20. Семейно-бытовые праздники. Обряд новоселья.
Ритуальные действия входа в дом начинались за неделю. Испытывая безопасность жилья, на первую ночь пускали в дом кота и кошку, если все было благополучно, несли петуха и курицу, на третий день уже поросенка, в следующие дни овцу, корову и лошадь. Птицы и животные очень чувствительны и тем самым показывают хозяину, "доброе" ли место. И только на седьмой день поселялись люди. Давно приметили, что кто первый в дом входит, тому первому умирать. Первый входящий забирает на себя все зло, которое может присутствовать на новом месте, или становится жертвой за срубленные для строительства деревья. И если в семье были "уставшие от жизни" старики, они-то и входили первыми. Если не было стариков, приглашали чужого человека, не верующего ни в черта, ни в бога, а позже стали приглашать аптекаря-немца или доктора-немца, которые к таким порядкам относились, как к игре.
Огромной очистительной силой обладают хлеб, зерна и особенно квашня. Потому "первым иногда мог войти хозяин с квашней и иконой в руках, за ним - хозяйка с курицей, дальше шла молодежь. Вселение семьи сопровождалось обрядом перенесения огня из старого жилья и переселения домового из старого подпечья в новое. Домового зазывали и приглашали: "Домовой! Домовой! Пойдем со мной!". Или же хозяин, стоя в воротах и кланяясь на три стороны, возглашал: "Батюшка домовой и матушка домовая, батюшка дворовой и матушка дворовая со всем семейством, пойдемте к нам на новое жилище с нами жить!". Домового переносили с жаром из старой печи на хлебной лопате", с горшком каши или в валенке.
Входили в дом по нитке, веревке или поясу. Все эти предметы - символы времени, долговечности, жизни, которые связывают родных. Несли с собой и воды, и медового напитка, "старались захватить с собой из старого дома в новый и Долю. Считалось, Доля есть не только у человека, но и у избы. Перенос Доли выражался в том, что с прежнего места на новое переправляли некоторые "символы обжитости": домашние изваяния богов, огонь очага, домовой сор и даже лукошко навоза из хлева". Кашу несли недоваренную и прямиком ставили сразу доваривать на новый огонь.
Все эти ритуалы выполняли люди, имеющие детей, беременные, здоровые и зрелые, чтобы способствовать богатству, прибытку, многодетности в новом доме.
В дом переезжали в полдень или рано утром, то есть на сильный свет. Самым счастливым днем для переезда считали 14 сентября (1 сентября по с. ст.) - день Симеона Столпника, день Новолетия, день зажжения зимнего огня - зажжение печи в доме после лета. Хорошим днем считается и День Введения во храм Богородицы (4 декабря, 21 ноября по с. ст.), обычно приглашали батюшку для освещения дома. До христианства очищали дом другими способами: устилали пол священными травами. Поджигали чагу, чистотел и чертополох. Делали "окуривание" - обход вокруг дома с можжевельником и полынью. Внутри дома делали освящение при помощи лучины или свечи, обходя по периметру по часовой стрелке - по кругу. Очищали дом молитвами, ладаном. Но самая большая сила очищения - это веселье и смех. Вот почему все праздники сопровождаются дружными застольями и песнями. Умение смеяться творец дал только существу разумному - человеку. Жизнерадостный смех - сильное средство борьбы с тьмой. На Руси смех детей до 12 лет считался чистым лечебным, оберегающим.
Особое значение придавалось самому первому гостю, желательно, чтобы это был человек хозяйственный, верующий, порядочный, добрый, красивый. Зная такой обычай, о такой примете заботились соседи и друзья. Затем начиналось застолье. Ставились хлебы и соль в солоницах. Пироги предвещали добрые отношения с соседями: "Не купи двора, купи соседа". Ставились блюда из курицы - символ многодетности и прибыли. После угощения каждый гость давал что-нибудь хозяину возле "коника" - печки.
Но окончательно обжитой и освященной изба считалась только после свадьбы, рождения ребенка или смерти, после пережитого вместе с домом важного события в жизни семьи.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Вопросы для подготовки к экзамену Предмет: История и теория праздничной культуры
- Праздник, как социальное явление. Функции праздника. Классификация.
- 2. Праздники сельскохозяйственного природного цикла древней Греции и их характеристики.
- 3. Панафинеи, как прообраз государственного праздника древней Греции.
- 4. Олимпийские игры и систем спортивных игр в древней Греции.
- 5. Праздники природного цикла в древнем Риме: Луперкалии, Флоралии, Сатурналии, Цереалии, Советалии.
- 5. Праздники древнего Рима эпохи Империализма: Триумфы, Вакханалии, праздник Деметры их характеристики.
- 6. Праздники Французского королевского двора, дворянские праздники.
- 7. Цеховые праздники эпохи средневековья.
- 8. Европейские народные, площадные представления и карнавальные гулянья 12-18 веков.
- Праздники периодов Французской буржуазной революции.
- Праздничная культура России 10-17 веков. Виды праздников. Скоморошество.
- 11. Реформа Петра 1 в праздничной культуре. Петровские ассамблеи, маскарады, государственные праздники.
- 12. Гуляния и ярмарки середины 19 века. Формы народной праздничной культуры.
- 13. Государственные праздники России 20 века: праздник пролетарской солидарности, праздник независимости России, день конституции.
- 12 Июня
- 14. Государственные праздники России: Красной Армии, военно-морского флота, день защитника отечества, день победы.
- 15. Трудовые праздники и обряды. Сельскохозяйственные праздники.
- 16. Профессионально-трудовые праздники.
- 18.Семейно-бытовые праздники. Культура обряда имянаречения.
- 19. Семейно-бытовые праздники. Культура свадебной обрядности.
- 20. Семейно-бытовые праздники. Обряд новоселья.
- 21. История и особенности режиссуры спортивных праздников.
- 22. Народные и религиозные праздники России 20 века: масленица, день Ивана Купала, Рождество Христово, пасха, троица.
- 23. Массовые праздники, как психолого-педагогическая система.