logo
Gossy-3td

Послевоенная Европа была готова к приятию функционального стиля. В нем видели примету нового времени.

С рационализацией торговли, с расфасовкой товаров связано и по-явление фирмы «Тетра-пак». В 1952 фирма начинает выпуск молоч- ных пакетов в виде тетраэдров вместо привычных молочных бутылок.

В 1990-х повсеместно эта технология начала применяться ко всем видам жидких продуктов. Тетраэдры сменились прямоугольными объемами.

Вещи для всех высокого качества и недорогие — вот этический принцип скандинавского дизайна. Промышленность — лишь средство реализации этого принципа. Отсюда понятен и современный феномен фирмы IKEA.

В 1943 Ингвар Компрад организует специали-зированный магазин, доставляющий товары по почте.

В 1951 был издан первый каталог фирмы, а в 1952

на мебельной выставке товары произвели сенсацию.

От торговли по каталогу IKEA в 1965 переходит

к сети магазинов.

Принцип «Сделай сам» исповедовался с момента основания компании. Его реализация требовала совершенно особого характера мебельного производства. Была разработана предельно рационализированная и стандарти-зованная мебель, которая легко собиралась из модулей даже непрофессионалом.

IKEA заключила ряд договоров с фирмами о поставке серий товаров для жилища: мебели, текстиля, светильников, посуды. Среди дизайнеров, веши которых делаются по заказу IKEA, — Тапио Вирккала, Вико Магистретти, Томас Эриксон (стул на колесиках и Ε-образная полка), Эрик Санделл (шкафы на колесиках, стулья).

Девизы фирмы: «Мы не перевозим воздух» (все товары в плоских упаковках, которые легко штабелировать и перевозить); «Мы не храним на складе» (фактически магазин — это и есть склад, открытый для доступа покупателей, где каждый сам выбирает товар); «Мы делаем прочно» (качество изготовления и качество дизайна — часть престижа фирмы).

Для открытой в России сети магазинов IKEA 15% заказов выполняются на российских предприятиях.

Фактически функционализм — движение двухстороннее. С одной стороны — это подход дизайнера, максимально думающего, заботя- щегося о потребителе. С другой — доверие потребителя к дизайну, согласие с теми моделями образа жизни, которые предлагает дизайнер.