Основные памятники Новгорода второй половины XIV в. — высшая точка эволюции новгородского зодчества.
Великий Новгород Это один из старейших русских городов (первое упоминание в IХ в.), который процветал благодаря своему расположению на древнем торговом пути, соединявшем Северную Европу с Византией и Персией. Старая часть города, хорошо сохранившаяся до наших дней, располагается по обоим берегам протекающей здесь реки Волхов. На левом берегу находится так называемая Софийская сторона - с кремлем (его называют «Детинец») и Софийским собором, а на правом – Торговая сторона с Ярославовым дворищем, Торговым и Гостиным дворами.
В состав объекта Всемирного наследия вошли 37 отдельных памятников и целых ансамблей, включен также археологический культурный слой Х-ХVII вв.
Самое большое, самое древнее и самое знаменитое сооружение Новгородского Кремля – это Софийский собор
Большинство памятников на противоположном берегу, т.е. на Торговой стороне, сконцентрировано на небольшой площади, расположенной прямо напротив кремля, – на Ярославовом дворище. Здесь стоит Николо-Дворищенский собор – большая нарядная постройка начала XII в. с обширными хорами. От некогда украшавших ее фресок остались лишь незначительные фрагменты. Рядом с собором расположены церковь Жён-мироносиц и церковь Параскевы-Пятницы – одноглавая, с тремя притворами. Ее строительство новгородские купцы в самом начале XIII в. поручили смоленским зодчим. Поодаль от Ярославова дворища стоит церковь Федора Стратилата на Ручью – четырехстолпная одноглавая постройка, относящаяся к классическим памятникам новгородского зодчества второй половины XIII в. Еще дальше расположен ансамбль Антониева монастыря, с трехглавым собором Рождества Богородицы XII в., где уцелели фрагменты древней фресковой росписи. Некоторые памятники, включенные в Объект Всемирного культурного наследия, расположены в пригородах Новгорода: к примеру, это Юрьев монастырь, с его великолепным Георгиевским собором (начало XII в.), церковь Николы на Липне (конец XIII в.), церковь Спаса на Нередице (конец XII в.).
Одна из новгородских церквей – церковь Спаса на Ильине улице – прославилась тем, что здесь сохранились фрески Феофана Грека, гениального живописца, родом из Византии, работавшего на Руси во второй половине XIV в. и в начале XV в.
Ныне Новгородский кремль и другие ценные памятники входят в состав известнейшего музея-заповедника, который был организован в 1925 г. на базе одного из самых древних музеев России, учрежденного еще в 1865 г. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник славится не только своей архитектурой, но и богатыми коллекциями древних икон, декоративно-прикладного искусства, сокровищами
-
Содержание
- 2. Иконопись X—XIII веков в Древней Руси. Техника, стилистика, иконография. Характеристика основных памятников.
- 3.Архитектура Киевской Руси.
- Владимиро-суздальская школа и ее основные памятники: церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский собор во Владимире и др.
- Основные памятники Новгорода второй половины XIV в. — высшая точка эволюции новгородского зодчества.
- Деисусный чин Благовещенского собора — центральный памятник московской иконописи последней четверти XIV в
- Искусство Андрея Рублева и его круга как русская национальная интерпретация византийской художественной культуры позднепалеологовского времени.
- Монументальная иконопись Новгорода и творчество Феофана Грека.
- Архитектура конца XV-начала XVI вв.: строительные работы в Московском Кремле и приглашение итальянских мастеров.
- Расцвет псковской архитектуры.
- Творчество Дионисия: росписи собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре.
- Сложение типа шатрового храма: церковь Вознесения в Коломенском и др.
- Ретроспективные тенденции, историзм культурной политики Ивана Грозного. (Лицевой летописный свод)
- Икона «Церковь воинствующая» («Благословенно воинство небесного царя...») — зримое воплощение устремлений Российского государства к созиданию Святой Руси.
- Годуновское зодчество. (1590-е годы — 1604 г.).
- 16. Архитектура Ярославля XVII в.
- Строительство патриарха Никона, смысл его культурной политики.
- «Нарышкинское барокко» в архитектуре конца XVII века и нарастание западноевропейского влияния в русском искусстве.
- Борьба иконоборцев и иконопочитателей в середине XVII века, ее выражение в искусстве.
- Творчество Прокопия Чирина, Никифора Савина, Назария Истомина и пр.
- 25. И. П. Аргунов. Уникальная проблема крепостного творчества
- 26. М. И. Козловский. Идиллическое направление в творчестве скульптора.
- 27. В. Боровиковский. Сентиментализм и ампир в поздних портретах 1800-х годов.
- 28. О. Кипренский. Концепция личности и ее новизна.
- С. Щедрин. Образ Италии в пейзажах Щедрина и его соотношение с романическим «культом Италии».
- А. Венецианов. Своеобразие его изображения крестьянского мира.
- 31.Карл Брюллов (1799-1852)к. Брюллов. Компромисс между классицизмом и романтизмом.
- 32.. Иванов и его место в русском искусстве. Соотношение библейской и античной тематики.
- 33. П.ФедотовБиографияП. Федотов. Концепция бытовой картины и ее отличие от венециановского варианта.
- 34.В.В ВерещагинВ.В. Верещагин. «Этнографический жанр» и баталистика.
- 35. И. Крамской. Портретная концепция. Эволюция. Типическое и индивидуально-характерное
- 36. Алексей Саврасов и Иван Шишкин: две концепции национального пейзажа
- 38 И. Репин. Жанровое и тематическое многообразие творчества.
- 40 В. Васнецов. Раннее творчество. Обращение к эпосу и сказочным сюжетам: поиск живописной метафоры.
- 41 М. Врубель. Тема Демона.
- 42 В. Серов. Концепция светского парадного портрета.
- 44 К. Сомов. Культивирование «галантного жанра».
- 45 Л. Бакст. Картина «Древний ужас
- 46 Борис Михайлович Кустодиев
- Вопрос 48 н. Рерих. Языческий мир как объект стилизации.