизнь в целом. Мы можем также эмпирически изучать конкретное функционирование кино или театра как институтов, т.е. пытаться измерить, как и в каком объеме они удовлетворяют или не удовлетворяют социальные потребности в подобного рода культурной продукции. Остается, правда, лишь ответить на вопрос: потребности в чем удовлетворяют искусство и культура? Или, может быть, эстетическая теория права, настаивая на бесполезности искусства?