Раздел 8. Богема и феномен богемной девиантности
Мы подробно рассмотрели различные стороны функционирования поля массового производства (если использовать терминологию П. Бурдье). Теперь обратимся к анализу социальных аспектов поля ограниченного производства. Речь пойдет о феномене богемы.
В современном употреблении слово "богема" обычно означает людей искусства, в общем, художественную интеллигенцию в отличие от других групп. Однако исторически и социологически понятие "богема" является более сложным.
Богема как самостоятельная и самодостаточная группа начинает формироваться в Европе еще в середине XIX в. и ее расцвет приходится на период конца XIX - начала XX в. Интересно происхождение самого слова "богема". Во Франции "bohemians" называли цыган, обычно приезжавших из Богемии, что в центральной Франции. Потом газетчики стали использовать это слово как прозвище для художников, которые тоже тянулись в Париж из разных мест и вели по-цыгански бедную, странную, разгульную, довольно асоциальную, хотя и наполненную прекрасным и возвышенным жизнь. Позже к богеме примешалось значение полукриминального маргинального "подполья" бродяг, солдат, проституток, карточных игроков (в этом значении слово "богема" использовал К. Маркс).
- Раздел 1. Социология культуры в системе научного знания о культуре
- Раздел 2. Основы методологии социологии культуры
- Раздел 3. Социологическое понятие о культуре и типология культур
- 3.1. Народная культура
- 3.2. Высокая (элитная) культура
- 3.3. Популярная культура
- 3.4. Массовая культура
- Раздел 4. Культурные производители: интеллигенция и интеллектуалы
- 4.1. Основные черты интеллигенции
- 4.2. Роль интеллигенции в культуре
- Раздел 5. Культура и социальная структура: формы социальной организации искусства
- 5.1. Патронаж
- 5.2. Искусство и рынок
- 5.3. Формации
- Раздел 6. Поле культурного производства
- Раздел 7. Культурные индустрии
- 7.1. Концепция культуриндустрии в критической теории
- 7.2. Индустрии культуры: современные подходы
- Раздел 8. Богема и феномен богемной девиантности
- 8.1. Феномен богемной девиантности
- 8.2. Социально-исторические трансформации богемы
- Раздел 9. Между автором и публикой: роль посредников в распространении культурной продукции
- 9.1. Художественная критика
- 9.2. Музей как посредник
- 9.3. Рынок произведений искусства
- Раздел 10. Искусство и власть: культурная политика в современных обществах
- 10.1. Становление культурной политики в Европе
- 10.2. Культурная политика и экономическое развитие
- Раздел 11. Культурное планирование и современные стратегии развития городов