logo
Gossy-3td

5 Декабря 1968 Ульмская школа закрылась.

Стиль Браун

Одним из примеров того, как с помощью дизайна можно было превратить небольшое производство в фирму с мировой известностью, является история немецкой компании «Braun».

Компания была основана в 1921 Максом Вильгельмом Брауном и специализировалась на выпуске кухонных машин и электроприборов.

Фирменным знаком компании стала сама фамилия основателя фирмы. Когда в 1951 фирму возглавили сыновья Макса Брауна — Артур и Эрвин, они начали приглашать для работы над изделиями дизайнеров.

Успех Браунстиля определила ориентация на так называемого «дискриминированного» покупателя, среднеобеспеченного интеллигента, которому претила вульгарная подделка под роскошные вещи.

Изделия фирмы «Браун» были вполне в его вкусе и соответствовали его достатку.

Дитер Рамс — автор оригинальной и последовательной концепции дизайна электробытовых приборов компании «Браун».

Ее владельцы уже в начале 1950-х понимали, что качественный дизайн — важный элемент коммерческой стратегии.

С 1955 с компанией стали сотрудничать сначала Ганс Гугелот, уже преподававший в Ульме,

а затем и Дитер Рамс.

За 30 лет Рамс спроектировал более 500 изделий.

В 1961 он был назначен директором дизайн-бюро, а в 1988 —генеральным уполномоченным компании. Благодаря ему дизайн «Брауна» для многих стран стал образом «хорошего дизайна».

Прежде всего Рамс ввел в радиотехнику более светлую гамму, отказался от тяжеловесных темных ящиков с лакированной поверхностью, накладными металлическими полосками и затянутым тканью репродуктором.

Эффект такой, как будто лист пластика оборачивал- ся вокруг начинки, вставлялись передняя и задняя стенки — и вещь закончена.

Дитер Рамс и его команда реализовали сотни чудесно задуманных и широкодоступных проектов. Многие его находки и решения используются производителями: он расположил ручку фена под углом для просушки волос сзади; он предложил самую распространённую на сегодняшний день конструкцию компактной кофеварки (цилиндр с фильтром и ёмкость для воды вставлены друг в друга); сконструировал самую известную систему полок из алюминия и стали.

В своей работе Дитер Рамс всегда придержи-вался 10 принципов, которые сам и сформулировал.

Послевоенная Германия оказалась разделенной на два государства: Западную и Восточную.

Сказывались последствия войны

и оторванность во время нацизма от ведущих международных дизайнерских организаций.

Лидеры Баухауза эмигрировали, промышленность была в упадке, в стране царили разруха и безработица.

Отсутствие жилья поставило первоочередную задачу: восстановление

и строительство небольших квартир, оснащение их легкой, вариабельной

и многофункциональной мебелью, изготовленной из дешевого материала.

В 1947 был возрожден Веркбунд, а в 1951 был воссоздан Совет по формо-образованию и организован институт Германского министерства хозяйства.

В послевоенной Германии сложились

два направления формообразования: функционализм («Хорошая форма»)

и стримлайн (влияние американского дизайна и американской помощи).

«Хорошая форма» («Gute Form»). Функционализм.

Последователи функционализма придерживались лозунга «Хорошая форма».

Это означало, что хорошим было все, что было эстетически просто и функционально, без излишнего декора. Они наперекор американскому стримлайну хотели возродить довоенный функциональный стиль, лидером которого был Баухауз.

В Дессау на территории ГДР после войны возрождается Баухауз. В 1949 лозунг «Хорошая форма» становится названием выставок известного дизайнера Макса Билла в Базеле

и Ульме. В 1957 он выпускает одноименную книгу, которая несла эту идею в широкие массы.

«Хорошая форма» — это не только эстетическая, но и моральная оценка немецкого дизайна, обозначавшая простоту, дешевизну

и до 1970-х остававшаяся догмой в этой области немецкой культуры.

Стримлайн. Резопал.

Благодаря американской помощи в Германии по плану Маршалла в 1952—1953 начался быстрый экономический подъем.

В Германию пришли органические формы стримлайна. Новый стиль послужил толчком для разработки новых эстетических направлений, новой эстетической ориентации. Жизнь казалась красочной и оптимистичной. Все казалось возможным.

Это было признаком эйфории роста.

В 1950-е в германской мебельной продукции получили широкое распространение цветные узорчатые ламинированные поверхности из резопала — многослойного пластика, выпускаемого фирмой «Резопал».

Новые материалы и яркие цветовые сочетания вошли в дизайн немецкого жилища в формах стримлайна. Стримлайн быстро распростра-нился на все виды потребительских товаров

от зубной щетки до детской коляски.

Новые материалы и яркие цветовые сочетания вошли в дизайн немецкого жилища: броские обои и шторы, кресла для коктейлей, покрытые резопалом тумбочки и мобильная мебель были олицетворением «современного взгляда» потребителей.

Высшая школа формообразования в Ульме

Особое влияние на немецкий дизайн 1950-х—1960-х оказала Ульмская школа дизайна, основанная в 1951 Максом Биллом.

Школа была продолжателем идей Баухауза

и одновременно образцом, по которому строились многие центры дизайнерского образования в мире.

Билл, швейцарец по происхождению, в свое время получил образование в Баухаузе, работал в мастерских Ле Корбюзье и Кандинского.

В своих воззрениях придерживался концепции чистого функционализма. В 1953—1955 строит здание для школы. В 1956 он ее ректор.

На тожественное открытие школы приехал

1-й директор Баухауза В. Гроппиус.

В 1958 школа была закрыта по политическим соображениям реакционно настроенного правительства земли Баден-Вюртемберг.