logo
История кино

Шведское кино.

Шведский кинематограф является одним из старейших в Европе (после Франции и Германии). Несмотря на относительно небольшое количество выпускаемых фильмов (Швеция – все-таки маленькая страна), значение их для мирового кинематографа чрезвычайно велико. Шведское кино никогда не подражало ни одному кино в мире, а разрабатывало собственный путь, черпая идеи из национальной литературы.

ШЕСТРЕМ (Sjostrom) Виктор Давид (1879-1960), шведский киноактер, режиссер. Пионер шведского и один из крупнейших мастеров мирового кино. Еще младенцем разорившиеся родители увезли его в США, куда они отправились на заработки. Вернулся в Швецию в семилетнем возрасте на попечение тети и дяди после смерти матери и вторичной женитьбы отца. Дядя Шестрема, актер стокгольмского театра, сильно повлиял на личность мальчика, ставшего мечтать об актерской карьере, которую смог начать уже в 1896. Через два года был режиссером Шведского театра в Хельсинки. В первые годы 20 века много разъезжал по Скандинавии и России в составе театральной труппы, играя в спектаклях из мировой классики. В 1912—1913 был актером в фильмах М. Стиллера и сам начал режиссерскую деятельность. Удачами Шестрема стали ленты «Ингеборг Хольм» (1913), «Терье Виген» (1916, по поэме Г. Ибсена) и особенно «Горный Эйвинд и его жена» (1917, по старинной легенде), уже в которых ярко проявились черты всего творчества режиссера — выразительный, поэтичный и строгий стиль, любовь к ярким характерам (сам Шестрем играл главные роли в большинстве картин этого периода), пристрастие к трагедийной пластике. Экранизировал несколько романов С. Лагерлеф, таких как «Девушка с Болотного хутора» (1917); «Сыновья Ингмара» (1918); «Карин, дочь Ингмара» (1919); «Возница» (1920), затем сделал ряд картин по сценариям писателя Я. Бергмана «Завещание его превосходительства» (1919); «Мастер» (1920); «Кто судит?» (1921); «Огонь на борту» (1923), которые заинтересовали Голливуд, предложивший Шестрему контракт. В Америке под фамилией Систром снял несколько экранизаций классической и современной европейской литературы, таких как «Тот, кто получает пощечины», по Л. Андрееву (1924); «Признания королевы», по «Королям в изгнании» А. Доде (1925); «Алая буква», по Н. Хоторну (1926) и, наконец, снял по оригинальному сценарию подлинный шедевр мирового кино — «Ветер» (1928) с Лиллиан Гиш в главной роли. Все эти фильмы в американском прокате провалились. Шестрем вернулся в Швецию и возобновил сотрудничество с Я. Бергманом, сняв фильм «Маркуреллы из Вадчепинга» (1930), однако столкнулся с неразрешимой для него проблемой — он как режиссер не смог привыкнуть к появлению в кинематографе звука. Откликнувшись на предложение английских продюсеров, снимает в Великобритании фильм «плаща и шпаги» из французской истории «Под красной мантией» (1936), но это его последняя режиссерская работа. До самой смерти Шестрем работал только как актер кино и театра. С 1943 по 1949 был художественным руководителем крупнейшей стокгольмской студии «Свенск фильминдустри». Под его руководством первые шаги в кино делал Ингмар Бергман, на которого, по его собственному признанию, оказали громадное влияние немые шедевры Шестрема. Как актер он снялся в двух картинах Бергмана: «К радости» (1949) и «Земляничная поляна» (1957) — последняя снова заставила весь мир вспомнить о великом мастере совсем незадолго до его смерти.

СТИЛЛЕР (Stiller) Мориц (1883 — 1928), шведский режиссер, актер, сценарист. Настоящее имя — Моше. Родился в Хельсинки в семье русско-польских евреев, в четыре года осиротел, воспитывался посторонними людьми. С 16 лет играл в театре. В 1901, уклоняясь от призыва в русскую армию, бежал в Швецию с фальшивым паспортом. До 1911 — актер и режиссер в театре. В 1912 дебютирует в кино, исполняя роли в фильмах, поставленных по собственным сценариям, например, «Мать и дочь», «Черные маски», «Вампир». Здесь и в последующих работах испытывает влияние датского кино. Завоевывая репутацию одного из лучших режиссеров шведского кино, которое приобретает международный авторитет своей самобытностью (интерес к психологии и сложным вопросам бытия, особая романтическая стилистика, эпический ритм и атмосфера), Стиллер долгое время снимает легкие, остроумные и несколько фривольные комедии, такие как «Современная суфражистка» (1913); «Его брачная ночь», 1915; «Любовь и журналистика» (1916); «Лучший фильм Томаса Гроля» (1917); «Лучший ребенок Томаса Гроля» (1918); «Эротикон» (1920). Однако его лучшими работами становятся экранизации произведений скандинавской литературы «Песнь о багрово-красном цветке» (1918, по Е. Линнанкоски), «Деньги господина Арне» (по С. Лагерлеф, 1919) и «Юхан» (по Ю. Ахо, 1920). Здесь точность и глубина характеристик героев, ассоциативность изображения, драматическое использование пейзажа и эпичность манеры Стиллера соединяются в неповторимую стилистику «шведской школы кинематографа». В более поздних картинах «Сага о Гуннаре Хеде» (1922) и «Сага о Йесте Берлинге» (1924) пытается повторить успех «Денег господина Арне». Уезжает в США вместе со звездой последней картины Г. Гарбо, которую он воспитал из ученицы школы при Королевском драматическом театре. В результате разногласий с главой МГМ Л. Майером был отстранен от работы с Гарбо. Среди фильмов, поставленных Стиллером в США, «Отель Империал» (1927); «Женщина под судом» (1927) и лента «Улица греха» (1928), из-за споров с продюсерами законченная Джозефом Штернбергом. Вернувшись в Швецию, Стиллер поставил на сцене мюзикл «Бродвей» и умер через несколько месяцев после премьеры.

МУЛАНДЕР (Molander) Густав (1888 — 1973), шведский режиссер. Учился в школе при Королевском драматическом театре в Стокгольме, играл в театрах Хельсинки (1909—1911) и Стокгольма (1913—1926). Начал свою работу в кино в качестве сценариста фильмов В. Шестрема и М. Стиллера. Дебютировал как режиссер в 1919 лентой «Король лавочников». Картины «Наследство Ингмара» (1925) и «На Восток» (1926) завершили начатую В. Шестремом тетралогию «Иерусалим» по роману С. Лагерлеф. Фильм «Одна ночь» (1931), в котором ощущается влияние Эйзенштейна, рассказывал о революционных событиях в Финляндии. Благодаря Муландеру проявился талант актрисы Ингрид Бергман, снявшейся в его мелодрамах «Сведенхельмы» (1935), «На солнечной стороне» (1936), «Интермеццо» (1936), «Лицо женщины» (1938), «Единственная ночь» (1939), в которых она сыграла тонко чувствующих, интеллектуальных девушек, остро переживающих пустоту и бездуховность окружающего мира. Бергман также снялась в последней работе Муландера — новелле «Ожерелье» в фильме «Стимуляторы» (1967). В годы Второй мировой войны ставил фильмы антифашистской, антитоталитаристской направленности: «Скачи сегодня ночью» (1942), «Возгорится пламя» (1943), «Невидимая стена» (1944). Экранизировал пьесу К. Мунка «Слово» (1943), снятую впоследствии К. Дрейером. В отличие от Дрейера, концентрирующегося на религиозных мотивах пьесы, Муландер находит в материале определенную политическую аллегорию. Творческий путь режиссера своеобразно символизирует преемственность и непрерывность традиций в шведском кино. Он начинал как автор сценариев знаменитых немых лент «Терье Виген» (1916) Шестрема и «Деньги господина Арне» (1919) М. Стиллера. А в конце 40-х ставил фильмы по сценариям молодого Ингмара Бергмана — «Женщина без лица» (1947), «Ева» (1948), «Разведенный» (1951). Муландер также снял новые варианты классических шведских картин немого периода — «Деньги господина Арне» (1954) и «Песнь о багрово-красном цветке» (1956).

ШЕБЕРГ (Sjoberg) Альф (1903 — 1980), шведский режиссер. Окончив школу при Королевском драматическом театре, с 1925 выступает в качестве актера, с 1927 — режиссер. Его дебют в кино в фильме «Сильнейший» (1929) сделан под влиянием С. Эйзенштейна. С появлением звука и ослаблением шведского кино возвращается в театр (с 1930 — директор Королевского драматического театра в Стокгольме). В годы второй мировой войны, возрождая интерес к национальному фольклору и традиции шведской философской драмы, поставил антифашистский фильм «Ставка-жизнь» (1939), фантастическую аллегорию «Божественная игра» (1942) и программную работу «Травля» (1944, по сценарию И. Бергмана), где бунт молодых против отцов и их морали олицетворял протест против насилия и тоталитаризма. Послевоенные ленты Шеберга неравноценны. Лучшие сделаны на основе известных литературных первоисточников, например, «Просто мать», (1949, по И. Лу-Юхансону); «Фрекен Юлия» (1951, по А. Стриндбергу); «Варавва» (1952, по П. Лагерквисту); «Карин Монсдоттер» (1953, по А. Стриндбергу). Персонажи Шеберга мечутся между верой и сомнением, тьмой и светом, их жизнь — повторяющийся порочный круг, но даже в этих условиях они сохраняют человечность. Самая известная картина режиссера «Фрекен Юлия» разделила главный приз МКФ в Канне и в наибольшей степени характеризует новаторские поиски Шеберга: смелые эксперименты с пространством и временем, выразительность ракурсов, композиции кадра и монтажных решений, оригинальное использование пейзажа. Мастер работы с актерами, Шеберг добился одного из лучших в истории кино исполнения главной роли актрисой Анитой Бьорк. Последние фильмы режиссера, где преобладает социальная тематика, например, «Судья» (1960); пацифистский фильм «Остров» (1965); драма «Отец» (1969, по А. Стриндбергу) поставлены в трудное для шведского кино время нового кризиса и уступают его лентам прежних лет.

Актеры:

Бергман Ингрид (Ingrid Bergman) (1915 — 1982), шведская актриса театра и кино, звезда Голливуда 1940-1950-х годов. Актерскому мастерству Ингрид училась в школе при Драматическом театре в Стокгольме. Свою кинокарьеру она начала на студии «Свенск-фильм» в массовке, но быстро выдвинулась на ведущие роли и получила известность в ролях романтических девушек из буржуазных семей в фильмах режиссера Густава Муландера. Мелодрама «Интермеццо» (1936) о любви скромной учительницы музыки Аниты Гофман (Ингрид Бергман) к знаменитому скрипачу получила известность и за пределами Швеции. Эта картина так понравилась в Голливуде, что продюсер Девид Селзник решил заново снять ее на своей студии «МГМ» и пригласил Бергман вновь сыграть роль Аниты Гофман. Фильм «Интермеццо, история одной любви» (1939) имел успех в американском прокате, и шведская актриса закрепилась в Голливуде. Ингрид Бергман отличалась располагающей внешностью и удивительным человеческим обаянием. Ее крупное лицо с мягким взглядом больших голубых глаз, с чувственными пухлыми губами казалось излучало доброжелательность и невинность. В Голливуде за ней прочно утвердилось амплуа добродетельной героини, и она стала любимицей американского зрителя. В 1942 году Бергман снялась в мелодраме Майкла Кертица «Касабланка». Как оказалось, этот фильм обессмертил ее имя. В «Касабланке» партнером Бергман был Хамфри Богарт, и этот дуэт стал легендой мирового кинематографа. В фильме удачно соединилась схема любовного треугольника с темой антифашистской борьбы. Героиня Бергман — Ильза Ласло ради спасения мужа-подпольщика отказывается от любви американца Рика Блейна (Хамфри Богарт), который тайно покровительствовал беженцами из фашистских стран. Но лавры перворазрядной звезды Голливуда принес Бергман триллер Джорджа Кьюкора «Газовый свет» (1944). Ее героиня Пола оказалось под властью своего мужа-преступника и становилась орудием его коварных замыслов. В этом образе актриса сумела отобразить всю гамму человеческих чувств — радость, растерянность, смятение, унижение, страх, отчаяние, оцепенение, прозрение, презрение и ярость, которая освобождает ее от губительной зависимости. Эта роль была заслуженно отмечена призом «Оскар». Во второй половине 1940-х годов Бергман стала постоянной актрисой Альфреда Хичкока, который снял ее в фильмах «Завороженный» (1945), «Дурная слава» (1946) и «Под знаком Козерога» (1949). Знаменитый режиссер охотно пользовался обаянием Бергман, зная, что зритель с особым волнением будет следить за событиями на экране, если опасность будет угрожать столь притягательной блондинке. В «Завороженном» актриса сыграла роль врача-психиатра, которая обнаруживает, что ее начальник — такой же больной, как и ее пациенты. Наиболее удачной была роль актрисы в «Дурной славе», где она сыграла роль дочери нацистского шпиона, вынужденной расплачиваться за грехи отца. Чтобы доказать свою лояльность любимому, она выходит замуж за жуткого злодея и помогает раскрыть «урановый заговор». Но достигнув вершины славы и материального благополучия, Бергман не чувствовала себя удовлетворенной в творческом плане. Она вовсе не хотела замыкаться в амплуа романтической героини, пыталась разнообразить и рисунок роли, и манеру игры. Актриса даже бралась за роли проституток («Доктор Джекил и мистер Хайд», 1941; «Саратогская железная дорога», 1946). Сама актриса своей лучшей работой в Голливуде считала роль монахини Бенедикт в музыкальной комедии «Колокола церкви святой Марии» (1945), в которой ее героиня боксировала в монашеском одеянии. Жизнь голливудской звезды перевернул итальянский неореализм. Простые и безыскусные ленты итальянских режиссеров второй половины 1940-х годов, особенно Роберто Росселини, стали для Бергман глотком свежего воздуха. В 1949 году она сама обратилась к Росселини с предложением о совместной работе. Тот охотно откликнулся на просьбу мировой знаменитости и предложил роль в своем фильме «Стромболи, земля Божья» (1950) — о маленьком острове в Средиземном море, куда после окончания войны солдат Антонио привез из концлагеря латышку Карин. Но, вырвавшись из одного заключения, она попадает в другое. Карин пыталась вырваться на волю, бунтовала, теряла веру в себя, и только ответственность за жизнь будущего ребенка удерживала ее от самоубийства. Фильм имел успех, и Ингрид была счастлива, тем более что творческое содружество с Роберто Росселлини переросло в любовное чувство. Вскоре после окончания съемок «Стромболи» Бергман родила от Росселлини сына Роберто. Разразился вселенский скандал, ведь Ингрид еще была замужем за первым мужем Петером Линдстремом. Возмущению пуританской Америки не было предела, поведение актрисы обсуждалось даже в конгрессе. Бергман не стала возвращаться в Голливуд, развелась с мужем и вскоре родила Росселини близнецов — Изотту-Ингрид и Изабеллу. В начале 1950-х годов Росселлини и Бергман активно работают вместе, результатом их содружества стали фильмы «Европа-51» (1952), «Мы, женщины» (1953), «Путешествие в Италию» (1954), «Страх» (1954). Но эти картины не имели большого успеха. Время неореализма уже проходило, притупился интерес публики к скандальной паре Бергман-Росселлини, а главное возвышенный, романтический типаж Бергман входил в противоречие с приземленной режиссерской манерой Роберто Росселлини. В союзе двух творческих людей наметились трещины. В поисках актерской самореализации Бергман обратилась к театру. В 1954 году Росселлини поставил для нее ораторию Онеггера «Жанна д'Арк на костре». С этим спектаклем супруги объехали всю Европу, но их брак уже исчерпал себя. Вскоре Росселини уехал в Индию снимать документальный фильм, а Ингрид все больше занималась театром. Высокая, стройная, с выразительными чертами лица, с громким голосом, Бергман была востребована английскими театрами и в дальнейшем обосновалась в Лондоне. Понимая, что одно имя Бергман способно привлечь в кинотеатры миллионы зрителей голливудские продюсеры предпринимают попытки возобновить с ней сотрудничество. В 1956 году состоялось примирение, и Бергман сыграла в Голливуде роль великой княжны Анастасии Николаевны — якобы спасшейся от расстрела дочери последнего русского царя («Анастасия», 1956). Возвращение Бергман на американские экраны было триумфальным — за роль Анастасии она получила второй приз «Оскар». Но в Голливуде она не осталась, а вернулась в Европу. В значительной степени это решение было связано с театральными проектами Ингрид, но, кроме того, с тем, что Голливуд в принципе соорентирован на молодых сексапильных актрис, а Бергман уже было за сорок лет. В том же 1956 году она снялась во Франции в фильме Жана Ренуара «Елена и мужчины». В 1958 году из Индии вернулся Роберто Росселини, но не один, а с молодой индианкой Сонали. Ингрид согласилась на развод и вскоре вновь вышла замуж за театрального продюсера Ларса Шмидта. Он взял на себя антрепренерские хлопоты: искал для жены пьесы, режиссеров, театральные площадки. Бергман смогла сосредоточиться на творчестве и в результате почти каждый год в течение двадцати лет появлялись успешные спектакли с ее участием. Некоторые из них были отсняты на телевидении: «Поворот винта» (1959), «Двадцать четыре часа из жизни женщины» (1961), «Гедда Габлер» (1963), «Человеческий голос» (1967). В 1960-1970-х годах Бергман редко снималась в кино, выбирая только наиболее интересные предложения. Популярностью в Америке пользовалась комедия «Цветок кактуса» (1969), в которой актриса блестяще сыграла роль старой девы, сумевшей женить на себе своего шефа. А роль няни-шведки Греты Ольсон в детективе «Убийство в Восточном экспрессе» (1974) принесла ей третьего «Оскара», на этот раз за второплановую роль. Самой значительной работой последних лет ее жизни стала роль пианистки Шарлотты Андергаст в фильме ее прославленного соотечественника и однофамильца Ингмара Бергмана «Осенняя соната» (1978). Шарлотта добилась успехов на музыкальном поприще, но во время короткого пребывания в доме своих троих дочерей обнаруживает пропасть отчуждения от самых близких людей. Последние семь лет жизни Ингрид Бергман мучил рак груди. Она перенесла три операции, но полностью оправиться от болезни так и не смогла. При малейшей возможности она стремилась выйти на сцену, а в последний год жизни снялась в телефильме «Женщина по имени Голда» (1982), где сыграла роль Голды Меир. Великая актриса скончалась в день своего 67-летия.

Хансон (Hanson) Ларс (1886 — 1965), шведский актер. На сцене с 1910. С 1922 в Драматическом театре (Стокгольм). В кино с 1915 года. Первая роль в фильме «Dagger». Снимался в фильмах: «Сага о Йесте Берлинге», «Девушка с торфяного болота», «Песнь о багрово-красном цветке». Всего сыграл в кино 34 роли.

Бьернстранд (Bjornstrand) Гуннар (1909 — 1986), шведский актер театра и кино. Образование получил в актерской школе Королевского театра «Драматен» в Стокгольме, на сцене которого и играл более 40 лет. Дебютировав в кино в 1931, на протяжении полувека исполнил более ста ролей. Ключом к общенациональной известности явилось для Бьернстранда долголетнее сотрудничество с режиссером И. Бергманом, начавшееся на съемках фильма «Травля» (1944), снятого классиком шведского кино А. Шебергом по первому сценарию, созданному Бергманом-сценаристом; в нем актер исполнил эпизодическую роль молодого школьного учителя. В дальнейшем Бьернстранд снялся в 19 фильмах Бергмана. Актерский диапазон его чрезвычайно многообразен: от комических, например, роль консула в фильме «Женские грезы» (1955), роль Фредрика Эгермана в «Улыбках летней ночи» (1955) до углубленно-драматических, например, роль Эвальда в «Земляничной поляне» (1957); Ханс Винкельман в «Ритуале» (1968) образов. Современникам запомнилось точное, уверенное изображение убежденного материалиста Йонса — антипода мечтательного Рыцаря в философской притче «Седьмая печать» (1956). Позднее, однако, на долю Бьернстранда чаще выпадали роли антигероев: советника медицины Вергеруса в фильме «Лицо» (1958), полковника Якоби в антивоенной ленте «Стыд» (1968). Подлинной трагедийностью отмечено исполнение актером ролей стареющего писателя в фильме «Как в зеркале» (1960) и утратившего веру в непогрешимость божественного промысла пастора в фильме «Причастие» (1962). На склоне лет, уже тяжело больной, Бьернстранд мастерски сыграл роль театрального актера-эксцентрика в масштабной семейной саге И. Бергмана «Фанни и Александр» (1982). Снимался также в картинах В. Шемана, например «Постель для брата и сестры, 1782» (1965), Я. Труэля в фильме «Вот твоя жизнь» (1966) и других шведских режиссеров.