23. Массовые праздники, как психолого-педагогическая система.
В самой природе человека заложена необходимость органического сочетания будней и праздников, подытожить результаты трудовой деятельности. В стремлении человека к завтрашней радости есть стимул развития социальной активности на которой можно построить эффективную воспитательную систему.
Многообразные воспитательные функции массовых народных праздников обуславливают целесообразность широкого использования этой формы эстетического и нравственного воздействия в системе воспитания, в первую очередь подрастающее поколение и молодежь.
Современная система массовых народных праздников это своеобразное педагогическая система, которая органически связана со всей воспитательной работой в данной социальной общности. Она обеспечивает постоянное воспитательное воздействие на людей, отражает их мировоззрение.
Народные праздники превратились в огромную массовую акцию, втягивающую в действия тысячи людей. Являясь своеобразной формой творческого отчета коллектива художественной самодеятельности, они превращаются в целенаправленную программу, служат формированию национальной гордости, патриотизма, единства народа. Именно такая педагогическая функция определяет их место в современной системе воспитательной работы.
Анализ опыта организации и проведение народных праздников по всей России позволяют сформировывать основные педагогические принципы организации этой формы.
- принцип всеобщности
- принцип использования активности и самодеятельности людей
- принцип дифференцированного подхода к участникам.
Для системы воспитания немаловажное значение имеет и принцип дифференцированного подхода к участникам, позволяющий создать гибкую систему воздействия на массы, тем самым лучше и действенно показать свои возможности в любом виде искусства.
В каждом празднике, представляющем собой конкретную педагогическую систему, проявляются закономерности педагогики как науки о воспитании подрастающих поколений и взрослых людей посредством целенаправленной специально организованной системы воздействия.
Важнейшим элементом воспитательной системы народного праздника являются средства театрализации, позволяющие обеспечить единство информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на его участников, породить атмосферу торжественности, эстетического творчества.
Праздник, как педагогическая система одновременно обращен и ко всей массе составляющих его индивидов, и к каждому в отдельности.
Как итог общественно-созидательного труда и формы организации досуга, ставящей личность в условиях активной духовной деятельности праздник создает объективные предпосылки коллективной праздничной организации людей. Коллектив – основа социальной жизни и складывающихся в процессе совместной деятельности общественных отношений. Он выступает как связующее звено между личностью и обществом, как условие и предпосылка индивидуального развития, как важнейший фактор формирования гуманистической направленности личности. Общение в условиях праздничной коллективной организации становится важнейшим фактором приобщения личности к духовным ценностям народа. Общественный опыт передается индивиду и воспринимается им не только в процессе целенаправленного общественного воздействия и не только в «сознательной форме», в виде идей, понятий, взглядов, мнений, норм. Через общение он посредством подражания и заимствования, сопереживания усваивает человеческие эмоции и формы проведения.
Функции народных праздников:
- развивающая - информационно-просветительная
- культурно-творческая - рекреативно-оздоровительная.
Наиболее полно развивающее начало воплощено в информационно-просветительной функции массовых праздников. Под термином «просвещение» в данном случае подразумевается педагогическая образовательная и самообразовательная деятельность, направленная на духовное обогащение личности, приобретение определенной системы знаний, получение необходимой информации.
Информационно-просветительная функция народных праздников основана на самостоятельности самих людей, она обеспечивает наиболее полное удовлетворение разнообразных интересов, запросов и предпочтений людей различных возрастов и профессий.
«Чтобы воспитать истинно русского гражданина своей родины нужно начинать с малого – с изучения традиций, праздников и обрядов, сложившихся у нас в России еще до рождества Христова. Дети любили свою родину, ценили, уважали своих близких и родных. Сейчас с каждым годом каждое новое поколение ожесточается, забывает свои истоки. СМИ перестало нести воспитательную, образовательную функцию. Нужно исправлять сложившуюся ситуацию. С ранних лет, с дошкольного возраста надо вкладывать в ребенка понятия «народные традиции», «народные праздники», «народные обряды». Ведь роль народных традиций в формировании и
- Вопросы для подготовки к экзамену Предмет: История и теория праздничной культуры
- Праздник, как социальное явление. Функции праздника. Классификация.
- 2. Праздники сельскохозяйственного природного цикла древней Греции и их характеристики.
- 3. Панафинеи, как прообраз государственного праздника древней Греции.
- 4. Олимпийские игры и систем спортивных игр в древней Греции.
- 5. Праздники природного цикла в древнем Риме: Луперкалии, Флоралии, Сатурналии, Цереалии, Советалии.
- 5. Праздники древнего Рима эпохи Империализма: Триумфы, Вакханалии, праздник Деметры их характеристики.
- 6. Праздники Французского королевского двора, дворянские праздники.
- 7. Цеховые праздники эпохи средневековья.
- 8. Европейские народные, площадные представления и карнавальные гулянья 12-18 веков.
- Праздники периодов Французской буржуазной революции.
- Праздничная культура России 10-17 веков. Виды праздников. Скоморошество.
- 11. Реформа Петра 1 в праздничной культуре. Петровские ассамблеи, маскарады, государственные праздники.
- 12. Гуляния и ярмарки середины 19 века. Формы народной праздничной культуры.
- 13. Государственные праздники России 20 века: праздник пролетарской солидарности, праздник независимости России, день конституции.
- 12 Июня
- 14. Государственные праздники России: Красной Армии, военно-морского флота, день защитника отечества, день победы.
- 15. Трудовые праздники и обряды. Сельскохозяйственные праздники.
- 16. Профессионально-трудовые праздники.
- 18.Семейно-бытовые праздники. Культура обряда имянаречения.
- 19. Семейно-бытовые праздники. Культура свадебной обрядности.
- 20. Семейно-бытовые праздники. Обряд новоселья.
- 21. История и особенности режиссуры спортивных праздников.
- 22. Народные и религиозные праздники России 20 века: масленица, день Ивана Купала, Рождество Христово, пасха, троица.
- 23. Массовые праздники, как психолого-педагогическая система.