18. Kонцептуальные поиски советских дизайнеров 1960—80-X
В 1962 в СССР был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ).
Задачи: разработка и внедрение методов художественного конструирования, координация научно-исследовательских работ
в этой области, методическое руководство работой художественно-кострукторских бюро, обобщение и распространение отечественного и зарубежного опыта, а также разработка проектов отдельных видов массовых и наиболее сложных изделий машиностроения и товаров культурно-бытового назначения.
С 1964 стал издаваться журнал «Техническая эстетика». То есть, с 60-х дизайн в СССР стал развиваться на государственном уровне.
Однако это было несколько однобокое понимание дизайна, так как на первом плане стояла продукция машиностроения и удобство ее эксплуатации, а не эстетические принципы
и не товары широкого потребления для людей.
Таким образом, было задано направление советского дизайна на много лет вперед.
В течение 5-ти лет вслед за ВНИИТЭ было создано более полутора десятка его филиалов
и специальных конструкторских бюро, а также около 200 лабораторий, художественно-конструкторских групп.
Институт занимался пропагандой дизайна, дизайнерским образованием и проектированием.
Рациональный стайлинг
В работе ВНИИТЭ он проявился в различных направлениях деятельности.
Это и разработка тем по созданию вещей, образцовых во всех отношениях: с точки зрения моды, стиля, графической подачи проекта, методик проектирования.
Это и создание опытных образцов изделий, как, например, специализированный автомобиль-такси
из стеклопластика на металлической раме.
Это было во всех отношениях необычное, красивое, гармоничное изделие, рядом с которым обычное такси «Волга» просто не выдерживало конкуренции.
Этот образец, как и многие другие, прогрессивные экономичные разработки советских дизайнеров не был реализован
в условиях плановой социалистической экономики.
Дизайн-программы
Во ВНИИТЭ в 1970-х была осуществлена большая и продуктивная работа по созданию фирменного стиля огромного объединения «Союзэлектроприбор» (руководители Азрикан, Щелкунов). Это была работа общегосударственного масштаба.
Была разработана дизайн-программа,
в результате которой была предложена унифицированная система на базе единых принципов, что упростило работу операторов, уменьшило сроки их обучения и сократило количество типоразмеров и других исходных размерных величин.
Дизайн-программы на государственном уровне была и прогрессивной идеей, и одновременно в ней просматривались отголоски тоталитарной системы, так как ограничивалось художествен-ное творчество дизайнеров.
Метод дизайн-программ в 1970-х был перенесен
на городскую среду (скамейки, малые формы)
Эксперименты и утопии. Сенежская студия
Реальная работа советских дизайнеров в тисках плановой экономики представляла скучную рутинную работу, исключавшую возможности неограниченного творчества, поэтому идеи талантливых дизайнеров реализовывались на бумаге в виде экспериментальных проектов или макетов. «Бумажное проектирование», «бумажный дизайн», «бумажная архитектура» наиболее ярко проявились в 1980-х, когда ряд оригинальных проектов получил награды на международных конкурсах.
Прошел ряд концептуальных выставок,
на которых особенно ярко проявилось творчество представителей Сенежской студии, расположенной на озере Сенеж под Москвой.
Деятельность дизайнеров, не имевшая выход на реальное производство, в чем-то была аналогией работы конструктивистов 1920-х, которые тоже реализовывали себя, создавая проекты на бумаге, по причине бедности
и неразвитости страны.
И если в 20-х, делая уникальный проект, думали
о массовом производстве, то в 70-х-80-х, привлекая стандартные массовые технологии, думали о создании уникальных, выставочных образцов.
Сенежская студия разработала много комлексных перспективных проектов
(в области архитектуры) для крупных городов, а также показала, насколько богат творческий потенциал советских дизайнеров
и архитекторов.
Дизайнеры создавали не выставку вещей,
а выставку возможностей дизайна.
Эксперименты и утопии способствовали дальнейшему развитию дизайна в СССР.
- 1. Возникновение дизайна
- Первые теории дизайна
- 2. Модерн
- Представители:
- Представители:
- Основные черты:
- Философия стиля — «форма определяется функцией».
- 1905—1906 Гг. Был художественным директором «aeg».
- 4. Авангард
- 5. Американский функционализм
- Лозунг функционализма:
- 6. Становление дизайна в предреволюционный период. Абрамцево, Талашкино. «Мир искусства»
- Ярмарки и их экспонаты способствовали развитию дизайна в России.
- 7. Баухауз
- 25 Апреля 1919 в результате объединения Саксонско-Веймарской Высшей школы изобразительных искусств и основанной Анри Ван де Вельде Саксонско-Веймарской школы прикладного искусства.
- Директора Баухаузa:
- 8. Вхутемас-вхутеин
- 9. Мировой экономический кризис 1929. Стиль Арт-Деко
- Поль Пуаре
- Мадлен Вионе
- 10. Советский дизайн 1930-х
- 11. Стилевые направления перед 2-й мировой войной. Функционализм и арт-деко.
- «Франкфуртская кухня».
- Образцовый поселок «Вайсенхофф»
- Вальтер Гроппиус.
- Народный автомобиль.
- 320 Тысяч вкладчиков остались без машины.
- 1930-Х. Вызывали восхищение всех известных дизайнеров, особенно Майера
- 12. Дизайн в сша 50—60-х
- Рассел Райт
- Итальянский дизайн имел 3 основных особенности:
- 15. Cоветский дизайн в послевоенный период
- 16. Неофункционализм. Ульмская школа. Стиль Браун
- 5 Декабря 1968 Ульмская школа закрылась.
- Значение школы:
- Его произведения:
- 18. Kонцептуальные поиски советских дизайнеров 1960—80-X
- Наиболее крупные представители советского дизайна:
- 19. Региональные школы дизайна. Япония. Италия. Скандинавия
- И высокие технологиии.
- Послевоенная Европа была готова к приятию функционального стиля. В нем видели примету нового времени.
- 20. Модернизм в кризисе. Радикальный дизайн и анти-дизайн. Стиль Мемфис.
- Исследователи ведут родословную хай-тек от Хрустального дворца Пакстона, Эйфелевой башни и гиберболоидов Шухова.
- Наиболее крупные представители хай-тек: