logo
Gossy-3td

12. Дизайн в сша 50—60-х

Основная концепция дизайна 40–50 — это устранение границ между дорогими произведениями искусства и серийными промышленными вещами.

В основу ее были положены принципы комбинируемости и взаимозаменяемости, многофункциональности и внешней простоты.

Также за основу принимается и постулат «психологической эргономики», принимающий во внимание внутренний комфорт человека.

В этот период возникают несколько интересных дизайнерских направлений — это американский органический дизайн, сканди-навская школа, Ульм и браунстиль в Германии.

В послевоенной истории дизайна США оформились две тенденции, представители которых с трудом находили общий язык.

Сторонники первой отстаивали концепцию чистого, некоммерческого искусства и высоких моральных требований к профессии, сознательно культивировали элитарность, подчеркивая, что моральный долг дизайнера —способствовать эстетическому развитию публики, вносить в предметный мир внешнюю упорядоченность и социальную гармонию.

Подобная точка зрения сложилась не без влияния эмигрантов из Европы: Вальтера Гропиуса и Марселя Брейера.

Представители второй, более демократичной позиции стремились дать публике то, что она, скорее всего, желала получить и что определялось коммерческим успехом.

Государства-победители, и в первую очередь США, захватили лидерство в экономике и стали с 50-х годов ведущей нацией дизайна.

Американский образ жизни сильно повлиял на музыку, изобразительное искусство, а также и на повседневную жизнь европейцев.

Американские фильмы и реклама принесли с собой в Европу новые идеалы красоты и моду.

Стайлинг (стилизация) — течение в дизайне Западной Европы и США 1950—1960-х,

в котором форму проектируемых изделий определяли исходя не из функции и конструк-тивных особенностей, а способом поверхност-ной стилизации под заданный образец, диктуемый модой, коммерческой выгодой.

Иначе говоря, стайлинг — коммерческая разновидность промышленного дизайна.

Формы автомобиля стилизовали под космическую ракету, а радиоприемник — под самолет. В этом течении дизайн отрицал сам себя. В более широком значении стайлинг — методика, противоположная функционализму, при которой внешняя форма объекта становится относительно независимой от функции, конструкции и технологических свойств материала она может приобретать новый, несвойственный данной вещи смысл.

Дизайнеры мечтали придать индустриальному веку внешнюю упорядоченность и социальную гармонию.

В 50-е годы критики присвоили работам нескольких мастеров дизайна статус произведений искусства, а остальных обвиняли в том, что они наводняют рынок безвкусными поделками. Лишь немногим дизайнерам удалось удовлетворить и критиков, и широкую публику – например, Рассел Райт.