1.3.1 Ээро Сааринен
Ээро Сааринен (1910 - 1961), родившийся в Финляндии и в возрасте 30 лет переехавший в США, признан одним из наиболее влиятельных архитекторов Америки в ХХ столетии. Его недолгая (всего 20 лет), но блестящая карьера является примером подлинной страсти к дизайну и проявлением истинного таланта.
Сын архитектора Элиэля Сааринена, Ээро продолжил дело отца, построив многочисленные корпоративные, образовательные, культурные, общественные и частные здания, в том числе такие узнаваемые как гигантская арка "Ворота Запада" в Сент-Луисе и Терминал Всемирных Авиалиний (TWA terminal) в виде белой птицы. Его произведения разрушали технологические и эстетические границы, а мебельные разработки стул-тюльпан и кресло-чрево до сих пор востребованы и производятся компанией Knoll.
Поскольку впервые Сааринен привлек к себе внимание именно как дизайнер мебели, нельзя не упомянуть его самые культовые разработки: кресло-кузнечик, кресло-чрево и "семейство тюльпановых".
1. Кресло "Кузнечик" (Grasshopper Chair), 1946 г.
Изящное, но невероятно крепкое кресло кажется довольно хрупким на вид. Его ножки и подлокотники образуют непрерывную изогнутую линию и очень напоминают лапки кузнечика. Предназначенное для отдыха, это кресло удивительно крепкое и устойчивое, с хорошей опорой для спины. Grasshopper chair стала первой разработкой Сааринена для американской мебельной компании Knoll. Мануфактура выпускала это кресло в течение девятнадцати лет, и прекратила его производство в 1965 году.
2. Кресло "Чрево" (Womb Chair), 1948 г.
Это кресло, как и многие другие разработки Сааринена, иллюстрирует экспериментаторский дух дизайнера и готовность работать с самыми новыми и революционными материалами. Глава компании Knoll, Флоренс Кнолл, попросила Сааринена создать "кресло, похожее на корзину, полную подушек, чтобы в нем хотелось свернуться калачиком". Дизайнер разработал твердую основу из стекловолокна (нового на тот момент материала), которая обволакивала сидящего, создавая чувство безопасности и защищенности, словно в материнском чреве.
3. Стол, стул и кресло "Тюльпан" (Tulip), 1953-58 г. г.
Сложно поверить, что эту коллекцию из белого пластика на алюминиевой основе Сааринен создал 60 лет назад. Может быть потому, что до сих пор стулья, кресла и столы из серии Tulip украшают современные интерьеры во всем мире. "Мне не нравится огромное количество ног у столов и стульев, которые создают в интерьере настоящие запутанные дебри", - сказал Ээро
Сааринен и создал стул всего на одной ноге! В итоге скульптурный революционный объект мебели попал на обложку журнала Time в 1956 году и завоевал множество дизайнерских наград.
Вместе с Чарльзом Имзом побеждает на конкурсе Музея современного искусства "Органический дизайн домашней фурнитуры" (Нью-Йорк, 1940) с революционным проектом мебели из гнутой фанеры.
Эти прогрессивные принципы получили дальнейшее развитие в творчестве Сааринена в мебельных проектах для фирмы “Knoll” -
“Вомб N70" (1947-48),
"мебели для бюро" (1951),
Пьедестал" (1955-56),
- Введение
- 1. Элитарный дизайн. Стайлинг
- 1.1 Рассел Райт
- 1.2 Автомобильный стиль
- 1.2.1 Харли Эрл (Earl, Harley, 1893-1969)
- 1.2.2 Раймонд Лоуи
- 1.2.3 Жорж Нельсон (George Nelson, 1908-1986)
- 1.3 Новые материалы
- 1.3.1 Ээро Сааринен
- 1.3.2 Чарлз Имз (Charles Eames, 1907-1978) Рэй Имз (Ray Eames, 1912-1988)
- 1.4 Развитие профессии "дизайнер". Большие заказы.
- 1.5 Поп арт
- 1.6 Стиль молодых. Прет-а-порте
- 1.7 Итальянское экономическое чудо
- 1.8 От большой робы к джинсам. Кристиан Диор. Новый взгляд на развитие моды
- Тема 14. Основные концепции американского дизайна
- Дизайн в сша в послевоенные годы
- 2.3.1. Американский дизайн 1930-х годов. Между стайлингом и «человекоцентризмом»
- 3.3. Дизайн в сша в послевоенные годы
- 22. Роль дизайна в обеспечении коммерческого успеха. Развитие дизайна в сша в 11950-х-1980-х гг.
- 12. Дизайн в сша 50—60-х
- 2. Американский коммерческий дизайн 1930 х годов
- 6. Дизайн 60-х