1. Основные понятия истории пространственных искусств. Классификация видов искусства. Форма и содержание, стиль.
КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ИСКУССТВА
Искусство (творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.) существует и развивается как система взаимосвязанных между собой видов, многообразие которых обусловлено многогранностью самого (реального мира, отображаемого в процессе художественного творчества.
Виды искусства - это исторически сложившиеся, формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения (слово в литературе, звук в музыке, пластические и колористические материалы в изобразительном искусстве и т. д.).
В современной искусствоведческой литературе сложились определенная схема и система классификации искусств, хотя единой до сих пор нет и все они относительны. Наиболее распространенной схемой является его деление на три группы.
В первую - входят пространственные или пластические виды искусств. Для этой группы искусств существенным является пространственное построение в раскрытии художественного образа - Изобразительное искусство, Декоративно-прикладное искусство, Архитектура, Фотография.
Ко второй группе относятся временные или динамические виды искусств. В них ключевое значение приобретает развертывающаяся во времени композиция - Музыка, Литература.
Третью группу представляют пространственно-временные виды, которые называются также синтетическими или зрелищными искусствами - Хореография, Литература, Театральное искусство, Киноискусство.
Существование различных видов искусств вызвано тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать художественную всеобъемлющую картину мира. Такую картину может создать только вся художественная культура человечества в целом, состоящая из отдельных ви-дов искусства.
2. Основные особенности архитектуры как вида искусства, «формула» архитектуры; архитектура и строительство. Основные закономерности архитектурного формообразования. Архитектура и дизайн: взаимосвязь и взаимозависимость.
формула архитектур- формула Новикова: (наука+техника)умнож на искусство
Искусство архитектуры теоретически понятное и доступное каждому гражданину или сельскому жителю. Фактически далеко не всегда оказывается доступным и понятным в своих проявлениях именно вида искусства. Скорее полезность различных построек и есть то, что прежде всего становится предметом оценки архитектурного объекта. Эта функциональная» понятность и создает завесу в постижении образов архитектурных сооружений как произведений искусства.
Но вместе с тем «... именно способность изображения и отличает художественную архитектуру как искусство от простого строительства. Обыкновенное строение служит практическим потребностям, оно «есть» жилой дом, вокзал или театр; произведение же художественной архитектуры изображает, чем оно «должно быть», раскрывает, выражает свой смысл, свое практическое и идейное название» . Общепринято, что «Архитектура» - {лат. architectura - строительное искусство} - искусство проектировать и строить здания, сооружения.
«Архитектура искусство возводить постройки, соответствующие определенным целям [жилые дома, общественные, административные, представительские и другие здания], отражающее уровень развития производительных сил и характеризующееся степенью сочетания функционального назначения с эстетической архитектурной формой» [3, с.54]. Еще из трактата Витрувия (1 в. до н.э.) известно, что архитектура триедина: она сочетает прочность пользу красоту. Современные исследователи склоны тоже самое именовать терминами: конструкция, функция, форма. Это триединство и есть главная сложность как в определении архитектуры как вида искусства, так и в его изучении. Как каждый вид искусства архитектура имеет свои цели, выразительные средства, способы, приемы, специфику восприятия, свою историю, наполненную движением от простейших элементарных укрытий до сложнейших построек хай-тека конца ХХ века.
Таким образом, процесс постижения основ знаний об архитектуре, изучения ее истории должен быть адекватен особенностям этого вида искусств. Поэтому задачи изучения архитектуры, совпадая с задачами расширения и углубления общих знаний и представлений об истории, культуре, науке, должны отражать и требование раскрытия роли архитектуры в мировом историко-культурном процессе.
Определение архитектуры как материальной и духовной основы жизнедеятельности человека и общества будет не полным, если не рассмотреть архитектуру как профессиональную деятельность, включающую практическую проектную деятельность, педагогическую деятельность архитектора и научные исследования в архитектуре. Применительно к архитектуре архитектурный образ. Изучение природы, закономерностей и особенностей архитектурного образа представляется основой изучения архитектурного произведения. Реалии мира как строительный материал архитектурного образа, его многозначность и недосказанность, индивидуализированность и обобщение, метафоричность и парадоксальность, ассоциативность, многообразие форм образа и пути их понимания вот те возможные направления вхождения в мир архитектуры, именуемый нередко «второй, искусственной» природой.
- 1. Основные понятия истории пространственных искусств. Классификация видов искусства. Форма и содержание, стиль.
- 3. Периодизация первобытного искусства. Этапы его развития, духовные начала и основные памятники. Возникновение изобразительного искусства.
- 4. Зарождение архитектуры в первобытном обществе. Развитие форм жилища у первобытных и традиционных народов.
- 5. Сакральная архитектура первобытных и традиционных народов. Мегалиты.
- 6. Культура Древнего Египта: природная среда, мировоззренческие основы и периодизация истории. Мифология и искусство. Канон в египетском искусстве.
- 7. Архитектура Древнего Египта эпохи Раннего и Древнего царства. Сложение формы пирамиды и комплекс в Гизе.
- 8. Изобразительное искусство древнего Египта эпохи древнего царства. Специфика скульптуры и живописи периода Среднего царства.
- 9. Архитектура Древнего Египта эпохи Нового царства: структура наземного храма, ансамбли в Карнаке и Луксоре. Архитектура и градостроительство эпохи Амарны.
- 10. Искусство древнего Египта амарнского периода. Искусство древнего Египта второй половины нового царства. Архитектура и искусство позднего периода.
- 11. Архитектура древнейшего Междуречья. Шумер, Аккад, Древний Вавилон.
- 12. Архитектура и искусство Ассирии, Нового Вавилона, Ахеменидского Ирана.
- 13. Культура Крита и материковой Греции в 3 – 2 тысячелетии до н.Э. Археологические открытия. Периодизация, основные принципы, памятники архитектуры и искусства.
- 14. Культура Древней Греции: значение для европейской цивилизации, периодизация, краткая характеристика периодов. Искусство гомеровской эпохи.
- 15. Древнегреческий храм: структура, основные типы, сочетание архитектуры и скульптуры. Ордерная система (ионический и дорический ордер).
- 16. Эволюция греческой скульптуры от архаики к поздней классике.
- 25. Особенности культуры Византии. Периодизация истории, краткая характеристика периодов. Ранневизантийское изобразительное искусство.
- 26. Архитектура эпохи Юстиниана Великого. Собор Св. Софии в Константинополе: символика, конструктивные особенности.
- 27. Иконоборчество и иконопочитание. Сложение канона в византийском изобразительном искусстве средневизантийского периода.
- 28. Средневизантийская архитектура и сложение крестовокупольного типа храма.
- 29. Поздневизантийская архитектура и искусство.
- 32. Искусство Западноевропейского Средневековья: общая характеристика, периодизация. Искусство варварских народов.
- 33. Архитектура Западной Европы периода раннего Средневековья. Архитектура государства каролингов и оттонов.
- 34. Архитектура романского храма: конструктивная логика и образная характеристика. Романский стиль в архитектуре Франции.
- 35. Романская скульптура Франции.
- 36. Архитектура городов и замков периода зрелого Средневековья.
- 37. Архитектура французской готики.
- 38. Французская готическая скульптура.
- 39. Особенности немецкой готической скульптуры.
- 40. Эпоха Возрождения: общая характеристика, периодизация.
- 41. Особенности средневековой архитектуры Италии. Романский и готический стиль в Тоскане.
- 42. Творчество Бруннеллески и создание новой архитектуры Возрождения.
- 43. Основные тенденции в развитии итальянской архитектуры XV в. Творчество л.Б. Альберти. Идеальные города.
- 44. Высокое Возрождение в архитектуре. Браманте и собор святого Петра в Риме.
- 45. Архитектура Микеланджело.
- 46. Архитектура а. Палладио.
- 47. Искусство Треченто. Общая характеристика. Творчество Джотто.
- 48. Сьенская школа: творчество Дуччо и с. Мартини.
- 49. Своеобразие искусства Кватроченто.
- 50. Творчество Донателло.