logo
социология культуры

3.1. Народная культура

Обычно о народной культуре говорят как о культуре необразованных сельских слоев, которая существует исключительно для нужд местного коллективного образа жизни. Оно никак не связано ни с какой эстетической традицией (требованиями вкуса, определениями прекрасного) и представляет собой наивный способ выражения коллективных настроений. В народном искусстве доминирует момент коллективного поведения и выражения коллективной души, поэтому индивидуальное творчество подчинено ритуальной стороне общинного единения. Поэтому здесь практически отсутствует разделение на производителей и потребителей культуры. А это значит, что 1) нет и не может быть элемента профессионализма в творчестве; 2) народная культура доступна абсолютно для всех. Это похоже на исполнение песен под гитару в компании, где все и слушатели, и певцы. Отсюда важная черта народной культуры - анонимность творчества. Здесь нет нужды знать автора песни, орнамента или сказки. Авторы конечно были, но в признании их авторства нет необходимости (справедливости ради следует сказать, что порой этнографам не так уж трудно установить и автора, и период, и место происхождения произведений народной культуры). Передача культурной традиции происходит в последовательных актах творчества от представителей одного поколения представителям другого, в результате у народной культуры не может быть истории - это вневременная традиция.

Нередко подчеркивается, что народное творчество - это проявление чистого и простого, глубинного, инстинктивного, подлинного естественного духовного порыва, не скованного никакой традицией и суждениями вкуса. Именно поэтому такое искусство производит эффект открытой, живой, если угодно, истинной коммуникации между людьми.

Народная культура оказывала и оказывает серьезное влияние на высокую и популярную культуру. Великие композиторы - Моцарт, Гайдн, Бетховен - с удовольствием использовали мотивы народной музыки в своих произведениях. Имеет место и обратный процесс, когда народная культура заимствует элементы высокой культуры, делая их частью народной традиции.

К сожалению, XX в. стал временем катастрофического разрушения народной культуры. Вместе с процессами урбанизации, упразднением традиционного сельского уклада народная культура все более замещается формами коммерческой популярной культуры, доминирующей в современных городах.