Французское кино.
Французский кинематограф никогда не упускал пальму первенства, начиная со времени своего создания и заканчивая нашими днями. Конечно, по объему выпускаемой кинопродукции ему никогда не сравниться с Голливудом, но зато он всегда был выше по качеству, художественному уровню и новаторским разработкам.
ФЕЙАД Луи (1873 — 1925), французский кинорежиссер. Один из пионеров мирового кино. Родился в городе Люнель в семье виноторговца. Учился в католической семинарии, служил в кавалерии, работал репортером, был актером-любителем. Перебравшись в 1906 в Париж и начав работать в кино, стал художественным руководителем фирмы «Гомон». Его деятельность пришлась на период становления кинематографа как искусства. Им была написана почти тысяча сценариев, поставлено около 800 фильмов, он являлся художественным руководителем бесчисленного количества картин, выпускаемых фирмой «Гомон». И все это наследие Фейада, как и большинство фильмов, снятых в первое десятилетие 19 века, было забыто. Но о Фейаде вспомнили довольно рано. Уже в 40-е годы, после ретроспективы его фильмов во французской синематике, с огромным успехом возродились такие его ленты, как «Фантомас», «Вампиры», «Жюдекс» и др. Приключения неуловимого преступника Фантомаса, вершителя правосудия Жюдекса, постоянный ореол тайны, окружающий главных героев, привлекали в кинотеатры массы зрителей. Эти фильмы послужили основой принципа многосерийности, использованного позже в телесериалах. Кинематографические приемы, впервые примененные Фейадом, получили в кино свое дальнейшее развитие. Режиссер стоял у истоков таких жанров как мелодрама, приключенческий жанр, исторический боевик, авантюрный сериал, изобретение которых впоследствии приписывалось американцам.
КОЛЬ (Cohl) Эмиль (1875 — 1938), французский режиссер, художник. Настоящия фамилия — Курте. Создатель первых графических мультфильмов. Его, как и другого мастера, стоявшего у самых истоков искусства мультипликации, Винзора Мак-Кея (1869—1934) называли «примитивистом». Эмиль Коль был великолепным карикатуристом, вместе с другими художниками, как и он, помещавшими свои рисунки в журнале «Черная кошка», входил в «Клуб Гидропатов». Его предельно лаконичные рисунки были полны движения и так и просили оживить их на экране. С другой стороны, Коль занимался фотографией, работал в качестве фотографа на киностудии Gaumont, там же с 1907 был сценаристом и режиссером. Фильм Дж. С. Блэктона «Отель, населенный призраками» (1907), где действовали одушевленные предметы, подсказал ему идею новой техники: Коль придумал делать для каждой фазы движения отдельный рисунок и нашел подходящие технические средства. Два его открытия — отдельный рисунок для каждой фазы движения и съемки камерой, укрепленной вертикально, и сегодня остаются основными принципами работы в рисованной мультипликации. К сожалению, Коль не знал об американском изобретении — целлулоиде и делал свои рисунки карандашом на бумаге. Таким образом, у него не было возможности ни делать постоянный фон, ни рисовать лишь отдельные изменяющиеся детали. Тем не менее, поскольку Коль обладал выдающейся работоспособностью, он оставил нам огромное количество фильмов. Среди них такие фильмы, как «Фантасмагория», «Кошмар марионетки», «Драма у марионеток», «Ожившие спички» (1908), «Превращения», «Бегающая лампа», «Веселые микробы» (1909), «Двенадцать подвигов Геракла», «Маленький Фауст», «Художник неоимпрессионист» (1910), «Приключения клочка бумаги», «Месть духов» (1911), «Ожившие игрушки» (1912). C1913 Эмиль Коль работал в США; в 1917—1918, вернувшись во Францию, создал серию из пяти фильмов, которая называлась «Приключения никелированных ног». Полная фильмография включает в себя более трехсот фильмов, но больше половины из них сегодня безвозвратно утрачены. Конец жизни Эмиля Коля был печальным. После окончания Первой мировой войны вкусы публики изменились, и успех покинул его. Эмиль Коль доживал свои дни в приюте для бедных. В январе 1938 он стал жертвой несчастного случая.
ФЕЙДЕР (Feyder) Жак (1888 — 1948), французский режиссер бельгийского происхождения. В Париже с 1911. Выступал в небольших ролях на сцене и в кино, с 1914 ассистент режиссера Г. Равеля, через два года начал ставить самостоятельно. После Первой мировой войны становится одной из ключевых фигур французского кино, сочетая новаторские поиски кинематографических средств выражения (композиция кадра, ракурс, освещение, монтаж, ритм и использование метафор) с доступностью для широкой публики. Успех постановочного фильма «Атлантида» (1921, по роману П. Бенуа) позволял Фейдеру диктовать условия и выбирать материал. «Кренкебиль» (1923, по А. Франсу) отличался остротой анализа социальных противоречий, глубиной проникновения в психологию героев, своеобразием киноязыка и симпатией к слабым и обездоленным. Ряд своих картин Фейдеру приходилось снимать за рубежом, например, «Детские лица» (1925, Швейцария); «Образ» (1925, Австрия); «Тереза Ракен» (1928, Германия), но он оставался верен своим пристрастиям, стремясь к реализму характеров, правде человеческих отношений и образной деформации изображения, позволяющей выражать авторское видение. Наиболее зрелое произведение Фейдера в 20-е годы, политическая комедия «Новые господа» (1928), подверглась цензурному запрету. Проведя несколько лет в США, Фейдер вернулся во Францию. Его фильмы «Большая игра» (1934) и «Пансион Мимоза» (1935), характеризующиеся глубоким проникновением в психологию героев, ощущением бессилия перед лицом безжалостного рока и погружением в романтическую атмосферу, оказали решающее влияние на творчество М. Карне, Ж. Дювивье и других мастеров кино Франции конца 30-х годов. В исторической стилизации «Героическая кермесса» (1935, премия МКФ в Венеции) Фейдер показывает 16 век через призму пародийно осмысленного искусства той эпохи, осмеивая трусость и фанфаронство молодой буржуазии и проводя неприглядные параллели с современностью. Споры вокруг картины заставляют его снимать за границей фильм «Рыцарь без доспехов» (Великобритания, 1937). В годы Второй мировой войны Фейдер вынужден бежать в Швейцарию. В 1946 осуществляет художественное руководство постановкой фильма «Макадам».
РЕНУАР (Renoir) Жан (1894-1979), франц. кинорежиссер. Второй сын художника-импрессиониста Огюста Ренуара. Участник первой мировой войны (пехота, авиация). Затем занимался керамикой, но интерес к кино и желание видеть на экране свою жену (бывшую натурщицу Огюста Ренуара) привели к созданию (на деньги отца) собственной кинокомпании. Написал сценарий фильма «Безрадостная жизнь» (1924) с К. Хесслинг в главной роли. Тем же летом снял «авангардистскую», по мнению некоторых критиков, ленту «Дочь воды», слабость сюжета и мелодраматизм которой искупались поэтически снятыми пейзажами и интересно решенными сценами сна героини (многократная экспозиция и рапид). Следующая картина «Нана» (по Э. Золя, 1926) предоставила К. Хесслинг многообещающую главную роль, но ее исполнение разочаровало зрителей и критиков, а попытка режиссера импрессионистски представить среду действия обернулась огромными затратами, но не помешала проводить неутешительные параллели с первоисточником. Ренуару удалось найти деньги на очередной эксперимент с К. Хесслинг («Канкан», 1927), но даже скандал из-за элементов эротики не сделал фильм событием в искусстве. А поэтичная экранизация сказки Г. Х. Андерсена «Маленькая продавщица спичек» (1928) пользовалась признанием благодаря фантастической атмосфере, созданной с помощью монтажа и экспрессивного освещения. Последующие немые картины Ренуара были проходными работами, если не считать появления в одной из них (водевиль «Лодырь») актера М. Симона. В отличие от многих, Ренуар приветствовал звук и попытался доказать свою способность создавать коммерчески привлекательные вещи. Звуковая комедия-фарс «Ребенку дают слабительное» (1931) эту задачу выполнила. Новый этап в творчестве Ж. Ренуара открывается фильмом «Сука» (1931) — драмой из жизни обитателей Монмартра и людей дна, где жизненная достоверность не мешает почувствовать аллегоричность сюжета и воздействие «руки судьбы», неумолимо управляющей героями. Картины 1931—1935, при всем жанровом разнообразии, такие как «Будю, спасенный из воды» (1932); «Мадам Бовари» (по Г. Флоберу), и «Тони» (1934), объединяются непривычным соединением поэтичности видения и — конкретности в изображении вещественного мира, любви к бытовым деталям, свободной и естественной игрой актеров, а также использованием оптики, позволяющей исполнителям передвигаться в кадре без изменения точки съемки (что создавало эффект «репортажности»). Сближение с движением Народного Фронта, предопределенное симпатией Ренуара к обыкновенным людям (она заявила о себе еще в «Тони» об итальянцах-эмигрантах, а также фильмом «Преступление г-на Ланжа» о противостоянии рабочих и хозяина, (1935) вылилось в работу над агитационным киноплакатом «Жизнь принадлежит нам» (1936) и в сильно переработанную версию «На дне» (1936) по мотивам пьесы М. Горького. Левые идеи и вера в силу простых людей, которые берут судьбы народов в свои руки, выражены и в лучшей работе режиссера — философской драме «Великая иллюзия» (1937). Именно здесь достигает апогея искусство Ренуара — психолога и реалиста, добивающегося непривычной полноты и глубины актерского исполнения, а также и ощущения неразрывной связи отдельных человеческих судеб и исторического процесса. Пафос народного единства и победы над враждебными массам верхами характерен и для исторической драмы «Марсельеза» (1938), реконструирующей события французской революции. Приближение войны и поражение Народного Фронта откликаются в творчестве Ренуара пессимизмом «Человека-зверя» (1938, по Э. Золя) и «Правил игры» (1939) — психологической драмы с элементами гротеска и фарса, раскрывающей моральное растление и пустоту аристократических кругов. В годы войны Ренуар снимает в США. Его картины 50-х годов словно развивают мотив незаконченной ленты «Загородная прогулка» (снималась в 1936, показана в 1946). «Река» (1951), «Золотая карета» (1953), «Французский канкан» (1954), «Завтрак на траве» (1959) исполнены пластического изящества, упоения красотой природы и бытия, ностальгическим возвращением к «прекрасной эпохе» конца 19 — начала 20 веков. С 1960 преподавал режиссуру в университете в Беркли (США). На оскаровской церемонии в 1975 награжден почетной премией за совокупное творчество.
ДЮВИВЬЕ (Duvivier) Жюльен (1896-1967), французский кинорежиссер. Представитель «поэтического реализма» в кино. Фильмы: «Пепе ле Моко» (1936), «Бальная записная книжка» (1937), «Большой вальс» (1938), «Мари-Октябрь» (1959), «Дьявол и десять заповедей» (1962), «Дьявольски ваш» (1967) и др. Один из самых профессиональных режиссеров Франции, автор семи десятков картин, Дювивье учился в школе иезуитов и Лилльском университете, который бросил ради карьеры провинциального актера. Перебравшись в Париж, стал ассистентом знаменитого режиссера-новатора Андре Антуана, который и рекомендовал ему попробовать силы в кино. С 1918 ассистент режиссера у Л. Фейада и М. Л'Эрбье. В 1919 поставил свой первый фильм «Гасельдама». В 20-е годы снял ряд коммерческих лент, на фоне которых выделялись экранизация ренаровского «Рыжика» (1925) и мелодрама «Человек с «Испано»» (1926). В 30-е годы становится одним из ведущих мастеров французского кино, примыкая к так называемому «поэтическому реализму»*. Трагическая судьба персонажей, бросивших вызов или просто избегающих мира торжествующей пошлости и банальности, составляет содержание главных работ Дювивье — «Знамя» (1935), «Пепе ле Моко» (1937), «Бальная записная книжка» (1937), «Конец дня» (1939). Великолепная актерская игра (у Дювивье в 30-е годы снимались Ж. Габен, Фернандель, Л. Жуве, В. Франсен, М. Симон, Ф. Розе), новые способы драматической организации сюжета (фильм, состоящий из серии новелл, связанных общим персонажем и его судьбой), кинематографичность стилистики (особенно интересны использование деталей и ритмический монтаж звука и изображения) давали основания считать Дювивье конкурентом М. Карне и Ж. Фейдера, Р. Клера и Ж. Ренуара. Отдавая дань эпохе Народного Фронта, режиссер воспевает коллективизм в фильме «Славная компания» (1936). А перед самой войной ставит в Голливуде «Большой вальс» (1938) — кинобиографию И. Штрауса, которая осталась в истории кино благодаря режиссерской драматургии музыки и движения, отточенному монтажу, сочным деталям и культуре актерского исполнения (М. Корьюс, Ф. Граве). В годы войны работал в Голливуде, наиболее удачна картина «Сказки Манхэттена» (1942). Вернувшись в Европу, снимал детективы, такие как «Паника» (1946), экранизации классики, например, «Анна Каренина» (1948); «Накипь», 1957)), комедии («Мирок дона Камилло», 1952; «Марианна моей юности», 1955). Среди лучших лент Дювивье последнего периода — психологическая драма на материале движения Сопротивления «Мари-Октябрь» (1959) и сборник новелл «Дьявол и десять заповедей» (1962).
КЛЕР (Clair) Рене (1898-1981), французский кинорежиссер и сценарист. Ф.: "Под крышами Парижа" (1930), "Последний миллиардер" (1934), "Большие маневры" (1955), "Порт де Лила" (1957; в сов. прокате "На окраине Парижа"), "Все золото мира" (1961) и др. Сын торговца мылом, с раннего детства увлекался театром, писал стихи, выступал с критическими статьями, снимался в фильмах Л. Фейада и Я. А. Протазанова. В 1923 поставил по собственному сценарию фантастическую комедию «Париж уснул». Оригинальный замысел позволил сочетать сатиру на нравы и мораль обывателя с интересными экспериментами (движение, монтаж, ритм). В 1924 снял короткометражный фильм «Антракт». Последующие ленты Клера «Призрак Мулен Ружа» (1925) и «Воображаемое путешествие» (1926) не имели успеха, хотя уже в них возникает тема несовпадения мечты и реальности. Успех экранизации водевиля «Соломенная шляпка» (1927) открывает самый счастливый для Клера период творчества, когда он становится ведущим режиссером французского кино. Его водевили «Двое робких» (1928), «Миллион» (1931), лирические и сатирические комедии «Под крышами Парижа» (1930), «14 июля» (1933), «Свободу нам!» (1932), «Последний миллиардер» (1934, приз на международном кинофестивале в Москве, 1935) отличаются оригинальными экспериментами со звуком, музыкой и изображением. Постепенно складывается своеобразный мир клеровских персонажей, в котором представлены наиболее характерные типы межвоенной эпохи. В то же время определяется и специфический взгляд режиссера на мир, заявляющий о себе то лирическим изображением жизни обитателей окраин Парижа, то жесткой сатирой на абсурдность и античеловечность индустриализованного общества. После 1934 Клер переезжает в Англию, а в начале Второй мировой войны — в США. Его картины 1936-45 «Призрак едет на Запад» (1935), «Красотка Нового Орлеана» (1941), «Я женился на ведьме» (1942) по-прежнему остроумны и профессиональны, но утрачивают прежнее обаяние. После войны Клер снимает во Франции «Молчание — золото» (1947), «Красота дьявола» (1950), «Ночные красавицы» (1952), однако эти фильмы не имели особого успеха у зрителей и критики, несмотря на высочайшее мастерство и оригинальные находки. Картины позднего Клера «Большие маневры» (1955), «Порт де Лила» (1957, другое прокатное название — «На окраине Парижа»), «Все золото мира» (1960) проникнуты лирической нежностью, поэтизируют жизнь парижских окраин, не находящих себе места в безумном мире потребления. Последняя лента «Праздники любви» поставлена в 1965. Автор смешных и условных по манере фильмов, которые снимались в стилизованных декорациях, Клер остается символом самого счастливого периода для кино Франции, отстоявшего свою независимость и оригинальность. В 1960 Клер первым из деятелей кино был избран членом Французской академии.
Актеры:
Розе (Rosay) Франсуаза (1891— 1974), французская актриса. На сцене с 1908, в кино с 1913 года. Первая роль в фильме «Фальстаф». Снималась в фильмах Ж. Фейдера и др. режиссеров: «Большая игра», «Пансион «Мимоза», «Героическая кермесса» и др. Всего сыграла в кино 110 ролей.
Линдер (Linder) Макс (1883 — 1925), французский актер, один из крупнейших кинокомиков мира. Настоящие имя и фамилия — Габриель Левьель. Учился в консерватории в Бордо, затем приехал в Париж с твердым намерением стать звездой театрального водевиля, выступал в варьете вместе со знаменитостями того времени, в том числе с Максом Дирли и Сюзанной Лендер. Свой псевдоним придумал, взяв имя у одного и слегка измененную фамилию — у другой, и под этим псевдонимом добился первых успехов: студия «Патэ» предложила ему сниматься в комедиях вместо уехавшего в Италию популярного Андре Дида. Персонаж «Макс» — элегантный субтильный господин из буржуазного класса, вечно попадающий в комические ситуации, близкий к персонажам театральных пьес Этьена Лабиша «Макс ищет невесту», «Макс находит невесту», «Макс женится» (1910), «Макс и теща» и мн. др. Он чрезвычайно органичен именно для немого кино, переносил в ранний кинематограф традиции французского буржуазного водевиля. Перед первой мировой войной Линдер завоевывает невероятную популярность во всей Европе: становится «королем комедии», встречи с которым ищет тогдашний «Шарло» (на французский манер) — Чарли Чаплин, называвший себя его учеником. После окончания первой мировой войны едет сниматься в США: «Макс в Америке», «Макс в такси» (1917), «Макс на корабле», 1916 и др., однако возвращается во Францию в связи с ухудшением здоровья, которое у Линдера всегда было хрупким, и пишет вместе с Абелем Гансом сценарий фильма «На помощь!» (1923). В это время искусство кинокомедии сильно продвигается вперед, и Линдер не может конкурировать с Чаплином, Бастером Китоном, Гарольдом Ллойдом, стремительно приобретающими славу — такую же, какая была у него перед войной. В начале 20-х Линдер находит личное счастье — сорокадвухлетний комик женится на семнадцатилетней Джейн Питерс, у них рождается ребенок. Всегда переживавший свое старение, Линдер начинает воспринимать его еще острее. Здоровье ухудшается из-за пристрастия к наркотикам. В октябре 1925 года его и жену находят в квартире с вскрытыми венами. Линдер был величайшим комиком мирового кино, оказавшим грандиозное влияние на развитие французской и мировой комедии. В 1964 году его дочь Мод Линдер выпустила фильм «В компании Макса Линдера», обошедший экраны всего мира — в нем соединены три среднеметражные комедии этого актера, из них самая удачная — пародийные «Три мушкетера».
Шевалье (Chevalier) Морис (1888 — 1972), французский шансонье и актер. Настоящее — имя Морис-Эдуар Сен-Леон. В кино пришел с эстрады. В своей знаменитой соломенной шляпе и с тросточкой он создает образ «типичного» среднего француза — балагура и юбочника. Таков он уже в 1911 в фильме Макса Линдера «По привычке». В дальнейшем совмещал карьеру певца и киноактера во французском и американском кино. Среди американских картин — «Парад любви» (1929) Э. Любича, «Плейбой из Парижа» (1930) Л. Бергера, «Любите меня сегодня вечером» (1932) Р. Мамуляна. В 1937 Ж. Дювивье дает ему сыграть одну из лучших его ролей «Герой дня». Рене Клер снимает его в Великобритании в комедии «Ошеломляйте новостями» (1938). Он же после войны снял Шевалье в роли стареющего ловеласа, который вынужден признать свое поражение и уступить место молодому сопернику в фильме «Молчание — золото» (1947). Жан Буайе использует его в 1954 в картине «У меня было семь дочерей». Шевалье снялся также у Ж. Негулеско, Т. Янга, М. Кертица и др. Несмотря на обилие ролей в кино, найдется лишь несколько, которые делают честь подлинному таланту Шевалье. В 1958 был удостоен премии «Оскар» за вклад в киноискусство.
_____________________________________________________________________________
* ПОЭТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ, трудно поддающееся определению течение во французском кинематографе, которое на очень короткое время (вторая половина 30-х годов) объединило режиссеров самых разных творческих манер и было тесно связано с подъемом движения Народного фронта. Например, фильм Жана Ренуара «Париж принадлежит нам» был снят по заказу французской компартии. Нетрадиционные для французского кино той поры сюжеты, полные поэтического бунтарства, а также придание действию нарочито фантастического колорита посредством павильонных съемок при искусственном освещении свидетельствуют о тревожном предчувствии мастерами «поэтического реализма» близких общественных потрясений. Ключевыми для этого течения стали образы, сыгранные Ж. Габеном — трагические одиночки, которые бросают обществу изначально обреченный вызов («Набережная туманов» и «День начинается» М. Карне, «Пепе Ле Моко» и «Бандера» Ж. Дювивье) или М. Морган — ее героиня в «Набережной туманов» была простой любящей женщиной в мире, враждебном для любви. Большую роль в развитии «поэтического реализма» сыграл поэт и кинодраматург Ж. Превер. Сам термин был введен в обиход историком кино Ж. Садулем, однако неоднократно оспаривался иными историками, возражавшими, что реализм как его понимал Золя (натурализм) не уживается с поэтизацией действительности. Они предлагали использовать определение писателя П. Мак-Орлана — «социальная фантастика». В настоящее время оба термина сосуществуют. Из «поэтического реализма» вышли также другие крупные мастера кино – Ж.- П. Ле Шануа и Ж. Беккер.
- Кафедра журналистского мастерства
- Линии развития кинематографа по Зигфриду Кракауэру:
- Зарождение киноязыка.
- Рождение Голливуда.
- Американская комическая.
- Европейский кинематограф 1910-х - 1920-х годов.
- Французское кино.
- Французский импрессионизм.
- Немецкое кино.
- Немецкий экспрессионизм.
- Шведское кино.
- Датское кино.
- Нидерландское кино.
- Бельгийское кино.
- Европейское кино 30-х годов.
- Английское кино.
- Голливуд в 1930-е – 1960-е годы.
- Итальянский неореализм.
- Постнеореализм.
- Политическое кино.
- Социально-комедийное направление.
- Постнеореализм.
- Итальянский авторский кинематограф.
- Послевоенное кино Франции.
- Кинематограф Восточной Европы последних десятилетий.
- Кинематограф Азии. Япония.
- Африканский кинематограф.
- Кинематограф Канады и Латинской Америки.
- Бразилия.
- Кинематограф Австралии и Новой Зеландии.
- Зарубежный авторский кинематограф.
- Особенности современного этапа.
- Оглавление история зарубежного кино