15. Cоветский дизайн в послевоенный период
В истории советского дизайна есть ряд вещей-символов, олицетворяющих целые десятилетия с их характерным стилем жизни, уровнем техники, политической обстановкой.
Во время войны это, бесспорно, танк «T–34» и «Kатюша», в 1950-е — телевизор КВН и автомобиль «Победа», в 1960-е — сумка «авоська», приемник «Спидола» и космические корабли.
К ним можно было бы добавить валенки, разноцветные плащи-болонья, папиросы «Казбек» или «Беломор», конфеты «Мишка косолапый». Коробка «Казбека» не меняла своего оформления более полувека.
В 1943 в СССР выпустили легендарный автомобиль «Победа».
В 1945 было воссоздано Строгановское училище в Москве, а в 1948 открыто ленинградское Высшее Художественно-Промышленное
Училище имени Мухиной.
Война стимулировала развитие военной техники, которая в свою очередь влияла на создание «мирной» продукции. Динамичные обтекаемые формы от реактивной авиации пришли в формообразование предметов быта: настольных ламп, телефонных аппаратов и др.
В послевоенные годы были созданы первые дизайнерские бюро широкого профиля, например, Архитектурно-художественное бюро под руководством Соловьева.
Его разработки: проекты троллейбусов, интерьеров и общего вида прогулочного речного теплохода, оборудование кают атомного ледокола «Ленин», проекты трансформирующейся мебели.
В 1946 стал выходить новый легковой автомобиль «М20 Победа» — автор Самойлов.
Это явилось событием в мировом дизайне стиля стримлайн. Аналогичные авто появились в США на 10—12 лет позже.
В 50-е вновь заработал Аэрофлот.
Был разработан его фирменный стиль, интерьерыи оборудование новых
аэропортов в Москве и Ленинграде.
Были построены 1-е реактивные и турбореактивные самолеты «ТУ 104»,а также суда на подводных крыльях: «Метеор», «Комета», «Вихрь», «Буревестник».
Дизайн судов и их интерьеры разработали в горь-ковском Центральном конструкторском бюро
по судам на подводных крыльях.
После Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (1957) наступила оттепель времен Хрущева. Началась другая жизнь, раскрепощался быт, взгляд на эстетику вещей.
В 1962 вышло специальное постановление Совета Министров, согласно которому предписывалось создавать специальные дизайнерские бюро для проектирования
машин и бытовых изделий.
- 1. Возникновение дизайна
- Первые теории дизайна
- 2. Модерн
- Представители:
- Представители:
- Основные черты:
- Философия стиля — «форма определяется функцией».
- 1905—1906 Гг. Был художественным директором «aeg».
- 4. Авангард
- 5. Американский функционализм
- Лозунг функционализма:
- 6. Становление дизайна в предреволюционный период. Абрамцево, Талашкино. «Мир искусства»
- Ярмарки и их экспонаты способствовали развитию дизайна в России.
- 7. Баухауз
- 25 Апреля 1919 в результате объединения Саксонско-Веймарской Высшей школы изобразительных искусств и основанной Анри Ван де Вельде Саксонско-Веймарской школы прикладного искусства.
- Директора Баухаузa:
- 8. Вхутемас-вхутеин
- 9. Мировой экономический кризис 1929. Стиль Арт-Деко
- Поль Пуаре
- Мадлен Вионе
- 10. Советский дизайн 1930-х
- 11. Стилевые направления перед 2-й мировой войной. Функционализм и арт-деко.
- «Франкфуртская кухня».
- Образцовый поселок «Вайсенхофф»
- Вальтер Гроппиус.
- Народный автомобиль.
- 320 Тысяч вкладчиков остались без машины.
- 1930-Х. Вызывали восхищение всех известных дизайнеров, особенно Майера
- 12. Дизайн в сша 50—60-х
- Рассел Райт
- Итальянский дизайн имел 3 основных особенности:
- 15. Cоветский дизайн в послевоенный период
- 16. Неофункционализм. Ульмская школа. Стиль Браун
- 5 Декабря 1968 Ульмская школа закрылась.
- Значение школы:
- Его произведения:
- 18. Kонцептуальные поиски советских дизайнеров 1960—80-X
- Наиболее крупные представители советского дизайна:
- 19. Региональные школы дизайна. Япония. Италия. Скандинавия
- И высокие технологиии.
- Послевоенная Европа была готова к приятию функционального стиля. В нем видели примету нового времени.
- 20. Модернизм в кризисе. Радикальный дизайн и анти-дизайн. Стиль Мемфис.
- Исследователи ведут родословную хай-тек от Хрустального дворца Пакстона, Эйфелевой башни и гиберболоидов Шухова.
- Наиболее крупные представители хай-тек: