logo
Istoria_i_teoria_prazdnichnoy_kultury_Zachet

15. Трудовые праздники и обряды. Сельскохозяйственные праздники.

Большое место в жизни русского человека занимают народные праздники и обряды. Они являются одни из ви¬дов народной культуры, и многие из них уходят своими корнями в языческие времена, складываясь и развиваясь в течение многих веков, сохранили древние традиции русского народа.

четыре типа трудовых праздников:

1) календарные праздники рабочих профессий, или так называемые отраслевые праздники: День химика, День металлурга, День рыбака и т. д.;

2) трудовые праздники села, связанные с началом или завершением отдельных производственных циклов сельскохозяйственных работ: Праздник урожая, Праздник первого снопа и т. д.; .

3) праздники трудовых коллективов, предприятий, учреждений, учебных заведений, праздники-юбилеи производственных объединений;

4) «лично-трудовые» обряды: посвящение в хлеборобы, рабочие, чествование трудовых династий, ветеранов, присвоение почетных званий «лучший механизатор», «лучший чабан», «лучшая доярка» и др.

Эту классификацию следует дополнить группой праздников, которые условно можно назвать фольклорными праздниками труда, так как они посвящены народным ремеслам.

Трудовые праздники в каждой области, крае, республике имеют свою региональную специфику. Так, праздниками рабочих профессий на Северном Кавказе и в Дагестане являются дни кукурузоводов, овощеводов, табаководов, рисоводов, садоводов и такие широко отмечаемые, как дни механизаторов, животноводов. Более того, в каждом регионе уже как бы установился определенный «набор» трудовых праздников. Например, в Краснодарском крае имеют широкое распространение праздничные мероприятия: «Трудовому городу — достойные кадры» (для выпускников училищ трудовых резервов); «Прием в трудовую семью» (для выпускников сельских школ, оставшихся работать в родном селе); «Посвящение в учителя» (для нового пополнения учительских кадров); «Праздник первой зарплаты», «Проводы механизаторов на уборку урожая», «Соревнование на звание лучшего механизатора», «Торжественный прием в бригаду коммунистического труда», «Чествование трудовых династий», праздник лета «Кубанский тополек» (возникший как противопоставление религиозному празднику троицы), «Встреча трудового лета» и др. В сельской местности, где все усилия направлены на выращивание урожая, каждый праздник буквально пронизан теми трудовыми проблемами, которые актуальны для данной местности. Таков Праздник' первой борозды,, посвященный смотру готовности сельскохозяйственной. техники и общим трудовым показателям перед, весенними полевыми работами. Ответственный этап нолевых работ — начало весеннего сева. Это событие во многих областях отмечается поздравлением лучшей тракторной бригады. Часто лучшим механизаторам по установившейся традиции вручается хлеб-соль. Тепло приветствуют хлеборобов юные пионеры, агитбригады дают концерт. В честь, бригады поднимается флаг трудовой славы. В поле к лучшей бригаде выезжает автоклуб с подготовленной литературно-музыкальной композицией, с цветами,, ветками, вымпелами. Привлекает внимание День косаря, проводимый в селении Каладжух дагестанского совхоза «Усухчайский». Каладжухцы имеют богатые сенокосные угодья в горах. Вовремя провести косовицу - их главная задача. Поэтому праздник косарей начинается с того,, что все взрослые жители села выходят на сенокос и за день скашивают' травы почти с половины всей сенокосной площади.. Таким образом, праздником становится сам процесс труда всех участников косовицы.

Стала повсеместной родившаяся поначалу на Алтае и в Ставрополье благородная традиция торжественных проводов механизаторов на поля, когда приходит горячее время уборки зерновых. А в Моздокском р-не (Сев. Осетия) право гражданства получил Праздник первого валка, вылившийся в соревнование за уборку нового урожая без потерь и в лучшие сроки.

Ответственнейший рубеж в жизни хлеборобов — начало жатвы. В Нежинском р-не на Черниговщине это событие отмечается следующим образом. Здесь, как в старину лучшей жнице, так теперь передовой колхознице торжественно вручается серп, чтобы сжать первый сноп хлеба. Под живые песни его устанавливают на видное место, после этого комбайны идут в загонку. А когда машины наполнятся первым зерном, все собравшиеся в поле на праздник с песнями возвращаются в село. Лентой победителя, надетой через плечо, караваем хлеба из зерна нового урожая на расшитом полотенце — вот так по сложившемуся теперь обычаю тепло поздравляют хлеборобы своих товарищей, отличившихся высокими успехами в уборке урожая.

В битве за урожай поле для земледельца становится ратным. Не случайно хлеборобы многих хозяйств Волгоградской обл. в 1982 г. несли гвардейскую вахту в честь 40-летия разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом. Прямо в поле, в пересменку, с участниками исторического сражения состоялись встречи хлеборобов в колхозах «Котлубань», «Память Ленина», «Россошинский» Городищевского р-на.

Большинство народных праздников и обрядов в стародавние времена носили земледельческий характер. Говоря об особенностях народных праздников и обрядов, выделим две основные их черты: мировоззренческий аспект и коллективный характер проведения.

Уклад жизни наших предков определялся естественной сменой времен года, где главными ориентирами были летний и зимний солнцеворот, весеннее и осеннее равноденствие, а также естественная смена времен года, когда происходили изменения в природе. Переход от одного этапа к другому отмечался календарными праздниками и обрядами: Святки, Масленица, Семико-Троицкие празднества, Иван Купала и различными земледельческими обрядами.

Особенностями календарных праздников и обрядов был не только отдых от трудовых будней, а своеобразным итогом прожитого отрезка времени и одновременно подготовкой к следующему. Как «итог», так и «подготовка» осуществлялись через определенные обряды и ритуальные действия.

Русский народ считал, что на зиму земля засыпала, а в начале лета была беременна урожаем, страдала «рожая хлеб». Выпекая печенье в форме домашних животных и съедая его, люди верили, что так будет обеспечен приплод скота. Яйца, зерна символизировали новую жизнь, пробуждение природы, земли. Поэтому обряд поедания яиц в поле перед началом сева или первом выгоне скота, катание яиц с горки призваны были вызвать плодородие земли, обеспечить сохранение скота. Также обряд сжигания чучел (Масленица) символизировал смерть и одновременно возрождение жизни, что постоянно происходило в природе. Совершая обрядовые действия народ часто обращался к слову и музыки, считая, что они обладают магией, помогают получить богатый урожай, благополучие в семье.

Самыми ранними, известными на Руси народными праздниками и обрядами были календарные, связанные с земледельческим календарем славян, которые начинались в декабре и заканчивались осенью, с завершением уборки урожая.

Затем, с принятием Русью христианства, появились праздники и обряды церковные (православные, религиозные). В праздничные дни верующие обязаны были посещать церковь для общей молитвы, а по выходе из нее занимались богоугодными делами: молитвой, утешением скорбящих.

С принятием христианства на Руси появились и особые праздничные дни, посвященные святым, чудотворным иконам. Многие из них совпадали по датам с календарными праздниками. Например, Рождество Христово совпало с древнеславянским праздником, посвященным зимнему солнцевороту; праздник Ильи-пророка – с культом древнего Перуна. Но славяне не спешили расставаться со своими языческими праздниками и обрядами, играми, хороводами, песнями и плясками. Церковь не одобряла эти празднества, обличала, и даже расправлялась физически с участниками «бесовских игрищ», но так и не смогла полностью вытеснить из жизни древние верования, обряды и обычаи.

Русские народные праздники

Коляда — колядование в ночь под Рождество

Масленица — первые проводы Зимы

Велик день — Пасха в народной традиции

Радоница — день домашнего и церковного поминовения предков

Яблочный Спас — освещение яблок, угощение, приготовление яблочного пирога.