logo
гос

22.Приемы построения пространств. Композиции.

Построение пространственной композиции, определение рисунка танца иг­рает важнейшую роль в создании хореографического языка танцевальной ком­позиции. Между рисунком танца и хореографическими движениями существует тесная взаимосвязь: рисунок танца влияет на отбор тех или иных хореографиче­ских движений, в большой степени определяя создание тех или иных хореогра­фических комбинаций. И хотя эти создаваемые хореографические комбинации могут корректировать уже выстроенный рисунок танца, все же определение это­го рисунка первично, а возникновение хореографической лексики вторично.

В свою очередь, сам рисунок танца зависит от строения музыкального ма­териала музыкального произведения, лежащего в основе сочиняемой хореогра­фической композиции. Рисунок танца тесно связан с динамическими оттенками музыкальной фразы, с артикуляцией, а главное — со строением и направлением движения мелодической линии. Движение мелодической линии всегда имеет свой рисунок. Этот мелодический рисунок представляет собой совокупность мелодии вверх, вниз и на месте. Рисунок же танца должен логично следовать за мелодическим рисунком: например, повторность или опевание звука диктует незначительное перемещение на сценической площадке или движение на одном месте; восходящее же движение в мелодии — это, как правило, продвижение вперед, а нисходящее — назад. Таким образом, при создании пространственной композиции следует помнить о том, что в основу логики построения рисунка танца должна быть заложена логика строения музыкального материала.

Выстраивая пространственную композицию, важно стремиться (по воз­можности) к максимальному заполнению сценической площадки, то есть ис­пользовать все точки сценического пространства, если это не противоречит драматургическому решению хореографической композиции.

Рисунок танца неразрывно связан с драматургической линией музыкально- хореографической композиции. Эмоционально-образный строй музыкального произведения является основой построения хореографического рисунка. Поэто­му, выстраивая пространственную композицию, обязательно следует выявить кульминационные моменты в музыкально-драматургической линии на основе проведенного ранее анализа музыкального материала. Влияние именно этих моментов необходимо учитывать при определении главных точек сценического пространства. Именно эти эмоционально насыщенные кульминационные мо­менты должны служить отправными точками в определении траектории сцени­ческих перемещений.

Рисунок танца должен быть пространственно-хореографическим выраже­нием процесса развития эмоциональной образности. Он должен являться одним аз способов отражения поведения персонажа, его внутренней и внешней харак­теристики. Поэтому при построении пространственной композиции необходимо поставить перед собой главную задачу — определить траекторию сценического перемещения персонажа (персонажей) исключительно с точки зрения решения задач драматургической образности.