logo
Gossy-3td

5. Американский функционализм

Развитие промышленности в Америке началось значительно позже европейской. В отличие от Европы, Америка была богата сырьем, но бедна квалифицированной рабочей силой.

Начавшаяся в 50-е индустриализация коснулась прежде всего тех видов сложных ремесел, где требовался квалифицированный ручной труд.

С 1860 по 1895 гг. промышленное производство выросло в 7 раз и США, обогнав Германию и Францию, вышли на второе место в мире после Англии.

Необремененные вековыми традициями в области художественных стилей, американские художники и архитекторы искали новые формы, созвучные времени и характеру индустриального производства. Начала рождаться новая профессия дизайнера.

Дизайнерский бум начался в США только в конце 20-х и достиг своего первого пика во время проведения Всемирной выставки в Нью-Йорке (1939—1940). Тем не менее, ранний американский функционализм привлекает историков дизайна: в нем видят универсальную модель развития «дизайна для всех».

Наиболее свободным от традиций европейской архитектуры было архитектурное направление, возникшее в 70-х годах в Чикаго и известное

как «Чикагская школа архитектуры».

В Чикагской школе были разработаны новые принципы постройки многоэтажных конторских зданий с использованием легкого и прочного стального каркаса и больших остекленных плоскостей. Такая архи­тектура создавалась в тесном сотрудничестве с инжене­рами и была в первую очередь индустриальным строи­тельством.

Значение школы для истории архитектуры состоит в том что в первые в 19 веке был преодалён разрыв между конструкцией и формой, между инженером и архитектором. Небоскрёб стал наглядным символом превосходства американской экономики.

Основатель школы — Уильям ле Барон Дженни (в прошлом инженер).

Наиболее известным представителем Чикагс-кой школы является архитектор и публицист Луис Салливен (1846—1924). Он один из первых стал проектировать здания с металлическим каркасом в виде облицованных кубов, превратив их полностью в здания машинной эпохи.

Из традиционных архитектурно-оформительских приемов у него можно встретить только орнаменты на нижних и самых верхних этажах.

При минимуме декора гармония достигалась, главным образом, пропорциями основных объемов, ритмом окон, совершенством отделки деталей.

Он внёс огромный вклад в развитие индустриального дизайна (жилые дома, административные здания, мебельные проекты, интерьерные работы, посуда, ткань, обои, керамика, витражи, графический дизайн).

Мебель Райта отличается изысканными пропорциями и подчёркнутой геометрией без каких- либо декоративных элементов.

Чикаго-билдинг — яркий образец архитектуры чикагской школы.

Райт Франк Ллойд американский архитектор, основатель и ведущий мастер школы органической архитектуры.

Известность Райту приносят «Дома Прерий», спроектированные им с 1900 по 1917.

«Дома Прерий» созданы в рамках концепции «органической архитектуры», идеалом которой является целостность и единение с природой.

Райт — человек, изменивший лицо архитектуры.

Фрэнк Ллойд Райт, Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке.

Впервые европейская общественность столкнулась с американскими изделиями и бытовым оборудованием на 1-ой всемирной промышленной выставке в Лондоне в 1851 г. 

Простота, техническая точность и правильность форм поражала наблюдателей.

Отличительная черта американского оборудования — всё соответствует своему назначению и проникнуто духом комфорта, красота достигается не украшением, а одной формой, удобной для человека.

Международная выставка 1878 в Париже.

Видный чувак из Европы отметил красоту линии, которая была достигнута не украшениями, а одной только формой топора, удобной для человеческой руки и сообразной

с движением человеческого тела при пользовании им.

В официальном французском отчете о выставке 1876 года отмечается, что в Америке создан новый стиль, который проявляется во всех формах прикладного искусства.

На примере мебели его отличия в характерном использовании плоских поверхностей при меньшем количестве деталей.

Были среди европейских экспертов, расчитывавших найти в американских экспонатах европейские формы, и прямо противоположные мнения. Полное отсутствие украшений на некоторых предметах для ежедневного потребления показывало в каком печальном состоянии находится американский художественный вкус.

Америка создала свой новый стиль, на пример в мебели его отличительная черта — исполь-зование плоских поверхностей при меньшем количестве деталей.