logo
История кино

Европейское кино 30-х годов.

«Золотой век» французского кино.

30-е годы ХХ-го века заслуженно считаются «золотым веком» французского кинематографа. Невероятно вырос авторитет кино. Никогда, ни до, ни после этого периода, ни в одной другой стране мира, кино не имело такого большого влияния на судьбу целой нации. В кино ходили все: от мала до велика, целыми семьями, целыми трудовыми коллективами. По количеству посещений кинотеатров на душу населения был поставлен абсолютный и непревзойденный рекорд. О кино говорили и спорили везде: дома и на работе, в газетах и журналах, в уличных бистро и даже во французском парламенте. Впервые французским кинематографистам удалось несколько потеснить голливудскую продукцию на европейском кинорынке. Наиболее значимое направление в этот период – поэтический реализм.

ОТАН-ЛАРА (Autant-Lara) Клод (1903-2000) французский режиссер. Наиболее известные фильмы: "Дьявол во плоти" (1947), "Красное и черное" (1954), "Через Париж" (1956), "В случае несчастья" (1958), "Не убий" (1960), "Картошка" (1969), "Глория" (1977) и др. С 16 лет — художник по декорациям и костюмам в фильмах М. ЛЭрбье, Ж. Ренуара и других режиссеров «Авангарда». Работал ассистентом у Р. Клера, экспериментировал с широким экраном в фильме по Д. Лондону «Развести костер» (1927). В 1930 в Голливуде — режиссер французских версий фильмов Б. Китона и Г. Ллойда. В 1933 поставил свой первый игровой фильм — оперетту «Сибулетт». Подлинным открытием режиссера стала снятая в 1942 «Свадьба Шиффон» — остроумная и психологически тонкая картина нравов в провинции в начале века. В 1946 Отан-Лара оказался в центре скандала, вызванного его экранизацией романа Р. Радиге «Дьявол во плоти» с молодым Ж. Филиппом в главной роли. Антивоенный пафос фильма, антипатия автора к миру старшего поколения и его мифам, отличная игра актеров, позволившая передать все нюансы трагической ситуации главного героя — все это сделало картину событием. Человек левых симпатий, стоявший во главе Союза технических работников французского кино и рьяно отстаивавший независимость национального кинематографа в борьбе с Голливудом, Отан-Лара сталкивался с постоянными цензурными запретами, враждебностью продюсеров и был вынужден снимать коммерческие картины («Займись Амелией», 1949; «Красная таверна»», 1951). Задуманный еще в 1948 антивоенный фильм «Несогласный» был снят только в 1960 под названием «Не убий» в Югославии, а выпущен во Франции лишь через три года. Тем не менее, Отан-Лара, каждый раз бросавший вызов армии, церкви или судебной системе, сумел раскрыть свой талант режиссера в таких картинах, как «Красное и черное» (1954), «Ночная Маргарита» (1955), «Через Париж» (1956). Умение добиваться точного и достоверного исполнения от актеров, редкое в кино владение драматическим цветом, кинематографичность повествования и уникальная культура изображения сделали Отан-Лара одним из лидеров французского кино 50-х годов. В 60-е годы, с приходом режиссеров «Новой волны», он оказался на втором плане, снимая в основном коммерческие фильмы и понемногу утрачивая былой авторитет.

КРИСТИАН-ЖАК (Christian-Jaque) (1904 — 1994), французский режиссер. Настоящее имя и фамилия Кристиан-Альбер-Франсуа Модэ. Сначала учился в архитектурной академии. В кино начал работать как художник, был ассистентом у Ж. Дювивье и А. Югона. В лице комика Фернанделя найдет лучшего исполнителя в своих первых комедиях, среди которых «Дело идет на лад» (1933), «Один из легиона» (1936) и особо в «Франциске I» (1936), в котором оригинально использовал «твеновскую» находку — отправив своего героя в далекий XVI век. Он еще раз снимет Фернанделя в 1958 году в фильме «Закон есть закон». Так в 30-ые годы оформляется присущий Кристиан-Жаку легкий, ненавязчивый стиль режиссуры, умелая работа с актерами, остроумные находки — речевые и актерские. Об этом свидетельствуют и «Пышка» (1945), и «Привидение» (1946), и «Первый бал» (1939), и знаменитый «Фанфан-Тюльпан» (1951, премии на МКФ в Канне и в Западном Берлине, 1952), в котором автор высмеивал «войну в кружевах» и прославил Жерара Филипа. Опытный режиссер, он сумел наилучшим образом использовать недостатки Б. Бардо, сняв ее в фильме «Бабетта идет на войну» (1959), а позднее, но уже с меньшим успехом, в «Нефтедобытчицах» (1971). В 1985 получил почетную премию «Сезар». Некоторые фильмы Кристиан-Жак снимал специально для своих жен. Для Симоны Ренан в 1943 году «Безнадежное путешествие», для Рене Фор «Пармская обитель» (1948) и «Чары» (1944). Снимая с нею же «Восхитительные создания» (1952), познакомился с Мартин Кароль. Следует целый «период Кароль» с такими постановочными лентами, как «Лукреция Борджиа» (1953), «Госпожа Дюбарри» (1954), «Лизистрата» (1954), «Нана» (1955), пародия на шпионские фильмы «Натали» (1957). Кристиан-Жак сам признавал эклектичность своего творчества. Наряду с комедиями он снимал и такие «гражданственные» фильмы, как «Если парни всего мира» (1955), который называл своим самым любимым, разоблачал дух коллаборационизма в «Пире хищников» (1964); он снял также два психологических триллера «Вторая истина» (1966) и «Веские доказательства» (1963). В жанре музыкального фильма он поставил «Фантастическую симфонию» (1941), в которой рассказал жизнь Гектора Берлиоза, а в 1977 с блеском снял экранизацию «Парижской жизни» Жака Оффенбаха. В конце 70-х годов он очень хотел совместно с «Мосфильмом» снять экранизацию романа Гюго «93-й год». Но по разным причинам этому замыслу не суждено было осуществиться. Еще некоторое время Кристиан-Жак проработал для ТВ — 13 серий «Джо Гайар», сериал «СОС», «Частота 17» и др.

ВИГО Жан (Vigo) Жан (1905-34), французский кинорежиссер. Сын анархиста Мигеля Альмерейды, умершего в тюремном заключении. Учился в закрытом лицее для мальчиков, затем изучал литературу в Сорбонне. Заболев туберкулезом, переселился в Ниццу. Мечтая снимать кино, Виго создал свою первую работу «По поводу Ниццы» (1929) любительским способом в сотрудничестве с другом, оператором Борисом Кауфманом. Частный просмотр вызвал интерес критиков и прокатчиков, которые показывали фильм в течение двух месяцев, но затем картина стала принадлежностью киноклубов. Следующая, также документальная лента «Жан Тарис, чемпион по плаванию» (1931) была снята в бассейне Автомобильного клуба. Лицейские впечатления легли в основу новаторского по форме и содержанию фильма «Ноль за поведение» (1933), нелицеприятно изображающего порядки французских учебных заведений и отмеченного поэтическим и насмешливым восприятием действительности. Картина была запрещена после протестов «отцов благополучных семейств». Виго показывал ее с успехом в Бельгии, но во Франции цензурные запреты были сняты только в 1945. Виго, полный творческих планов, снимает в 1934 лиричнейшую ленту «Аталанта», рассказывая языком поэтического кино самую тривиальную любовную историю, разворачивающуюся на маленькой шаланде, роль помощника капитана которой сыграл уже немолодой Мишель Симон. Прокатчики, посмотревшие фильм, нашли его коммерчески неперспективным, он был изуродован при перемонтаже и вышел в прокат на две недели под названием «Плывет шаланда». Еще во время съемок здоровье Виго резко ухудшилось. Окончательный вариант «Аталанты», смонтированный им самим, режиссер смотрел уже смертельно больным лейкемией. Фильм был восстановлен и показан в авторской версии в 1940. Виго остался крупнейшим мастером мирового кино, который оказал своими небольшими и скромными лентами грандиозное влияние на весь последующий кинопроцесс в мире. В память о нем во Франции существует (с 1951) престижная кинематографическая премия имени Жана Виго, присуждаемая за независимость режиссерского взгляда.

КАРНЕ (Carne) Марсель (1909-94), французский кинорежиссер. Наиболее известные фильмы: "Набережная туманов" (1938), "Вечерние посетители" (1942), "Дети райка" (1944), "Тереза Ракен" (1953), "Убийцы во имя порядка" (1970) и др. Родился в семье краснодеревщика, работал страховым агентом. В 1928 начал работать в кино — ассистентом оператора, ассистентом режиссера выступал в качестве кинокритика. В 1936 дебютирует как режиссер картиной «Женни». В 1937 снимает комедию «Забавная драма» по С. Клаустону. Ее гротескно-ирреальная атмосфера наряду с блестящей игрой разных по классу и возрасту исполнителей и запоминающимися пластическими деталями свидетельствовали о появлении большого и своеобразного художника. Лучшие работы Карне относятся к концу 1930-х — началу 1940-х гг., периоду его сотрудничества с поэтом-сюрреалистом и кинодраматургом Ж. Превером. Начиная с 1938 направление, представленное фильмами Карне — Превера и названное последним «поэтическим реализмом», доминирует в кино Франции, выражая характерное для предвоенных лет ощущение конца эпохи, разочарование в обществе и бессилие личности перед лицом грядущих катаклизмов. Лишь бескорыстная любовь мужчины и женщины, соединенных на короткий миг случаем и тут же разделенных роком, пытается противостоять всеобщему падению и деградации, которое олицетворяют демонические персонажи. Нежность, психологизм, образность, с какими показывается эта любовь, сообщают удивительную достоверность условным сюжетам и персонажам лент «Набережная туманов», «Северный отель» (оба — 1938), «День начинается» (1939). Символом пробуждения человеческого духа, метафорическим вызовом злу становится поставленный в годы оккупации фильм-легенда «Вечерние посетители» (1942). Законченная накануне освобождения картина «Дети райка» (1944), при всей философской глубине и горечи размышлений о судьбе художника, чьи великие победы в искусстве оплачены трагедиями в его реальной жизни, звучит апофеозом человеческому таланту и красоте души. После прокатной неудачи фильма «Врата ночи» (1946) Карне и Превер расстаются. В 1950-е гг. Карне снимает новаторский по драматургии фильм «Жюльетта, или Ключ к сновидениям» (1951), экранизацию романа Э. Золя «Тереза Ракен» (1953), которая возвращает к центральному для режиссера конфликту между личностью и мещанским обществом, не способным понять индивидуальность. Режиссер пытается посмотреть беспристрастно на молодежь, отвергающую мир отцов и всякую мораль вообще («Обманщики», 1958). Не принятый поколением «новой волны», Карне стремится найти иные темы и заговорить на новом языке, но терпит неудачу. За редким исключением, например, «Убийцы во имя порядка» (1971), его работы не вписываются в современную эпоху. С 1979 член Академии изящных искусств, с 1982 член Французской академии киноискусства. В 1979 награжден почетным призом «Сезар», в 1982 — юбилейной премией на Международном кинофестивале в Венеции.

АЛЕКСЕЕВ Алексей (Alexeieff) (1901 — 1982) французский режиссер-мультипликатор русского происхождения. Ученик С. Судейкина, работал декоратором в балетах Ж. Питоева. Алексей Алексеев начинал как художник и рисовал до последних своих дней, иллюстрируя произведения Гоголя, Пушкина, «Слово о полку Игореве», «Дон Кихота», «Анну Каренину», «Братьев Карамазовых». Иллюстрации к роману Бориса Пастернака «Доктор Живаго» выполнены им на «игольчатом экране» — уникальном приспособлении, придуманном для съемок мультипликационных фильмов. «Игольчатый экран» был изобретен в 1931 году Алексеевым в содружестве с помощницей Клер Паркер (она стала его женой в 1941 году). Сам режиссер отмечал, что такой экран позволяет «в полном одиночестве делать фильмы, передающие полутона, дымку и нечеткие переливающиеся формы». Первый из них состоял из 500 тысяч, второй из миллиона иголок, выступавших на 30-50 миллиметров и, если смотреть издали, производил впечатление матовой бархатистой поверхности. Надавливая на иглы ладонью, часть их «загоняя» вглубь, можно получить как бы отпечаток ладони. То есть весь эффект построен на неровном выдвижении иголок из экранной поверхности: при их разном освещении возникает изображение, напоминающее гравюру, но с практически неограниченными возможностями одушевления. Но все это возможно лишь тогда, когда игольчатый экран попадает в руки истинному художнику, каким и был Алексеев. Алексеев с Клер Паркер сняли с помощью этих экранов истинные шедевры, признанные во всем мире классикой анимационного кино: «Ночь на Лысой горе» (1933) и «Картинки с выставки» (1972) на музыку Мусоргского, «Нос» (1963) по Гоголю, пролог и эпилог к игровому фильму Орсона Уэллса «Процесс» (1963) по Кафке. В 1950-х годах Алексеев разработал новую технику мультипликации — «тотализацию»: вместо того, чтобы фиксировать кадр за кадром неподвижный предмет, они с Клер покадрово запечатлевали двигающийся предмет и источники света, соединенные с помощью сложной системы маятников. Он осуществил задолго до возникновения компьютерной графики возможность изображения на экране трансформирующихся объектов геометрических тел. Впервые таким методом был снят рекламный фильм «Дым» (1959).

Представители французского авторского кинематографа:

КОКТО (Cocteau) Жан (1889-1963), французский писатель, художник, театральный деятель. Фильмы: «Кровь поэта» (1930), «Красавица и чудовище» (1946), "Орфей" (1949), "Завещание Орфея" (1959). Один из виднейших представителей авангарда в европейском искусстве 20 века. Образование получил в лицее Кондорсе. В 1995 был принят в члены Французской академии. Свой путь в искусстве начал как поэт-экспериментатор. В 10-е годы выступал как соратник и популяризатор П. Дягилева и русского балета в Париже, в 20-е прошел искус кубофутуризмом и дадаизмом в живописи и литературе, затем ненадолго солидаризовался с сюрреалистами. Движимый, в духе времени, страстным интересом к кинематографу, в 1930 (одновременно с постановкой Л. Бунюэлем сюрреалистического шедевра «Золотой век») снял свой первый, отмеченный намеренной алогичностью повествования фильм «Кровь поэта», в котором просматривались смутные контуры античного мифа об Орфее. В дальнейшем тема искусства и участи художника в прозаичном и корыстном мире становится центральной в творчестве Ж. Кокто, обретая роковую, в позднеромантическом духе предопределенность в фильмах «Орфей» (1949) и «Завещание Орфея» (1959), снятых по собственным сценариям (в последнем он выступил сам в будничном облике пожилого поэта). Наибольший успех снискала вторая часть кинотрилогии, представлявшая собой перенесенную в условную современность экзистенциальную, в духе «Мух» Ж.-П. Сартра и «Мифа о Сизифе» А. Камю, притчу о несовместимости высокой духовности с регламентированным буржуазным бытом. Мрачная экспрессивность картин посещаемого героем (Орфея, как и большинство главных героев Кокто, играл Ж. Маре) в сопровождении таинственной Принцессы-Смерти (М. Казарес) ада, где безликие судьи с унылой механичностью выносят своим жертвам приговоры без права апелляции, живо напоминала о недавних ужасах фашистской оккупации. Мотив абсурдного героизма, сквозь трагизм бытия ведущего к бессмертию, звучал у Кокто и раньше — в авторском сценарии фильма «Вечное возвращение» (1943, режиссер Ж. Деланнуа) — обобщеннно-поэтической версии легенды о Тристане и Изольде. Самой простой и популярной из лент Кокто, в полной мере продемонстрировавшей образные возможности его «ирреального реализма» (как определял он сам свой кинематографический метод), стала сказочно фантастическая картина «Красавица и чудовище» (1946), фабула которой восходит к волшебной сказке 18 века. Кинематографическое творчество Кокто, несмотря на видимую эклектичность, несомненно обогатило набор образно-выразительных средств и приемов современного киноискусства.

БРЕССОН (Bresson) Робер (1907 — 1999), французский кинорежиссер, сценарист, один из мэтров «авторского» кино, направления в послевоенном европейском кинематографе. Родился в Бромон-Лямот, детство провел в Оверни. Образование получил в Париже, профессионально занимался живописью. Первым опытом Брессона в области кинорежиссуры стала постановка среднеметражной эксцентрической ленты «Дела общественные» (1934), впоследствии утраченной. Во время Второй мировой войны попал в плен и был депортирован в Германию, где провел полтора года. Вернувшись на родину, еще при оккупации поставил первый полнометражный фильм «Ангелы греха» (1943, Большая премия французского кино), конфликт которого — столкновение в стенах монастыря движимой чувством жертвенности и самоотречения молодой монахини-альтруистки и изверившейся во всем уличной женщины — сигнализировал о весьма нетрадиционном для мирового кинематографа круге интересов будущего мастера. Нравственно-этические коллизии лежали и в центре его следующей ленты «Дамы Булонского леса» (1945), представлявшей собой вольное осовремененное переосмысление мотивов философского романа Д. Дидро «Жак-фаталист». Тяготение к крепкой литературной основе — от средневековых французских романов до произведений Ф. Достоевского и Л. Толстого — отличает творчество Брессона на протяжении его дальнейшего пути в кинематографе, однако основу его изобразительного стиля характеризует демонстративный отказ от традиционных приемов экранной выразительности, в представлении художника связанной с «театром» как подражанием, имитацией действительности. Напротив, как свидетельствуют его «Заметки о кинематографе» (1975), задача «десятой музы» в понимании Брессона — выражение метафизических, сущностных сторон бытия, находящих лишь косвенное, опосредованное воплощение в видимом поведении людей. Художника-философа религиозной ориентации, его волнуют духовные драмы, переживаемые персонажами-страстотерпцами, открытие конечных истин существования в ходе трудного жизненного опыта. Триумфом «авторского кинематографа» режиссера стал созданный на основе одноименного романа католического прозаика Ж. Бернаноса «Дневник сельского священника» (1951, Большая премия французского кино, Гран-при МКФ в Венеции, 1951), отмеченный неуклонной верностью нравственно-этической задаче и крайним аскетизмом формы. Теми же чертами отмечен во многом автобиографический фильм «Приговоренный к смерти бежал»/«Дух веет, где хочет» (1956, по рассказу Андре Девиньи; приз за лучшую режиссуру на МКФ в Канне, 1957, премия Французской киноакадемии, 1957). Католицизм и религиозность, приписываемые Брессону, явно преувеличены. Прежде всего он — художник-моралист в лучшем смысле слова, в каждом фильме утверждающий незыблемость человеческих заповедей: «Не сотвори себе кумира», «Не убий», «Не укради». В 1959 году режиссер уже ставил картину «Карманник», намекающий на последнюю из упомянутых истин. Спустя 24 года, обратившись к рассказу «Фальшивый купон» великого русского писателя-моралиста Льва Толстого, Робер Брессон исследует природу преступления. Он вскрывает механизм привлечения невинного человека, молодого рабочего Ивана Таржа, на воровскую стезю, показывает неизбежность, неотвратимость незаконного промысла в обществе, построенном на лицемерии, жажде наживы, по сути — на том же воровстве. Интересно сравнить: насколько художнически по-иному трактует близкую тему, например, Отар Иоселиани в появившейся через год и тоже снятой во Франции ленте «Фавориты луны». Брессон всегда был в творчестве аскетом, жестко ограничивающим средства художественной выразительности, добивающимся максимальной правдивости, объективности изображаемого, которое будто очищено от жизненных случайностей, мелочей быта. Но при этом, если вглядеться внимательнее, его повествования — на самом деле авторские, субъективные. Они наполнены массой тончайших деталей, выстроены из цепи малейших несуразностей, стечений обстоятельств, которые, складываясь друг с другом, творят судьбу, оказываются злым роком для отчужденного в мире индивида. В этом же ключе решены фильм «Карманник» (1959; премия Французской киноакадемии), пронизанный ассоциациями с творчеством Достоевского рассказ о молодом воришке, испытывающем внутреннее перерождение под влиянием любви к женщине, а также отмеченная библейской бесхитростностью притча об осле — немом свидетеле чуждого доброты и сострадания человеческого мира — «Наудачу, Бальтазар» (1966; премия Ж. Мельеса). Эти ленты стали этапными в биографии Брессона-режиссера. В лучших фильмах этой поры — к ним относятся также «Процесс Жанны д'Арк» (1962; специальный приз жюри МКФ в Канне) и «Мушетта» (1967, по повести Ж. Бернаноса; премия Ж. Мельеса) — тяжкие испытания, выпадающие на долю героев, их верность своему жребию обнаруживают не только христианско-религиозное звучание, в них, как и в «Бальтазаре», ощутимы ноты социального протеста. Обличение корыстолюбивого, лицемерного мира, чуждого всякой духовности, пронизывает снятую на исходе молодежного движения ленту «Вероятно, дьявол» (1977; приз МКФ в Западном Берлине) и позднейшие ленты-экранизации Брессона — «Кроткая» (1969, по рассказу Ф. Достоевского; приз МКФ в Сан-Себастьяне), «Четыре ночи мечтателя» (1971, по мотивам «Белых ночей» Ф. Достоевского; премия Британского киноинститута) и «Деньги» (1983, по повести Л. Толстого «Фальшивый купон»; Большая премия за творчество на МКФ в Канне). Характерно, что последняя лента Брессона, всегда высоко ценимого кинокритикой, но не раз встречавшего прохладных прием массовой аудитории, разделила награду Каннского МКФ с фильмом «Ностальгия» А. Тарковского, в 1972 году включившего две работы режиссера — «Дневник сельского священника» и «Мушетту» — в перечень десяти лучших фильмов, созданных на протяжении всей истории мирового киноискусства. В 1994 Брессон удостоен приза Европейской киноакадемии «Феликс» за творчество в целом.

Киносценаристы:

Превер Жак (1900-77), французский поэт и сценарист. Антифашисткие поэмы. Сборники лирических стихотворений "Слова" (1946), "Сказки" (1947), "Зрелище" (1951), "Деревья" (1976). Многие стихи стали популярными песнями. Сценарии к фильмам режиссера М. Карне, в т. ч. "Набережная туманов", "Дети райка". В целом Превер написал свыше 35 поставленных сценариев.

Спаак (Spaak) Шарль (1903 — 1975), французский сценарист. В кино с 1929 года. Сотрудничал с кинорежиссерами Ж. Дювивье, Ж. Фейдером, Ж. Ренуаром, А. Кайатом и др. Сценарии: «Большая игра» (1934), «Пансион «Мимоза» (1935), «Великая иллюзия» (1937), «Нормандия — Неман» (1960, совместно с К. М. Симоновым и Э. Триоле), «Жерминаль» (1963) и др. Всего по сценариям Спаака поставлено 94 фильма.

Актеры:

Арлетти (Arletty) (1898 — 1992), французская актриса. Настоящие имя и фамилия Арлетт Леони Батиа. С 16 лет — работница на фабрике, секретарь-машинистка, манекенщица. С 1920 — в театре Капуцинов в Париже. Выступала в оперетте, ревю и мюзик-холлах. В 1930 дебютировала в кино («Радость любви»). Появлялась в небольших ролях в фильмах 30-х годов, наиболее известными из которых были «Пансион Мимоза» (1935, режиссер Ж. Фейдер) и «Северный отель» (1938, режиссер М. Карне). Звездой французского кино конца 30-х — начала 40-х годов стала благодаря М. Карне, увидевшему в Арлетти идеальную исполнительницу ролей героинь, воплощающих чудо и тайну женского очарования. Оттеняя мелодраматичность Франсуазы, «отрицательная» героиня фильма «День начинается» (1939) Клара патетична в неосуществимом стремлении порвать со злом и спасти главного героя. Продавшая душу врагу рода человеческого Доминик («Вечерние посетители», 1942) потеряла способность любить и послушно подчиняется злу. Загадочная Гаранс («Дети райка», 1945) подобна непостижимому сфинксу: одни считают ее куртизанкой, другие находят в ней источник творческого вдохновения, она притягивает к себе и добро и зло, доступна всем, но по-настоящему предана великому миму, способному лишь мечтать о ее любви. Тонкая и умная актриса воплотила идеал Карне, который увидел тайну женщины не в сексе, а в необъяснимом соединении взаимоисключающих начал — добра и зла, любви и ненависти, притяжения и отторжения. После войны карьера Арлетти пошла на спад в результате обвинений в коллаборационизме и необходимости для актрисы переходить на возрастные роли.

Парло (Parlo) Дита (1906 — 1971), немецкая и французская актриса. Настоящие имя и фамилия — Грете Герда Корнштадт (или Корнвальд). Начинала как танцовщица, была замечена одним из руководителей киностудии УФА в Берлине Эрихом Поммером. Дебютировала в 1928 в костюмных мелодрамах и комедиях («Дама в маске», «Тайны Востока»). Первую серьезную драматическую роль получила во французском фильме Д. Кирсанова «Похищение» (1934). Ее талант был замечен, и в 30-е годы Парло сыграла свои лучшие роли, оставившие яркий след в истории довоенного кино: «Аталанта» (1934) Ж. Виго, «Мадемуазель доктор» (1936) Г. В. Пабста и «Великая иллюзия» (1937) Ж. Ренуара. Вскоре после начала второй мировой войны была арестована французскими властями и выслана в Германию. Попыталась вернуться к актерской деятельности после войны, вновь во Франции, например, в ленте А. Кайатта «Правосудие совершилось» (1950) или в роли старой графини в фильме «Пиковая дама» (1965), но без особого успеха.

Дарье (Darrieux) Даниель (р. 1917), французская актриса. Получила музыкальное образование по классу скрипки. Обладая превосходными внешними данными, привлекает внимание кинорежиссеров. Уже 14-ти лет снимается у В. Тиле в «Бале» (1931). Следует ряд ролей молоденьких бунтующих девушек. Об этом и фильм Л. Жоаннона «Какая странная девчонка» (1935). Снимается у русских эмигрантов в фильмах «Волга в огне» В. Ткуржанского (1934), у А. Грановского в «Тарасе Бульбе» (1936), затем в фильме А. Литвака «Майерлинг» (1936), где ее партнером был Ш. Буайе. Ее берет под свое крыло Анри Декуэн, женится на ней и снимает в целом ряде фильмов, таких как «Злоупотребление доверием» (1937), «Возвращение на заре» (1938), «Биение сердца» (1939). Продолжала сниматься у него же при оккупации («Первое свидание», 1941). В те же годы — у А. Кайатта в «Лжелюбовнице», 1942). По приглашению немцев ездила в Берлин, за что осуждалась в передачах Би-Би-Си. Но послевоенная чистка ее не коснулась. Она снимается в «Рюи Блазе»/«Опасном сходстве» П. Бийона в 1947, в «Займись Амелией» К. Отан-Лара. Перед самым разводом с А. Декуэном сыграет одну из лучших ролей у него в «Правде о малютке Донже» (1951). Из инженю Дарье постепенно переходит на роли драматические. Это и госпожа Реналь в «Красном и черном» (1958) К. Отан-Лара, и Мари в «Мари-Октябрь» Ж. Дювивье (1959). Она играет в «Накипи» (1957) Ж. Дювивье и в «Картошке» (1964) Робера Тома. В последнем фильме Ж. Габена она сыграла спутницу по самолету в картине Ж. Жиро «Святой год» (1976). Ж-Ш. Таккелла дает ей прекрасную роль в картине «Лестница» (1983), а Ж. Деми использует ее талант вокалистки в «Комнате в городе» (1982). С годами переходит на амплуа бабушек в фильмах «Место преступления» А. Тешине (1986) и у Карло Котти в «Очертя голову» (1989).

Морган (Morgan) Мишель (1920), французская актриса театра и кино. Настоящие имя и фамилия — Симона Руссель. Дебютировала в середине 30-х годов, получив известность в ролях «инженю». Наиболее значительные фильмы — «Майерлинг» (1936, Анатоль Литвак), «Простофиля» (1937) и «Гроза» (1938, оба — Марк Аллегре), В конце 30-х годов сформировалась кинематографическая пара Морган-Габен, вошедшая в историю кино в фильмах «Коралловый риф» М. Глейза, «Набережная туманов» (1938) Марселя Карне, «Буксиры» (1941) Жана Гремийона как знаковый символ французского «поэтического реализма». Во время второй мировой войны работала в Голливуде, однако, без особого успеха. Зато сразу по возвращении во Францию снискала оглушительный успех участием в ленте Жана Деланнуа «Пасторальная симфония» (1946). С тех пор ее карьера на родине развивалась как нельзя более удачно. Морган много снимается, национальная фактурность позволяет ей играть в исторических картинах разных жанров: «Большие маневры» (1956) Рене Клера, «Мария-Антуанетта» (1955) и «Собор Парижской Богоматери» Деланнуа, «Когда б Париж поведал нам» и «Наполеон» (1954) Саша Гитри и во многих коммерческих фильмах. В 1957 году на съемках фильма «Двустворчатое зеркало» Андре Кайата происходит ее встреча с актером и режиссером Жераром Ури, с которым они связаны супружескими отношениями до сих пор. Морган — одна из немногих актрис старшего поколения, к которым проявили интерес режиссеры «новой волны»: «Ландрю» (1962) Клода Шаброля и более молодые постановщики: «Кот и мышь» (1975) Клода Лелуша, «У всех все в порядке» (1990) Джузеппе Торнаторе. Была председателем жюри фестиваля в Канне, написала автобиографию. Во Франции пользуется всеобщим признанием как одна из «grandes-dames» французского кино.

Казарес (Casares) Мария (1922 — 1996). Настоящая фамилия — Кирога. Испанка, дочь республиканского дипломата в Париже, где училась в лицее, а затем в 1942 закончила Консерваторию драматического искусства. Казарес, главным образом, театральная актриса трагического амплуа. Она много играла на сцене «Комеди Франсэз» и в НТП («Национальный народный театр»). В кино снялась лишь в нескольких ролях — у М. Карне в «Детях райка» (1944), у Р. Брессона в фильме «Дамы Булонского леса» (1945). Была замечательной Сансевериной в экранизации Кристианом-Жаком «Пармской обители» (1947). Используя ее сильный драматический талант, Жан Кокто поручил Казарес роль Смерти в «Орфее» (1949) и принцессы в «Завещании Орфея» (1959), где Орфея играл Ж. Марэ, а поэта — сам Кокто. Среди незначительных, но имевших успех у зрителя ролей — «Тень и свет» (1950) А. Калефа. Она снялась в небольших ролях в «Чтице» (1987) М. Девиля и в «Рыцарях круглого стола» (1990) Д. Льорки. В 1996 участвовала в картине Паскалевича «Чья-то Америка». Мария Казарес жила очень замкнуто.

Жуве (Jouvet) Луи (1887 — 1951), французский режиссер, актер, педагог. С 1934 руководитель театра «Атеней» (Париж). В кино с 1933 года. Снимался в фильмах «На дне», «Бальная записная книжка» и др. Всего сыграл в кино 34 роли. В 1951 году поставил фильм «Кнок. Доктор Кнок».

Симон (Simon) Мишель (1895 — 1975), французский актер. Настоящее имя — Франсуа. Родился в Швейцарии. В Женеве, в труппе Саша Питоев, дебютировал на сцене. В кино стал сниматься с 1925 в фильме «Покойный Матиас Паскаль» М. Л'Эрбье. В немом кино сыграл роль члена суда в фильме «Страсти Жанны Д’Арк» К. Дрейера (1928). В 1929 переезжает в Париж, где с успехом выступает на сцене в комедии Марселя Ашара «Жан с Луны», которую в 1931 экранизирует Ж. Шу с Симоном в той же роли Кло–Кло. В начале 30-х годов сводит дружбу с Ж. Ренуаром, который займет его в двух своих заметных фильмах «Сука» (1931) и «Будю, спасенный из вод» (1932). С большим успехом сыграл роль моряка в гениальной «Аталанте» Ж. Виго (1934). Затем снимается в двух фильмах М. Карне, в разнохарактерных ролях: священника, скрывающего свое авторство полицейских романов — в «Странной драме» (1937), и омерзительного Забеля, претендующего на любовь героини фильма «Набережная туманов» (1938). Он был учителем рисования в «Исчезнувших из Сент–Ажиля» (1938) Кристиан–Жака и стареющим актером в полном горечи фильме Ж. Дювивье «Конец дня» (1939). В период оккупации снимался довольно регулярно, в частности в «Комедии счастья» (1940—1941) М. Л Эрбье, «Дамское счастье» (1943) А. Кайата и других. Вернувшийся из США Рене Клер поручает ему роль Мефистофеля в притче об ответственности науки перед жизнью на земле в фильме «Красота дьявола» (1949). В 1952 сыграл роль парижского таксиста в «Господине Такси» А. Юннебеля, в 1960 в «Аустерлице» А. Ганса, а в 1966 Клод Берри поручил ему роль старого антисемита в картине «Старик и ребенок», роль, всю сотканную из нюансов человека, который преображается от общения с еврейским мальчиком. Среди других фильмов — «Дьявол и десять заповедей» (1962) Ж. Дювивье, «Бланш» (1971) В. Боровчика. «Красный ибис» (1975) Ж.–П. Моки, был его последним фильмом, где он играл старого человеконенавистника, согласившегося пойти на убийство, и в конце концов, в своем желании прославиться, берущего на себя чужой грех. Анархизм многих прежних ролей Мишеля Симона получает здесь новое воплощение, и как бы замыкает круг. Мишель Симон и в жизни был бунтарем и врагом всякой ангажированности. Известны его стычки с Ж. Филипом на съемках «Красоты дьявола». Он был известным эротоманом, собравшим большую коллекцию порнографических изданий. Симон снялся более чем в ста фильмах. Это о нем говорил Ж. Кокто, что он задал много загадок своими ролями и что его величие как раз состоит в том, что ни он сам, ни кто–либо еще не сумели их разгадать.

Буайе (Boyer) Шарль (1897 — 1978), французский и американский актер. Изучал философию в Сорбонне, драматическое искусство в Парижской консерватории. В 1920 дебютировал в театре и в кино, но в основном появлялся на сцене, став кумиром парижской молодежи. Обладатель эффектной внешности, великолепной фигуры и бархатного голоса, он идеально подходил на романтические роли в приключенческих картинах, например, в 1929 сыграл в фильме «Капитан Фракасс», но чаще актера занимали в салонных драмах в амплуа неотразимых любовников. С 1934 в Голливуде, где снимается рядом с самыми эффектными леди экрана и крайне редко имеет возможность проявить свой большой актерский талант. В 1938 повторяет в «Алжире» роль Ж. Габена из фильма «Пепе ле Моко». Окружающая персонажей Буайе аура загадочности, «потустороннее» обаяние сильной и циничной личности приносят успех в длинной серии фильмов 40-х годов, лучшими из которых оказываются «Сказки Манхэттена» Ж. Дювивье (1942) и «Газовый свет» Дж. Кьюкора (1944). На оскаровской церемонии в 1943 получил специальный диплом за прогрессивную деятельность. С начала 50-х годов переходит на возрастные характерные роли в фильмах «Нана» (1955), «Парижанка» (1957), «Фанни» (1961). В 1974 на МКФ в Канне был особо отмечен жюри за роль в фильме «Ставиский» (1974).

Фернандель (Fernandel) (настоящие имя и фамилия Фернан Жозеф Дезире Контанден, Contandin) (1903 – 1971), французский артист кино, эстрады и театра, один из лучших комиков Франции в 20 веке. Отец будущего комика — Дени Контанден был мелким банковским служащим, но свое свободное время посвящал выступлениям на театральной и эстрадной сценах под псевдонимом Сине (анаграмма его имени Denis). Маленький Фернан дебютировал рядом с отцом в возрасте пяти лет и с удовольствием участвовал в многочисленных мелодрамах, в пасторалях, театрализованных сценах из Евангелия — везде, где требовался малолетний исполнитель. Вместе с Фернаном часто выступал и его младший брат Марсель. Дени Контанден любил сцену и мечтал, что его дети сделают артистическую карьеру. Кумиром Фернана был известный в то время куплетист-шансонье Полен. Увидев его выступление, Фернан твердо решил стать комиком. Через два дня, выучив репертуар Полена, он опробовал его в одном из кафе. Скабрезные куплеты в устах десятилетнего мальчика вызвали восторг у не слишком разборчивой публики марсельских кафе и кабаре. Это и стало первым успехом. Известность «маленького Сине» вышла за пределы родного бульвара Шав. Тогда же Фернан принял участие в конкурсе шансонье-любителей, проводимом одной парижской газетой, и занял второе место. В 1914 году началась война с Германией, отца призвали на фронт, и Фернану пришлось позаботиться о заработке. Неоднократные попытки, используя знакомства отца, пристроиться посыльным в какой-нибудь банк проваливались — мальчик был слишком непоседлив для такой работы. Кроме того, комическое выражение лица и лошадиная улыбка юного клерка настраивали клиентов на крайне несерьезный лад, что наносило ущерб деловой репутации банка. Но невзгоды не смущали Фернана: по вечерам он по-прежнему выступал с куплетами и скетчами, и лишь когда не было концерта, отправлялся в вечернюю школу. После войны папаша Контанден задумал завести собственное дело — открыть небольшую харчевню, и призвал на помощь сыновей. Первая же финансовая операция, задуманная и осуществленная Фернаном, завершилась великолепным провалом — обвинением в мошенничестве и угрозой тюремного заключения. С тех пор Фернан испытывал стойкую неприязнь к всякого рода коммерческим делам. Он решил зарабатывать простым физическим трудом — пошел докером в марсельский порт. Увы, вскоре юноша понял, «что мешки с сахаром убьют его быстрее, чем сахарный диабет». Профессии менялись как в калейдоскопе, Фернан снова и безуспешно пытался начать карьеру банковского служащего. Но по вечерам, при первой же возможности он с удовольствием выступает на сцене, с каждым разом совершенствуя свое актерское мастерство. Верность к эстраде, оказалась вознагражденной. В 1922 году Фернан Контанден получил свой первый профессиональный контракт с кабаре «Эльдорадо» в Ницце. Именно тогда появился псевдоним Фернандель. На афише в «Эльдорадо» было написано «Voici le Fernand d'elle» — «Вот ее Фернан». Elle — это Анриетта Манс, сестра его бывшего коллеги по банку и будущего сценариста Жана Манса, чьи песенки и оперетты будут входить в репертуар Фернанделя в течении многих лет. После «Эльдорадо» Фернандель получил место в театральной труппе, гастролировавшей по городкам южной Франции. Два года он играл в незатейливых водевилях, фарсах, оперетках, закрепив за собой амплуа первого комика. В провинции молодой артист имел успех и по возвращении из турне ему был обеспечен ангажемент на марсельской сцене. Но драматическому театру Фернандель предпочел подмостки мюзик-холла. В 1925 году артистическая карьера прервалась призывом в армию. Службу Фернан начал писарем в 95-м горно-артиллерийском полку, но вскоре добился перевода в Марсель, где его ждали жена Анриетта и недавно родившаяся дочь Жозетта. Его популярность среди марсельцев облегчала тяготы службы: Фернан мог ночевать не в казарме, а дома, и даже иногда выступать в концертах со своим испытанным репертуаром. Окончание срока армейской службы принесло молодому артисту неприятности — он не сумел договориться с импресарио и был вынужден искать иные источники доходов. Пришлось пойти служить на мыловаренный завод. Случайные выступления в кафе уже не могли удовлетворить Фернанделя — для того чтобы прокормить семью нужны были серьезные источники доходов. Именно поэтому предложение заезжего парижского антрепренера на многомесячный контракт с турне по всей Франции и заморским территориям показалось чудом. «В книге судеб было записано, что я не должен закончить свои дни в мыле», — вспоминал Фернандель. А после возвращения из турне он получил приглашение в парижский театр-кабаре «Бобино». В Париже Фернандель с успехом выступал в кабаре, играл потешные сценки и распевал куплеты. Именно тогда окончательно сложилась его комическая маска «человека с лошадиной челюстью и глазами печальной лягушки». Тем временем в кинематографе произошел технический переворот — появились звуковые фильмы, которые востребовали актеров, владеющих мастерством сценической речи — как раз то, в чем был силен Фернандель. Первый раз Фернандель появился на съемочной площадке в 1930 году у режиссера Марка Аллегре в короткометражном фильме «Лучшая нянюшка». В 1931 году Марк Аллегре предлагает артисту роль «неопытного налетчика» в экранизации пьесы Саши Гитри «Белое и черное». Успех не заставил себя ждать, и предложения сниматься в кино последовали одно за другим. В 1932 году Фернандель играет комедийные роли в киноводевилях «Мадемуазель Нитуш» и «Забавы эскадрона» (вместе с Жаном Габеном, режиссер М. Турнер). В том же году появилась комедия с его участием «Избранник мадам Юссон». Кино принесло Фернанделю национальную славу, он становится одним из самых популярных французских актеров. Режиссер М. Паньоль снимал его в своих фильмах «Анжела» (1934), «Сезар» (1936), «Возрождение» (1937), «Шпунц» (1938). В 1936 году Фернандель успешно снялся у Кристиан-Жака во комедии «Франциск Первый» о современнике, которого гипнотизер отправляет в шестнадцатый век, и в «Одном из легиона», где его герой сбегает от немилой жены в армию. Обычное амплуа Фернанделя в кино — образ беззаботного и легкомысленного человека, часто он добивается комического эффекта чисто внешними средствами: гримасами, ужимками, своей неповторимой улыбкой — ослепительной, как солнце родного Прованса. Вместе с тем, актер обладал незаурядным драматическим талантом. Свое умение органично переходить от фарса и буффонады к драматическим ситуациям Фернандель продемонстрировал в одной из лучших своих ролей 1930-х годов — парикмахера в фильме Жюльена Дювивье «Бальная записная книжка» (1937). Эта лента была признана лучшим иностранным фильмом на Венецианском кинофестивале. С началом второй мировой войны артист был призван в армию и даже нес караульную службу на линии Мажино. Впрочем, знаменитая улыбка часового собирала у поста такое количество зевак, что начальство поспешило освободить Фернанделя от солдатских тягот. В 1940 году Франция потерпела катастрофическое поражение, и беззаботные годы канули в Лету. В годы войны французское кинопроизводство не было остановлено, но, конечно, людям было не до смеха. Лишь иногда выпадает возможность выступить в любимом амплуа («Тайна Сен-Валя», 1943, полицейская комедия). Фернандель даже сам пытался выступить в качестве кинорежиссера и поставил ленты «Простак» (1942) и «Адриен» (1943). Но после войны, в 1950-х годах творчество Фернанделя вновь переживает расцвет. Его слава шагнула за пределы Франции, он совершает концертное турне по Европе и Америке, неоднократно был награжден премией Куртелена, вручаемой лучшему комику Франции. В 1952 году он стал кавалером ордена Почетного легиона. Среди наиболее примечательных ролей актера в эти годы — незадачливый коммивояжер в «Казимире» (1950), священник, связанный тайной исповеди, но пытающийся спасти жизнь своим спутникам в фильме К. Отан-Лара «Красная гостиница» (1951), сочинитель оперетт Флоридор в «Мадемуазель Нитуш» (1954). В 1951 году Фернандель снялся в фильме режиссера Жюльена Дювивье «Маленький мир дона Камилло» (др. «Мирок дона Камилло»), который положил серию из шести фильмов о сельском пасторе доне Камилло, длившейся на протяжении девятнадцати лет. Но лучший фильм Фернанделя — комедия Кристиан-Жака «Закон есть закон» (1958), где его партнером выступил итальянский комик Тото. Фильм имел огромный успех, и не только во Франции. В 1960-х годах Фернандель все реже снимался в комедиях, предпочитая мелодраматические сюжеты. Одна из последних его эксцентрических ролей — сбежавший из сумасшедшего дома больной в фильме Жюльена Дювивье «Дьявол и десять заповедей» (1962). В эти годы Фернандель вместе с Жаном Габеном, своим партнером по фильмам 1930-х годов, создает кинокомпанию «Гафер» (название по первым слогам их фамилий). Для «Гафера» Габен и Фернандель снялись вместе в фильме «Неблагодарный возраст» (1964). Ностальгическими чувствами и человечностью проникнута роль Фернанделя в картине «Поездка отца» (1966). Последней работой актера в кино стала лента «Счастлив тот, кто подобно Улиссу» (1970). Всего Фернандель сыграл более чем в 150 фильмах, причем некоторые из лент 1950-х годов были римейками его более ранних работ.

Габен (Gabin) Жан (1904 — 1976), французский актер. Начав трудовую жизнь в 14 лет, через пять лет уже выступал на сцене «Фоли-Бержер», затем в других мюзик-холлах и ревю, а в 1930 дебютировал в кино — в музыкальной комедии «Каждому может повезти». Известность Габену принесла роль простого и мужественного героя фильма Ж. Дювивье «Мари Шапделен» (1934). В последующих лентах Дювивье актер развивает тип романтического героя, обреченного судьбой, но сохраняющего благородство, достоинство и непокорный дух в фильмах «Знамя», 1935; «Пепе ле Моко» (1937). А в картине «Славная компания» (1936) персонаж Габена становится более заземленным, его «плебейский» демократизм отражает дух перемен, связанных с Народным Фронтом. Наиболее полно талант актера раскрывается в фильмах Ж. Ренуара: «На дне» (по мотивам пьесы М. Горького, 1936); «Великая иллюзия» (1937); «Человек-зверь» (1938). Воплощая жизнелюбие, здравый смысл и нравственную силу низов, персонажи ренуаровских фильмов раскрываются с глубиной и мощью, не известной до того кинематографу Запада. Однако в «Человеке-звере» герой Габена оказывается затравленной жертвой обстоятельств, за которыми просматривается уродство социальной системы. Исполнение двух ролей в лентах М. Карне «Набережная туманов» (1938) и «День начинается» (1939) завершает эволюцию персонажей актера и становление габеновского «мифа». Тихий пафос безнадежного противостояния миру зла делает габеновского аутсайдера поистине величественной, несмотря на трагизм, фигурой, а ненавязчивая, внешне незаметная манера исполнения позволяет актеру передавать все психологические нюансы и эмоциональную динамику роли. В годы войны Габен снимается лишь в двух голливудских незначительных фильмах и возвращается на родину. Обращение к «прежнему» Габену приносит успех драме Р. Клемана «По ту сторону решетки»/«У стен Малапаги» (1949), но понемногу актер переходит на возрастные роли. Его новые персонажи — по-прежнему сильные духом, человечные и готовые к борьбе с несправедливостью — чаще всего уже завоевали свое место под солнцем и защищают «устои» в фильме «Сильные мира сего» (1958), хотя Габен позволяет себе сниматься и в мелодрамах «Случай доктора Лорана» (1957), и в экранизациях классики «Отверженные» (1958), и особенно успешно в криминальных картинах: «Мелодия из подвала», (1963); «Сицилийский клан» (1969); «Двое в городе» (1973). «Поздний» Габен сыграл в великом множестве разнообразных фильмов, но его имидж будет всегда связан с простыми и великодушными парнями предвоенных лент.

Брассер (Brasseur) Пьер (1905, по другим данным 1903 — 1972), французский актер. Настоящие имя и фамилия — Пьер-Альбер Эспинас. Сын актеров, он закончил Консерваторию драматического искусства. Всю жизнь совмещал театр и кино. Обладал несомненным даром драматурга — написал много пьес. В кино дебютировал в 1925 в фильме Ж. Ренуара «Дочь вод». Потом будут эпизоды. В 1929 его ждет большой успех на сцене в комедии Э. Бурдэ «Слабый пол», которая позднее будет экранизирована Р. Сиодмаком. В 1935 женится «на всю жизнь» на актрисе Одет Жуайе, которая подарит ему сына Клода, ныне известного актера, В 1937 М. де Канонж экранизирует его пьесу «Рудничный газ», а в 1938 Марсель Карне даст ему яркую и темпераментную роль подонка Люсьена в «Набережной Туманов». Сцена его стычки с Жаном (Ж. Габен) войдет в антологию. Снимался при оккупации. Был настойчиво зван в Берлин, и посетил столицу III Рейха, о чем забавно рассказал в своих мемуарах. В 1942 снимался в полной аллегорий картине Ж. Гремийона «Летний свет», а затем в одной из своих главных ролей Фредерика Леметра в «Детях райка» (1945) М. Карне, у которого будет работать и в картине «Врата ночи» (1946), сыграет капитана в «Первом после бога» (1950) Л. Дакэна. Играл Барраса в «Наполеоне» Саша Гитри (1954). Запомнился его трогательный и нескладный Жюлю в «Порт де Лила» («На окраине Парижа», 1957). В 1972 снялся в последнем фильме — в Италии у Э. Сколы «Лучший вечер в моей жизни». Пьер Брaссер сыграл огромное количество ролей, которые недурно кормили его и семью. Но среди них много шелухи. Впрочем, если бы среди них была только одна роль в «Детях райка», он мог бы сказать, что прожил жизнь в кино не зря.

Кюни (Cuny) Ален (1908 — 1994), французский актер и режиссер. Сначала увлекся живописью и учился в Школе изящных искусств, потом получил актерскую выучку у Ш. Дюллена. В кино некоторое время использовался как художник в фильмах А. Кавальканти, Ж. Фейдера, Ж. Ренуара. После ряда проходных ролей сыграл главную роль Жюля в притче М. Карне «Вечерние посетители» (1942). Но его сдержанная, чуть высокомерная игра не была оценена современниками, что отразилось на дальнейшей карьере в кино Франции. Ему больше везло в Италии, где он играл в фильмах М. Антониони, таких, как «Дама без камелий» (1953), у Ф. Феллини в «Сладкой жизни» (1960) — в роли суицидного философа Штайнера, которого пугает жизнь, и он убивает себя и свою семью. А. Кюни снимался и у М. Феррери в антиклерикальной «Аудиенции» (1971) и антирасистском «Не тронь белую женщину» (1974). Большой успех имел в антивоенной картине Ф. Рози «Люди против» (1970) в роли генерала, имеющего свое понимание воинского долга. Его импозантную, хотя и театральную фигуру зрители запомнили в роли Воланда в экранизации булгаковской «Мастера и Маргариты» (1972). Участие А. Кюни в роли учителя сексологии «озабоченной» героини в нашумевшей в свое время «Эмманюэли» (1974) Дж. Джокина придало определенную «ауру» благопристойности фильму. Ален Кюни любил костюмные фильмы. Он был вполне на месте в «Песне о Роланде» (1979) Ф. Кассенти, где играл монаха Тюрпена, в роли участника Крестовых походов в своей последней картине «Рыцари круглого стола» (1993) Дени Льорки. Его жуир и вельможа в «Возвращении Казановы» (1992) Э. Нирманса тоже обратил на себя внимание зрителей. Под конец жизни, верный своим вкусам к французской литературе и, в частности Клоделю, сам поставил по его драме фильм «Объявление, сделанное Мари» (1993).

Барро (Barrault) Жан-Луи (1910 — 1994), французский актер. Родился в семье фармацевта, скончавшегося в конце первой мировой войны. Увлекался философией, поэзией, математикой и театром. Бросив работу помощника бухгалтера, продавал цветы на центральном рынке Парижа, преподавал в школе и учился на курсах живописи. Брал уроки актерского мастерства у знаменитого Ш. Дюллена и в 1931 был принят в театр «Ателье». Там же увлекся пантомимой и учился у Этьена Декру. В 1935 дебютировал как театральный режиссер и снялся в первом фильме «Славные дни» М. Аллегре. Большую часть жизни посвятил сцене, но успел сняться в 25 лентах. Среди них — «Великая любовь Бетховена» (1936), шпионская драма «Мадемуазель Доктор» (1937), «Фантастическая симфония» (1942, роль Гектора Берлиоза), «Завещание доктора Корделье» (телефильм по мотивам «Доктора Джекилла и мистера Хайда» Р. Л. Стивенсона, 1958). Ярче всего великий талант Барро-мима, драматического актера, трагика, поэта и мыслителя раскрылся в фильмах М. Карне. Фанатик придуманной им же любви к героине фильма «Забавная драма» (1937), жестокий и нежный, романтичный и вульгарный «убийца мясников», герой Барро объединял несоединимые крайности в ирреальном мире этой комедии Карне, вызывая ужас и чувство приобщения к недосказанной трагедии. В «Детях райка» (1945) Барро с редкой одухотворенностью, простотой и печалью передает трагедию великого мима Дебюрро, разворачивающуюся одновременно в двух измерениях его существования — в жизни и на сцене. В сценических пантомимах метания героя между «небом» и «землей», мечтой и повседневностью, любовью и долгом заключены в коротеньких символических миниатюрах. А за пределами сцены все развернуто до масштабов тщательно зафиксированной драмы художника, каждое движение мысли и чувства, которое передается зрителю и заставляет делать выбор между стоицизмом и максимализмом Дебюрро и легкомысленным практицизмом его антипода Леметра. В 1940—1946, в «Комеди Франсэз», Барро, становится одним из лидеров послевоенного театра Франции. Как великий новатор сцены, он не остается в стороне и от общественной жизни, в 1968 за поддержку бунта студентов и рабочих во время майских событий он был изгнан из «Театр де Франс». В 1982 снялся в роли Ретифа де ля Бретона в историческом фильме «Новый мир»/«Ночь Варенны» Э. Сколы.

Маре (Marais) Жан (наст. фам. Виллен-Маре, Villain-Marais) (1913 — 1998), французский актер. Начав сниматься еще в 1930-е гг. в фильмах М. Л'Эрбье, в «Странной драме» (1937) М. Карне, он получает известность в годы войны, снявшись у Кристиан-Жака в «Кармен» (1945). Знакомство и дружба с Ж. Кокто определили жизненную и творческую ориентацию Маре. Он становится «актером Кокто», играя на сцене в «Ужасных родителях», снявшись также в главных его фильмах «Орфей» (1949) и «Завещание Орфея» (1959). Много позднее Ж. Деми поручит ему роль в картине «Подземная автостоянка» (1985), навеянной мифологией Кокто. Охотно снимался в развлекательных комедиях — «Жюльетта» (1953), «Полуночные любовники» / «Разбитые мечты» (1953), а также в картинах «плаща и шпаги» — «Капитан Фракасс» (1961), «Горбун» (1959), «Рюи Блаз» / «Опасное сходство» (1947), в сказках «Красавица и чудовище» (1946), «Ослиная шкура» (1970). Получил особую известность благодаря серии фильмов о Фантомасе (1964-66). После того как молодой режиссер В. Рамо снял его в 1986 в «Родственных связях», Маре лишь в 1995 появился в почти знаковой роли у Б. Бертолуччи в картине «Ускользающая красота». В последние годы жил на юге, занимаясь гончарным ремеслом и живописью.

Блие (Blier) Бернар (1916 — 1989), французский актер. Родился в Буэнос-Айресе в семье потомственных французских биологов, но мечтал стать актером. В Парижской консерватории, куда поступал три раза, учился у Луи Жуве. Дебютировал в кино в 1937 году в фильме Марка Аллегре «Простофиля», название которого на долгие годы определило амплуа Блие. Приземистый, полноватый, лысоватый, с наивным лицом добряка, актер в первой половине своего творчества переиграл множество простодушных рогоносцев или добродушных жертв злобных интриг и нечистых происков в лентах, целиком ориентированных на традиции французского театрального водевиля или уголовной драмы. Чрезвычайно много снимался, каждый год в четырех-пяти картинах, в том числе у крупных режиссеров (де Баронселли, Аллегре, Кристиан-Жак), а также в фильмах мастера «поэтического реализма» Марселя Карне «День начинается» (1939) и «Северный отель» (1938). После второй мировой войны начинается второй период творчества Блие, когда ему довелось сыграть куда более серьезные драматические роли в лентах Анри-Жоржа Клузо «Набережная Ювелиров» (1948), Кайата «Перед потопом» (1953), «Черное досье» (1955); экранизациях французской классической и современной литературы «Отверженные» Жан-Поля Ле Шануа — роль инспектора Жавера (1957), «Сильные мира сего» Дени де Ла Пательера (1958), «Президент» Анри Вернея (1960), «Жерминаль» Ива Аллегре (1962). При этом без устали снимался в бесчисленных коммерческих картинах. Редко выступая в главных ролях, предпочитая блистательный актерский ансамбль, никогда не будучи «звездой», Блие оказывался находкой для режиссеров, которым требовался яркий исполнитель на роль сюжетно значимого, но второстепенного персонажа в фильмах «Высокий блондин в черном ботинке» (1972) Ива Робера, «Черная серия» (1979) Алена Корно, «Бесы» Анджея Вайды. Особняком среди его работ стоит «масочная» роль в черной комедии сына, режиссера Бертрана Блие — «Холодные закуски» (1979). В 70—80-е годы много снимался в Италии, у ведущих итальянских комедиографов Этторе Сколы, Марио Моничелли, Дино Ризи, Луиджи Дзампы. Был разноплановым актером старой французской школы, универсальным мастером, высоким профессионалом, одинаково органичным и в криминальной драме, и в бытовой комедии, и в историческом фильме, работавшим с большинством ведущих режиссеров разных поколений. За месяц до смерти успел получить почетную премию «Сезар» за творчество.