Раздел 6. Поле культурного производства
Независимые группы демонстрируют крайне интересный феномен, характеризующий то, что французский социальный теоретик П. Бурдье назвал автономизацией культуры [11]. Мир искусства как бы разделен на две части: поле массового производства и поле ограниченного производства. И если первое поле, т.е., по сути, коммерческая, рыночная культура, возникает в эпоху Возрождения и отражает автономизацию искусства от средневекового диктата церкви и христианской религии, то второе есть уже результат дальнейшего освобождения от давления рыночных механизмов (вкусов потребителей и коммерческого интереса перепродавцов). Так автономность культуры формируется в переходе к коммерческому, а затем чистому искусству ("искусству ради искусства"). В результате главная цель последнего - поддержание и сохранение своей автономии, т.е. самодостаточности и независимости внутри социальной структуры.
В самом понятии "поле" П. Бурдье пытается отразить особое видение социальной структуры. Поле - это не четкий, установившийся порядок, а поле конфликтов, поле сил и борьбы за трансформацию (или консервацию), за распределение ресурсов и капиталов. Поле структурируется "позициями" и стратегиями позиционирования (т.е. занятия позиций). В поле культурного производства к позициям можно отнести жанры и виды искусства, классиков, гениев, шедевры и прочие ключевые классификации. Любое изменение поля культурного производства в целом приводит к изменению "позиций" произведений. Например, "классика" в новой структуре поля превращается в пародию, что может расцениваться как эмансипация, освобождение от традиции.
Каждое поле устроено по принципу иерархии. В поле массового производства иерархизация определяется рыночным эквивалентом - объемом аудитории, успешностью и экономическими выгодами (доходами). Чем больше аудитория жанра или автора, тем больше он способен заработать, а стало быть, тем больше успешность в целом. Таким образом, успех, объем аудитории и экономический интерес как бы перекрываются. Если мы говорим о литературе, то в массовом поле на самом верху иерархии драма - самая доходная и популярная (популярная драматургия сегодня включает и написание сценариев к ТВ-шоу и "мыльным операм"). А в самом низу иерархии находится поэзия (за редчайшим исключением доходы нулевые). Среднее положение между ними занимает такой жанр, как роман.
- Раздел 1. Социология культуры в системе научного знания о культуре
- Раздел 2. Основы методологии социологии культуры
- Раздел 3. Социологическое понятие о культуре и типология культур
- 3.1. Народная культура
- 3.2. Высокая (элитная) культура
- 3.3. Популярная культура
- 3.4. Массовая культура
- Раздел 4. Культурные производители: интеллигенция и интеллектуалы
- 4.1. Основные черты интеллигенции
- 4.2. Роль интеллигенции в культуре
- Раздел 5. Культура и социальная структура: формы социальной организации искусства
- 5.1. Патронаж
- 5.2. Искусство и рынок
- 5.3. Формации
- Раздел 6. Поле культурного производства
- Раздел 7. Культурные индустрии
- 7.1. Концепция культуриндустрии в критической теории
- 7.2. Индустрии культуры: современные подходы
- Раздел 8. Богема и феномен богемной девиантности
- 8.1. Феномен богемной девиантности
- 8.2. Социально-исторические трансформации богемы
- Раздел 9. Между автором и публикой: роль посредников в распространении культурной продукции
- 9.1. Художественная критика
- 9.2. Музей как посредник
- 9.3. Рынок произведений искусства
- Раздел 10. Искусство и власть: культурная политика в современных обществах
- 10.1. Становление культурной политики в Европе
- 10.2. Культурная политика и экономическое развитие
- Раздел 11. Культурное планирование и современные стратегии развития городов