logo
Gossy-3td

16. Неофункционализм. Ульмская школа. Стиль Браун

Ульмская школа была новой передовой школой для дизайнеров, которая заменила Баухауз после второй мировой войны.

Основана в 1951 году.

Её первым директором стал Макс Билл, получивший дизайнерское образование в Баухаузе.

Он придерживался концепции чистого, функционального дизайна на протяжении тех пяти лет, пока был директором в Ульме.

В течение второй половины 50-х годов эта концепция получила теоретическое обоснование.

Более четверти своего времени в Ульме студенты тратили на изучение эргономики, социологии, экономики и психологии, чтобы затем в профессиональной деятельности уметь применять системный подход к процессу проектирования.

С одной стороны она явилась продолжателем идей Баухауза, с другой — образцом по которому строились другие центры дизайнерского образования в мире.

В пятидесятые, шестидесятые и семидесятые годы, развивая и собственные образовательные программы в Ульмской школе и в Академии изобразительного искусства в Гамбурге, Макс Билл все равно остается апологетом идей, впервые прозвучавших в Баухаусе в двадцатых.

Покинув Баухаус в 1929, Макс Билл очень быстро становится одним из самых востребованных и успешных дизайнеров.

Он начинает работать едва ли не во всех сферах дизайна и изобразительного искусства. Он и график, и живописец, и скульптор, и промышленный дизайнер, и архитектор, и шрифтовик.

Ульмская школа концентрировалась на исследовании сложных предметных комплексов и систем. Здесь создавались проекты комби- нированной мебели и новых бытовых радиоприборов, отличавшихся лаконизмом, простотой форм.

В 1962 был разработан фирменный стиль авиакомпании «Люфтганза», сохранявшийся вплоть до конца 1980-х.

Престиж школы рос, и многие промышленные предприятия начали обращаться к ней

с заказами. Расширилась и сфера приложе- ния дизайна: транспортные системы (оборудование для остановок городского транспорта), автомобильный транспорт, радиоэлектроника.

Изделия рассматривались более как инструменты, услуги, полезные агрегаты, нежели как форма для самовыражения.

Объектом проектирования становилась не вещь сама по себе, но та функция, ради которой вещь замышлялась.

С конца 1960-х собственно дизайнерские проблемы начинали отходить на второй план. Усиливается давление со стороны враждебных школе политических сил. Она казалась слишком радикальной в социальном смысле.