Раздел 11. Культурное планирование и современные стратегии развития городов
Итак, тенденции глобальной урбанизации и усиление внимания правительств к экономическим вопросам культурной политики, а также стремительное развитие "культур-ориентированных" маркетинговых стратегий в бизнесе на протяжении последних десятилетий XX в. стимулировали выработку новых подходов к культурной политике и культурному планированию в городах.
Опираясь на сложившуюся практику, можно выделить три ключевых стратегии ("идеальных типа") культурного планирования: а) крупномасштабные проекты культурной реновации в "глобальных городах"; б) проекты культурной регенерации городской среды и в) "культурные планы", ориентированные на развитие культуры и искусства в местных сообществах. Хотелось бы подчеркнуть, что когда мы говорим о культурной политике или о культурном планировании в современных городах, то имеем в виду артикулированные, практически осуществляемые усилия городских властей, направленные на развитие города через развитие культуры. Мы также исходим из того, что именно "искусство и культура" составляют: а) важный сектор городской экономики и б) некоторую содержательную основу "имиджа" города как для его обитателей, так и для гостей (туристов, бизнесменов).
Примером стратегий развития "глобальных городов" может служить панъевропейский конкурс "Культурная столица" и такие дорогостоящие масштабные культурные инновации, как те, что были предприняты в Глазго в начале 1990-х гг. Среди европейских культурных столиц 1990-х и начала первого десятилетия XXI в. мы видим Копенгаген (1996), Стокгольм (1998), Веймар (1999), Брюссель и Болонью (2000), Роттердам (2001), Лилль и Геную (2004). Подобные проекты аккумулируют значительные инвестиции в сферу культуры и призваны оправдать эти вложения за счет усиления культурной привлекательности города для туристов и глобального бизнеса [30]. Одним из наиболее существенных результатов этих стратегий является масштабное системное изменение структуры потребления и предложения культурных услуг. Такой подход предполагает возведение новых культурных объектов ("достопримечательностей"), привлечение дополнительных творческих ресурсов и, что особенно важно, включение развития сферы культуры в генеральное планирование города. В частности, в отчете Еврокомиссии о реализации панъевропейских программ "Культурная столица" и "Европейский месячник культуры" подчеркивается важность эффекта развития культурной инфраструктуры городов (новые объекты - музеи, концертные залы, парки, культурные кварталы и т.п.), участвовавших в программе [31].
- Раздел 1. Социология культуры в системе научного знания о культуре
- Раздел 2. Основы методологии социологии культуры
- Раздел 3. Социологическое понятие о культуре и типология культур
- 3.1. Народная культура
- 3.2. Высокая (элитная) культура
- 3.3. Популярная культура
- 3.4. Массовая культура
- Раздел 4. Культурные производители: интеллигенция и интеллектуалы
- 4.1. Основные черты интеллигенции
- 4.2. Роль интеллигенции в культуре
- Раздел 5. Культура и социальная структура: формы социальной организации искусства
- 5.1. Патронаж
- 5.2. Искусство и рынок
- 5.3. Формации
- Раздел 6. Поле культурного производства
- Раздел 7. Культурные индустрии
- 7.1. Концепция культуриндустрии в критической теории
- 7.2. Индустрии культуры: современные подходы
- Раздел 8. Богема и феномен богемной девиантности
- 8.1. Феномен богемной девиантности
- 8.2. Социально-исторические трансформации богемы
- Раздел 9. Между автором и публикой: роль посредников в распространении культурной продукции
- 9.1. Художественная критика
- 9.2. Музей как посредник
- 9.3. Рынок произведений искусства
- Раздел 10. Искусство и власть: культурная политика в современных обществах
- 10.1. Становление культурной политики в Европе
- 10.2. Культурная политика и экономическое развитие
- Раздел 11. Культурное планирование и современные стратегии развития городов