5. Американский функционализм
Развитие промышленности в Америке началось значительно позже европейской. В отличие от Европы, Америка была богата сырьем, но бедна квалифицированной рабочей силой.
Начавшаяся в 50-е индустриализация коснулась прежде всего тех видов сложных ремесел, где требовался квалифицированный ручной труд.
С 1860 по 1895 гг. промышленное производство выросло в 7 раз и США, обогнав Германию и Францию, вышли на второе место в мире после Англии.
Необремененные вековыми традициями в области художественных стилей, американские художники и архитекторы искали новые формы, созвучные времени и характеру индустриального производства. Начала рождаться новая профессия дизайнера.
Дизайнерский бум начался в США только в конце 20-х и достиг своего первого пика во время проведения Всемирной выставки в Нью-Йорке (1939—1940). Тем не менее, ранний американский функционализм привлекает историков дизайна: в нем видят универсальную модель развития «дизайна для всех».
Наиболее свободным от традиций европейской архитектуры было архитектурное направление, возникшее в 70-х годах в Чикаго и известное
как «Чикагская школа архитектуры».
В Чикагской школе были разработаны новые принципы постройки многоэтажных конторских зданий с использованием легкого и прочного стального каркаса и больших остекленных плоскостей. Такая архитектура создавалась в тесном сотрудничестве с инженерами и была в первую очередь индустриальным строительством.
Значение школы для истории архитектуры состоит в том что в первые в 19 веке был преодалён разрыв между конструкцией и формой, между инженером и архитектором. Небоскрёб стал наглядным символом превосходства американской экономики.
Основатель школы — Уильям ле Барон Дженни (в прошлом инженер).
Наиболее известным представителем Чикагс-кой школы является архитектор и публицист Луис Салливен (1846—1924). Он один из первых стал проектировать здания с металлическим каркасом в виде облицованных кубов, превратив их полностью в здания машинной эпохи.
Из традиционных архитектурно-оформительских приемов у него можно встретить только орнаменты на нижних и самых верхних этажах.
При минимуме декора гармония достигалась, главным образом, пропорциями основных объемов, ритмом окон, совершенством отделки деталей.
Он внёс огромный вклад в развитие индустриального дизайна (жилые дома, административные здания, мебельные проекты, интерьерные работы, посуда, ткань, обои, керамика, витражи, графический дизайн).
Мебель Райта отличается изысканными пропорциями и подчёркнутой геометрией без каких- либо декоративных элементов.
Чикаго-билдинг — яркий образец архитектуры чикагской школы.
Райт Франк Ллойд американский архитектор, основатель и ведущий мастер школы органической архитектуры.
Известность Райту приносят «Дома Прерий», спроектированные им с 1900 по 1917.
«Дома Прерий» созданы в рамках концепции «органической архитектуры», идеалом которой является целостность и единение с природой.
Райт — человек, изменивший лицо архитектуры.
Фрэнк Ллойд Райт, Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке.
Впервые европейская общественность столкнулась с американскими изделиями и бытовым оборудованием на 1-ой всемирной промышленной выставке в Лондоне в 1851 г.
Простота, техническая точность и правильность форм поражала наблюдателей.
Отличительная черта американского оборудования — всё соответствует своему назначению и проникнуто духом комфорта, красота достигается не украшением, а одной формой, удобной для человека.
Международная выставка 1878 в Париже.
Видный чувак из Европы отметил красоту линии, которая была достигнута не украшениями, а одной только формой топора, удобной для человеческой руки и сообразной
с движением человеческого тела при пользовании им.
В официальном французском отчете о выставке 1876 года отмечается, что в Америке создан новый стиль, который проявляется во всех формах прикладного искусства.
На примере мебели его отличия в характерном использовании плоских поверхностей при меньшем количестве деталей.
Были среди европейских экспертов, расчитывавших найти в американских экспонатах европейские формы, и прямо противоположные мнения. Полное отсутствие украшений на некоторых предметах для ежедневного потребления показывало в каком печальном состоянии находится американский художественный вкус.
Америка создала свой новый стиль, на пример в мебели его отличительная черта — исполь-зование плоских поверхностей при меньшем количестве деталей.
- 1. Возникновение дизайна
- Первые теории дизайна
- 2. Модерн
- Представители:
- Представители:
- Основные черты:
- Философия стиля — «форма определяется функцией».
- 1905—1906 Гг. Был художественным директором «aeg».
- 4. Авангард
- 5. Американский функционализм
- Лозунг функционализма:
- 6. Становление дизайна в предреволюционный период. Абрамцево, Талашкино. «Мир искусства»
- Ярмарки и их экспонаты способствовали развитию дизайна в России.
- 7. Баухауз
- 25 Апреля 1919 в результате объединения Саксонско-Веймарской Высшей школы изобразительных искусств и основанной Анри Ван де Вельде Саксонско-Веймарской школы прикладного искусства.
- Директора Баухаузa:
- 8. Вхутемас-вхутеин
- 9. Мировой экономический кризис 1929. Стиль Арт-Деко
- Поль Пуаре
- Мадлен Вионе
- 10. Советский дизайн 1930-х
- 11. Стилевые направления перед 2-й мировой войной. Функционализм и арт-деко.
- «Франкфуртская кухня».
- Образцовый поселок «Вайсенхофф»
- Вальтер Гроппиус.
- Народный автомобиль.
- 320 Тысяч вкладчиков остались без машины.
- 1930-Х. Вызывали восхищение всех известных дизайнеров, особенно Майера
- 12. Дизайн в сша 50—60-х
- Рассел Райт
- Итальянский дизайн имел 3 основных особенности:
- 15. Cоветский дизайн в послевоенный период
- 16. Неофункционализм. Ульмская школа. Стиль Браун
- 5 Декабря 1968 Ульмская школа закрылась.
- Значение школы:
- Его произведения:
- 18. Kонцептуальные поиски советских дизайнеров 1960—80-X
- Наиболее крупные представители советского дизайна:
- 19. Региональные школы дизайна. Япония. Италия. Скандинавия
- И высокие технологиии.
- Послевоенная Европа была готова к приятию функционального стиля. В нем видели примету нового времени.
- 20. Модернизм в кризисе. Радикальный дизайн и анти-дизайн. Стиль Мемфис.
- Исследователи ведут родословную хай-тек от Хрустального дворца Пакстона, Эйфелевой башни и гиберболоидов Шухова.
- Наиболее крупные представители хай-тек: