logo search
Культурология

3. Музыкальная культура хх – XXI веков

Для музыки начала ХХ столетия характерно разнообразие тенденций, стилей и языка. Музыкальное искусство того периода полно новаторских идей. Одной из особенностей музыкального языка начала века стало обращение к жанрам, характерным для эпохи барокко, классицизма и позднего Возрождения. Усилился интерес к фольклору (С.В. Рахманинов, М. Равель).

Предшественниками новых течений были Р. Вагнер, Г. Малер, К. Дебюсси, заложившие своим творчеством основные принципы музыки ХХ в.

И.Ф. Стравинский, Б. Барток, А. Шенберг – триада композиторов-модернистов, чье творчество стало основой для всей музыкальной культуры столетия.

Музыкальный экспрессионизм развивался в 1920–1930-х гг. ХХ в. Творчество композиторов ХIХ в. Р. Вагнера («Тристан и Изольда») и Р. Штрауса («Саломея») послужило исходной базой для нового направления. В противовес классическим и романтическим идеалам с их идеализированным восприятием, экспрессионизм привнес в искусство трагическое отношение к окружающему миру. Истоками экспрессионизма являются проблематика отчужденности человека, окружающее его зло, символика грядущей войны. В противовес бездуховной жизни экспрессионизм выражает веру в духовные силы человека, запредельность его сознания, пророчества и познание интуитивной истины. Зародился экспрессионизм в первое десятилетие ХХ в. в Германии. Самыми известными мастерами жанра являются А. Шенберг, А. Берг, А. Веберн. После Второй мировой войны экспрессионизм получил дальнейшее развитие в авангардизме.

Авангардизм окончательно расстается с тональной музыкой. В жанре нет единых идейных платформ, можно говорить только о группах, использующих те или иные приемы звучания. Новые формы требуют подготовленного слушателя, авангардизм является наиболее отчетливо выраженным образцом элитарной культуры. В середине ХХ в. была популярна т.н. «конкретная» музыка, представляющая собой запись различных шумов окружающего мира, часто искусственно деформированных. Эксперименталь­ным звучанием обладала и запись человеческого голоса, искаженного многократными наложениями и «прокручиванием» пленки в обратном направлении. Жанр очень тесно связан с НТР, без использования электронной аппаратуры, синтезаторов трудно представить авангардизм. Композиторами, работавшими в этом жанре в России, были С.С. Прокофьев, М. Шнитке.

Первое десятилетие нового века было ознаменовано появлением русской балетной труппы в Париже под руководством С.П. Дягилева. Он сумел собрать лучших артистов (А.П. Павлова, В.Ф. Нижинский и др.), хореографов, сценографов. Всемирную известность и славу группе принесли постановки балетов И.Ф. Стравинского «Жар-птица», «Петруш­ка», «Весна священная». Эпоху в истории русского и мирового музыкального театра составила деятельность Ф.И. Шаляпина, Л.В. Собинова.

Советский период в музыке представляют имена таких видных композиторов, как А.И. Хачатурян, Д.Б. Кабалевский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович. Они оказали огромное влияние на развитие музыкального искусства страны, были широко известны на Западе.

Вслед за этапом конца XIX в., когда сфера легкой музыки ограничивалась танцами и театрами варьете, в самостоятельное направление выделяется легкая или популярная музыка. 20‑е гг. – неоспоримое царство чарльстона и фокстрота. 30-е гг. – время широкого распространения свинга, господство джазовых оркестров Б. Гудмена и Г. Миллера. Джаз основан на интересе к чужим культурам. К этой стилистике относятся «Регтайм» и «Эбеновый концерт» И.Ф. Стравинского. В 40-е гг. в Европе торжествует французский шансон: М. Шевалье, Э. Пиаф. Все большую популярность завоевывают латиноаме­риканские песни и танцы.

В 50-е гг. зарождается новый стиль – рок-н-ролл. Его символами становятся Э. Пресли и Ч. Берри. В 1962 г. «Биттлз» предложили музыкальному рынку свой первый диск, обозначив начало новой музыкальной волны. Во второй половине ХХ в. в рок-музыке возникают такие направления, как хард-рок, хэви-металл и др. В 1980-х гг., когда стали преобладать электронные инструменты, складывается стиль «техно». Стилю поп-рока сопутствовала музыка более мелодичного склада (Ф. Синатра, Х. Иглесиас, группа «АББА» и др.). Рок-музыка не ограничива­лась песнями. В ней присутствуют и крупные формы – композиции в жанре арт-рок Р. Вейкмана, советская рок-опера «”Юнона” и “Авось”», программа «Стена» группы «Пинк Флойд» и др.

В СССР, начиная со времен «оттепели», наряду с официально разрешенной эстрадной музыкой получают развитие и полулегальные бардовские песни (Б. Окуджава и др.). «Классиком» этого жанра стал Владимир Высоцкий. Особую страницу в отечественную музыкальную культуру ХХ в. вписал русский рок 1970-80-х гг. Хотя молодежь в целом благосклонно воспринимала тогдашние ВИА (вокально-инструментальные ансамбли – «Песняры», «Синяя птица» и др.), гораздо большей популярностью у нее пользовались рок-группы «Машина времени», «ДДТ», «Аквариум», «Кино» и другие представители музыкальной контркультуры.

Сегодня легализация русского рока не привела к его победе над эстрадой. Главным итогом «гласности» в области популярной музыки стало господство т.н. «попсы» (по крайней мере, на радио и телевидении). На Западе в начале XXI в. в этой области также наблюдается определенный застой, показателем которого можно считать моду на римейк. Пока создать что-то принципиально новое не удается.

Как видим, музыка является важным компонентом культуры. Она возникает на заре человечества и сопровождает его на всех этапах жизни.