12. Гуляния и ярмарки середины 19 века. Формы народной праздничной культуры.
Ярмарка (по-немецки Jahrmarkt — ежегодный рынок) — это регулярные торжища, рынок, периодически организуемый в традиционно определенном месте. Ещё так называют сезонную распродажу того или иного вида товаров.
В России обычно ярмарки открывались на церковные праздники. Длились они от 1 дня до 2-3 месяцев. Торговали в основном сельскохозяйственными продуктами, скотом, лошадьми, пушниной, кожей, тканью и многим другим. Во второй половине XIX века в России действовало до 6,5 тысяч ярмарок. Самыми крупными были Макарьевская ярмарка, существовавшая с XVI века, и Нижегородская ярмарка.
Русский раёк
Когда-то русский раек (раёк) являлся своего рода народным «кинотеатром» на открытом воздухе, в котором показывали неподвижные, но все же сменяющие друг друга картинки. Потешные панорамы занимались благородным делом — просвещением и информацией неграмотного народа, исполняли роль устной газеты, таким образом помогая зрителям знать об основных событиях в мире. Ну а раешник — это рассказчик, показывающий свой раёк.
Раёк был весьма популярным способом развлечения во время народных гуляний в течение всего XIX века. Он состоял из небольшого ящика, в передней стенке которого были проделаны отверстия (отверстия часто снабжались увеличительными стёклами), внутри перематывалась с одного валика на другой длинная полоса определённой длины с нарисованными изображениями. Зрители наблюдали картинки сквозь отверстия, а раешник передвигал изображения и комментировал их. Первоначально в райке «крутили» картинки только религиозного содержания, например, об ангелах, о жизни Адама и Евы в раю, откуда и пошло название панорамы. Позднее картинки в райке были самого разнообразного содержания: про богатырей (например, Илья Муромец и Микула Селянинович), государственных деятелей и знаменитых людях (Наполеон, Суворов, Степан Разин); демонстрировали батальные сцены, в которых славились победы русских воинов; обзорные панорамы (Петербург, Италия, Франция, Германия); исторические события; «уроды» и карлики; моды того времени и многое другое.
Собирая своими прибаутками и скороговорками зрителей, раешник просил по копейке «с рыла» за возможность посмотреть на его картинки. Раешник усиленно развлекал публику, рассказывая содержание картинок очень остроумно, смешно, хотя и весьма примитивно. Вот, например, что рассказывал раешник, показывая картинки из заграничной жизни:
Раёк был непременным участником всех больших ярмарок и праздничных гуляний в городах России XIX века.
Верхний ярус театра (галёрка) тоже когда-то назывался райком. В старину на ярмарках громко кричал и другой раешник (не владелец райка) — дед-раешник, или балаганный дед. Дед-раешник стоял перед балаганом на специальном возвышении — балконе, который назывался раус, и зазывал публику на балаганное представление.
Балаган
Балаган (от персидского «балахане» — верхняя комната) в дни ярмарок вначале был торговым помещением, позднее, в середине XVIII века, он стал специально возводиться для театрализованных представлений, которые можно сравнить с цирковыми. В XIX веке основшым материалом для балаганов были доски, крыша делалась из мешковины или брезента. Внутри балаган были сцена и зрительный зал, в котором были на первые, вторые и стоячие места. Перед балаганом имелся балкон, с которого дед-раешник приглашал публику прийти на представление.
В балагане показывали все то, что можно считать зачатками современного цирка, например, «игру оркестра во чреве кита»; представляли свои номера карлики и великаны, силачи и акробаты, жонглёры, танцоры, фокусники, кукольники.
В конце XVIII века в балаганах разыгрывались инсценировки рыцарских романов, «арлекинады» со многими сценическими эффектами: полётами, провалами («смертельными» падениями), превращениями (фокусами). Во время Крымской войны в балаганах показывались пантомимы с батальными сценами и схватками, устраивали взрывы, пожары, для чего использовали специальные машины и пиротехнику.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Вопросы для подготовки к экзамену Предмет: История и теория праздничной культуры
- Праздник, как социальное явление. Функции праздника. Классификация.
- 2. Праздники сельскохозяйственного природного цикла древней Греции и их характеристики.
- 3. Панафинеи, как прообраз государственного праздника древней Греции.
- 4. Олимпийские игры и систем спортивных игр в древней Греции.
- 5. Праздники природного цикла в древнем Риме: Луперкалии, Флоралии, Сатурналии, Цереалии, Советалии.
- 5. Праздники древнего Рима эпохи Империализма: Триумфы, Вакханалии, праздник Деметры их характеристики.
- 6. Праздники Французского королевского двора, дворянские праздники.
- 7. Цеховые праздники эпохи средневековья.
- 8. Европейские народные, площадные представления и карнавальные гулянья 12-18 веков.
- Праздники периодов Французской буржуазной революции.
- Праздничная культура России 10-17 веков. Виды праздников. Скоморошество.
- 11. Реформа Петра 1 в праздничной культуре. Петровские ассамблеи, маскарады, государственные праздники.
- 12. Гуляния и ярмарки середины 19 века. Формы народной праздничной культуры.
- 13. Государственные праздники России 20 века: праздник пролетарской солидарности, праздник независимости России, день конституции.
- 12 Июня
- 14. Государственные праздники России: Красной Армии, военно-морского флота, день защитника отечества, день победы.
- 15. Трудовые праздники и обряды. Сельскохозяйственные праздники.
- 16. Профессионально-трудовые праздники.
- 18.Семейно-бытовые праздники. Культура обряда имянаречения.
- 19. Семейно-бытовые праздники. Культура свадебной обрядности.
- 20. Семейно-бытовые праздники. Обряд новоселья.
- 21. История и особенности режиссуры спортивных праздников.
- 22. Народные и религиозные праздники России 20 века: масленица, день Ивана Купала, Рождество Христово, пасха, троица.
- 23. Массовые праздники, как психолого-педагогическая система.