20. Модернизм в кризисе. Радикальный дизайн и анти-дизайн. Стиль Мемфис.
Общество 70—80-х — это развитое индустриальное общество, в котором сформировались концепции модернизма.
Существовали разные стили в дизайне,
т.е. наряду с немецкой «хорошей формой» уживались концепции поп-арта, оп-арта и другие стилевые направления в дизайне.
В самом обществе 70—80-х сформировалась сложная социологическая структура, которую невозможно было разделить на средние, высшие и низшие сословия (например, яппи).
Вкус и стиль в различных слоях населения стал настолько многогранен, что это сравняло всех
в отношении к дизайну и искусству, по сравнению, например, с эпохой функционализма.
Благодаря такому множеству эстетических течений в искусстве и дизайне, у потребителя индустриального общества расширился вкус, стала формироваться многогранность восприятия, плюрализм эстетических взглядов.
Существовавшему принципу «хороший дизайн» были противопоставлены новые стилевые течения.
Концепции, оппозиционного «хорошему дизайну», «Радикального дизайна» и «Антидизайна» были схожи.
«Радикальный дизайн» возник еще в конце 60-х как своеобразная реакция протеста на господствующий в мире «хороший дизайн», следовавший лозунгу «Форма следует за функцией».
Возникший одновременно и близкий ему по понятию «Антидизайн» отличался несколько большей экспериментальной направленностью и политизацией.
Родиной обоих направлений считается Италия. Центрами «Радикального дизайна» в Италии были Милан, Флоренция, Турин, где работали различные группы, искавшие альтернативу хорошему дизайну. Основоположником движения считается Этторе Соттсасс.
Конкретные объекты создавались все реже, проектировались утопические миры, перепевались идеи поп-арта и другие направлений авангарда 2-й половины ХХ в.
«Антидизайн» пропагандировал идею создания не элитарнных, а очело-веченных вещей, ориентируясь
на нарочитую банальность, сознательную вульгарность.
Вторая волна «антидизайна» проявилась наиболее ярко в поисках и творчестве группы «Алхимия», а затем группы «Мемфис» в Италии. В группе «Мемфис» идеи антидизайна достигли своего пика.
В 1981 Эторе Соттсас, Андреа Бранзи и Микеле де Лукки организовали группу «Мемфис» как отделение студии «Алхимия»,
а затем отделились от нее.
«Мемфис» строил свои отношения между объектом и потребителем. В отличие от «Алхимии» ориентация была не на манифесты
и проекты-провокации против функционализ-ма, а на массовое производство.
Быстрая смена моды в постиндустриальном обществе стала стимулом для творчества группы, которая ориентировалась на будничную жизнь. Мемфис перенес из баров и кафе 50—60-х в жилой интерьер цветной ламинат, ставший в 80-х метафорой вульгарности, бедности и плохого вкуса.
Мемфис сделал этот материал новым культурным носителем, при этом использовались и традиционные стекло, сталь, алюминий. Из повседневности был позаимствован и декор: вкус панков, китч, комиксы, фильмы.
Все это подавалось кричаще пестро либо
в карамельных тонах наигранно шутливо, образно. При этом утилитарные качества предметов отодвигались на второй план. Многие произведения группы выглядели, как игрушки. Использовались коллажи, созданные
в принципах декоративности и хаоса.
Хаос олицетворял раскрепощенность и мобильность постиндустриального общества.
Мемфис использовал знания в области социологии и маркетинга, учитывал запросы большинства людей, а они были достаточно банальными. Волна ориентированных на продажу изделий переполнила рынок.
Постмодерн перестал категорично делить дизайн на плохой и хороший, на хорошую форму и китч, на высокую культуру и обыденную. Если проводить аналогию между образным языком Мемфиса и языком вербальным, то это не просто живая речь,
а сленг, который может быть вульгарным,
даже неприличным, но всегда исключительно выразительный и точный.
Направление, которое зародилось благодаря Мемфису, стали называть «новый дизайн».
21. Хай-тек — стиль высоких технологий.
Хай-тек в архитектуре раньше всего проявился во Франции, где в 1976 был построен Центр искусств имени Жоржа Помпиду (авторы Ренцо Пьяно и Ричард Роджерс).
В этом сооружении впервые проявилось нарочитое экспонирование и преувеличение технических атрибутов. Вместо храма культуры перед зрителями выросло сооружение, напоминающее док и химкомбинат.
Инженерные сети, конструкции, путепроводы — все это вынесено наружу на фасады здания.
Центр искусств преподносится как некое сложное инженерно-техническое устройство, обеспечивающее общение и потребление информации.
- 1. Возникновение дизайна
- Первые теории дизайна
- 2. Модерн
- Представители:
- Представители:
- Основные черты:
- Философия стиля — «форма определяется функцией».
- 1905—1906 Гг. Был художественным директором «aeg».
- 4. Авангард
- 5. Американский функционализм
- Лозунг функционализма:
- 6. Становление дизайна в предреволюционный период. Абрамцево, Талашкино. «Мир искусства»
- Ярмарки и их экспонаты способствовали развитию дизайна в России.
- 7. Баухауз
- 25 Апреля 1919 в результате объединения Саксонско-Веймарской Высшей школы изобразительных искусств и основанной Анри Ван де Вельде Саксонско-Веймарской школы прикладного искусства.
- Директора Баухаузa:
- 8. Вхутемас-вхутеин
- 9. Мировой экономический кризис 1929. Стиль Арт-Деко
- Поль Пуаре
- Мадлен Вионе
- 10. Советский дизайн 1930-х
- 11. Стилевые направления перед 2-й мировой войной. Функционализм и арт-деко.
- «Франкфуртская кухня».
- Образцовый поселок «Вайсенхофф»
- Вальтер Гроппиус.
- Народный автомобиль.
- 320 Тысяч вкладчиков остались без машины.
- 1930-Х. Вызывали восхищение всех известных дизайнеров, особенно Майера
- 12. Дизайн в сша 50—60-х
- Рассел Райт
- Итальянский дизайн имел 3 основных особенности:
- 15. Cоветский дизайн в послевоенный период
- 16. Неофункционализм. Ульмская школа. Стиль Браун
- 5 Декабря 1968 Ульмская школа закрылась.
- Значение школы:
- Его произведения:
- 18. Kонцептуальные поиски советских дизайнеров 1960—80-X
- Наиболее крупные представители советского дизайна:
- 19. Региональные школы дизайна. Япония. Италия. Скандинавия
- И высокие технологиии.
- Послевоенная Европа была готова к приятию функционального стиля. В нем видели примету нового времени.
- 20. Модернизм в кризисе. Радикальный дизайн и анти-дизайн. Стиль Мемфис.
- Исследователи ведут родословную хай-тек от Хрустального дворца Пакстона, Эйфелевой башни и гиберболоидов Шухова.
- Наиболее крупные представители хай-тек: